Конспект проведения хозяйственно-бытовой труд «В ГОСТЯХ У БАБУШКУ ФЕДОРЫ» в средней группе №2 Воспитатель: Ретунцева Е.В первая квалификационная категория. Саратов 2015 год.
материал (средняя группа) на тему

Ретунцева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

проведения хозяйственно-бытовой труд

«В ГОСТЯХ У БАБУШКУ ФЕДОРЫ»  в средней группе №2

 Воспитатель: Ретунцева Е.В

первая  квалификационная категория.

Саратов 2015 год.

Программное содержание: 

Обучающие задачи: включать детей в несложный хозяйственно- бытовой труд *мытье посуды, вытирание пыли, наведение порядка в игровом уголке); : помочь в освоении трудовых умений (намыливать губку, тереть губкой, ополаскивать, вытирать полотенцем посуду);

Развивающие задачи:. развивать самостоятельность в выборе трудовых действий; 

 развивать желание помогать взрослым, осознавать полезность своего труда.

Словарная работа:  активизировать словарь детей словами

Воспитательные задачи: воспитывать  детей выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборки рабочего места);

Материал и оборудование: тазы с водой, фартуки, полотенца, иллюстрации к сказке «Федорино горе».

- -

Методы и приёмы:  игровые:  игровая ситуация;  словесные: беседа, напоминание, поощрение; наглядные: показ, рассматривание.

Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, одобрала необходимый материал и оборудование.

Ход проведения  игровой деятельности

Действия  детей

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? (Да) А какие сказки К. Чуковского вы знаете? (Перечисляют) Хотите отправиться в одну из сказок  К. Чуковского? (Да) А что это за сказка, мы узнаем, когда приедем в страну сказок. На чем мы можем туда отправиться? (Дети перечисляют) Давайте отправимся туда на автобусе, вот он уже стоит на остановке.

Дети занимают места в автобусе. Шофер заводит мотор, и все отправляются в путь , исполняя песенку: «Мы едем, едем, едем…»

Воспитатель: А вот и сказочная страна.

Ой, посмотрите, что же здесь лежит в овражке? (Посуда). Я уже, кажется, догадалась,  в какой сказке мы оказались. А вы догадались? (Дети предполагают). Дети, давайте-ка соберем посуду вот в эту корзину. Я думаю, что бабушка Федора будет очень рада, если мы вернем ей посуду.

Дети собирают посуду и подходят к дому Федоры. Она сидит и плачет.

Федора: Ой,  вы бедные сиротки мои!

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка немытые домой.

Я водою вас умою ключевой, Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком.

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!

Воспитатель и дети: Здравствуйте, Федора Егоровна! Что у Вас случилось?

Федора: Да вот, совсем я старенькая стала, за посудой следить перестала. И она от меня убежала.

Воспитатель: Бабушка Федора, не твою ли мы посуду нашли?

Федора: Ой, моя, моя, миленькая!

Воспитатель: Дети, а чем мы можем помочь бабушке Федоре? (Дети перечисляют). Правильно, надо порядок в доме навести, пыль в шкафах протереть, посуду помыть. А что же нам надо для работы? Вот здесь лежат разные предметы. Давайте выберем то, что нам необходимо для работы.

Дети подбирают необходимый материал.

Воспитатель расставляет на столах все необходимое для мытья посуды, наливает в тазы воду. Дети приступают к работе. Закончив работу, дети несут посуду, убирают за собой инвентарь.

Воспитатель: Вот, Федора Егоровна, и вернулась к тебе твоя посуда! Нравится теперь тебе твой дом?

Федора: Да, очень нравится! Я очень рада, что моя посуда вернулась домой! Спасибо вам, ребята, вы так хорошо потрудились, что все в моем доме засияло чистотой.

Федора: Спасибо вам, ребята, что уму-разуму меня научили.            

Воспитатель: А теперь, дети, давайте попрощаемся с Федорой Егоровной и  отправимся обратно в детский сад.

Дети стоят полукругом.

Дети отвечают на вопрос. Они предполагают.

Дети занимают места в автобусе.

Дети собирают посуду.

Дети перечисляют..

Дети выбирают предметы, которые нужны для мытья посуды.

Начинают мыть посуду.

Дети отправляются домой.



Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

проведения дидактической игры  «Научи нас светофор

   в средней группе №2

 Воспитатель: Ретунцева Е.В

первая  квалификационная категория.

Саратов 2015 год.

Программное содержание: 

Обучающие задачи: закрепить правила дорожного движения, формировать понятие «светофор»;  способствовать  усвоению детьми последовательности действий, установлению взаимосвязей между ними (правильно двигаться, не толкаться), привлекать к называнию знакомых слов, учить составлять предложения с ними.

Развивающие задачи: развивать: игровой опыт, потребность общения со взрослыми и сверстниками, доброжелательность к ним.

Словарная работа:  активизировать словарь детей словами светофор, пешеходный переход, проезжая часть.

Воспитательные задачи: воспитывать: культуру поведения на дороге, интерес к игре и желание играть совместно друг с другом.

Материал и оборудование:  Пешеходный светофор, светофор, проезжая часть, сигнал светофора, знак пешеходного перехода.

Методы и приёмы: игровые: игровая ситуация;  словесные: беседа, напоминание, поощрение; наглядные: показ, рассматривание.

Предварительная работа: сюжетно – ролевые игры «Дорога», настольные игры «дорожные знаки».

Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, одобрала необходимый материал и оборудование.

Ход проведения  игровой деятельности

Действия  детей

Воспитатель приносит в группу  Чебурашку, он собрался в гости к своему другу крокодилу Гене, но не смог перейти дорогу. Его чуть не задавила машина. Воспитатель спрашивает у детей, почему Чебурашка не смог перейти дорогу?

Воспитатель спрашивает, а знают ли дети правила дорожного движения?

Чебурашка:

 

Однажды я под вечер

На улицу пошел,

Иду, а у дороги

Стоит какой - то столб.

Сверкают удивленно

Фонарики на нем.

То желтым, то зеленым

Мне подмигнет глазком.

Но вот зажегся красный,

И я пошел вперед,

Тут слышу постовой мне

Сигналы подает.

Вернулся я на место,

Горит зеленый свет.

Вот так на тротуаре я долго простоял,

На именины к другу,

Увы, я не попал.

Скажите мне, ребята,

Что делал я не так?

Ведь перейти дорогу-

Легко, такой пустяк!

Воспитатель просит детей объяснить правила перехода через дорогу.

Дети рассказывают Чебурашке:

Красный – стой,

Желтый – жди,

А зеленый – переходи!

Чебурашка повторил правила. Потом дети с ним играют в игру «Светофор». В группе постелен пешеходный переход. Расставлены пешеходный светофор, знак «пешеходный переход».

Ведущий (воспитатель или ребенок) переключает на светофоре цвета. А дети вместе с Чебурашкой переходят улицу в положенном месте – по переходу.

Игра продолжается 3-5 раз.

Дети стоят полукругом.

Дети отвечают на вопрос. Они предполагают, что он не знает правила дорожного движения.

Дети отвечают.

Дети учат Чебурашку правилам.

Дети выполняют правила игры.



Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

проведения  игры из строительного материала

«Улицы нашего города».

в средней группе № 2

 Воспитатель: Ретунцева Елена Викторовна

первая квалификационная категория.

Саратов 2015 год.

Программное содержание: 

Обучающие задачи: продолжать формировать умение у детей сооружать постройки по заданной схеме, формировать умение  анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, окна, у заборчика – загородки), упражнять в пространственном моделировании.

Развивающие задачи: развивать  игровой опыт, потребность общения со взрослыми и сверстниками, доброжелательность к ним; : развивать мышление, конструкторские навыки, умение выполнять творческие задания.

Словарная работа: обогащать словарный запас словами: строительный материал, кубики, крыша, тротуар.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Материал и оборудование: набор строительных деталей на подгруппу детей, картинка с изображением улицы города, мелкие игрушки для обыгрывания, кукла – мальчик Миша.

Методы и приёмы:  игровые: игровая ситуация; словесные: беседа, напоминание, поощрение; наглядные: показ, рассматривание.

Предварительная работа: сюжетно – ролевые игры «Дорога», город.

Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, подобрала необходимый материал и оборудование.

Ход проведения  игровой деятельности

Действия  детей

Воспитатель: Дети, сегодня в гости к нам пришел мальчик Миша и что-то принес с собой. Что в руках у нашего гостя?

Воспитатель: Миша говорит, что этот конструктор ему подарили друзья на День рождения, а что с ним делать не сказали. Вот он и пришёл к нам за помощью.

Воспитатель: Дети, а для чего нужен конструктор?

Воспитатель: Что можно построить из конструктора?

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие детали находятся у Миши в коробке и попробуем их назвать. Только будьте очень внимательными.

Воспитатель: Я буду вам рассказывать про деталь, называть ее, а вы попробуете найти ее в коробке у Миши и показать.

Загадки.

Что это за деталь, ребята:

Все стороны у него – квадраты?

                                  (КУБ)

Воспитатель: А теперь найдите в коробке эту деталь и покажите. Молодцы.

Сбоку - треугольник,

Сверху – я кружок.

назови меня, дружок.

 (Конус)

Пластины.

Воспитатель: Дети, сегодня я вам предлагаю построить улицу нашего города. Для начала давайте рассмотрим картинку с изображением улицы. Каждый из вас сделает постройку, которую мы поставим на лист картона, где я заранее для вас расчертила дорогу. А Миша  с удовольствием у вас поучится.

Но сначала давайте сделаем зарядку, чтобы набраться сил для строительства города.

«Вправо - влево наклоняйтесь.

Как цилиндры покачайтесь.

Попрыгайте как шарики.

Сделайте «фонарики».

А шарики катаются

Ребята друг – другу улыбаются.»

Вот с улыбкой мы и отправимся строить город.

Давайте посмотрим, что же у нас получилось.

Воспитатель: Как называется твоя постройка?

Кто живёт в твоём домике?

Для кого ты сделал свою постройку?

Из каких частей состоит твой домик?

Воспитатель: Дети, посмотрите, какая замечательная улица у нас получилась! Теперь вы можете поиграть с нашей постройкой.

Воспитатель: Ребята, Мише очень понравилась наша группа. Но ему пора возвращаться к себе домой. Теперь он умеет строить из конструктора всё. Он говорит «До свидания», но обещает вернуться ещё.

Воспитатель: Дети, вы сегодня очень хорошо отгадывали загадки, строили интересные постройки, играли. Молодцы!

Дети сидят полукругом и отвечают на вопросы.

Все вместе ищут детали в коробке, которую принес Миша.

Дети рассматривают картинку с изображением улицы города.

Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.

Дети сидят или стоят за столами и выполняют задание: строят город.

Дети отвечают на вопросы.



Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

проведения подвижной игры  «У медведя во бору».

   в  средней группе № 2.

 Воспитатель:   Ретунцева Елена Викторовна.

                                  Первая квалификационная категория.

Саратов 2015 год.

Программное содержание: 

Обучающие задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; учить детей играть в игру, в соответствии с правилами.

Развивающие задачи: развивать: физические качества – быстроту, ловкость; игровой опыт, потребность общения со взрослыми и сверстниками, доброжелательность к ним.

Воспитательные задачи: воспитывать: интерес к игре и желание играть совместно друг с другом.

Материал и оборудование: шапка- маска  медведя, скакалка или мел.

Методы и приёмы: игровые: игровая ситуация;  словесные: напоминание правил игры, поощрение; художественное слово – считалка.

Предварительная работа: ежедневное проведение подвижных игр.

Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, подобрала необходимый материал и оборудование.

Ход проведения игровой деятельности

Действия  детей

Воспитатель: дети, давайте поиграем с вами в подвижную игру «У медведя во бору». Я напомню вам правила игры: все дети, а один ребёнок – ведущий будет медведем. Он будет ловить детей– кого поймает, того забирает к себе. Бегать надо осторожно, не наталкиваясь друг на друга, чтобы не упасть.

Медведя мы сейчас выберем считалкой:

Сидел петух на палочке, 
Считал свои булавочки: 
— Раз, два, три, 
В этот счет выходишь ты!

Воспитатель выбранному медведю надевает шапку – маску.

Дети стоят вдоль стен комнаты за чертой (в группе – скакалка, на улице – начертить мелом черту).

Это  играющие дети – они находятся дома. Поодаль сидит «медведь» на опушке леса, роль которой исполняет один из детей.

«Дети пошли», — говорит воспитатель.

Дети идут со словами:

                     У медведя во бору

                      Грибы, ягоды беру,

                      А медведь не спит

                      И на нас рычит.

«Медведь» тем временем спит.

Когда играющие произносят слово «рычит», «медведь» просыпается и с рычанием догоняет за детей, а они бегут домой. Игра повторяется 3 раза.

Давайте, посчитаем сколько детей  поймал медведь? Вместе с детьми воспитатель считает.

Молодцы, дети! Вы хорошо поиграли.

Если у детей есть желание  играть, то выбирают считалкой другого медведя и игра проводится ещё 3 раза.

Дети слушают воспитателя.

Дети слушают и повторяют считалку за воспитателем.

Дети готовятся выполнять правила игры, стоят вдоль стены или нарисованной черты (если на улицы).

Дети  говорят слова,  идут, наклоняются, изображая, как они собирают грибы и ягоды.

Дети убегают от «медведя» за линию, «домой».

Дети считают вместе с воспитателем.



Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Конспект

проведения

театральной деятельности

«Три поросенка»

в средней группе

   в средней группе №2

 Воспитатель: Ретунцева Е.В

первая  квалификационная категория.

Саратов 2015 год.

Программное содержание: 

Обучающие задачи: Закрепить знания детей о русских народных сказках (знание и узнавание персонажей, название сказок, кто написал) ;

Развивающие задачи: развивать: игровой опыт, у детей образную, выразительную, эмоциональную речь..

Словарная работа:  активизировать словарь детей словами : сказительница

Воспитательные задачи: воспитывать: любовь к устному народному творчеству. Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности.

Материал и оборудование:  игрушка русской народной барышни – сказительницы, настольный театр, куклы к сказке «Три поросенка», карточки с изображением сказок.шкатулка.

Методы и приёмы:   игровые: игровая ситуация;  словесные: беседа, напоминание, поощрение; наглядные: показ, рассматривание.

1.

Предварительная работа: Читали сказку «Три поросенка», подбор иллюстраций по русским народным сказкам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок

Подготовка воспитателя: продумала и составила конспект, одобрала необходимый материал и оборудование.

Ход проведения  игровой деятельности

Действия  детей

 Появляется Сказительница, 

- Здравствуйте, дети! Я – Сказительница. Называют меня так потому, что я знаю много – много сказок и очень люблю их рассказывать и показывать детям.

 Вы ведь очень любите сказки? Сейчас проверим, хорошо вы знаете сказки или нет.

1 задание: «В каких сказках живет зверюшка? »

Показываю игрушку – мышку.

Воспитатель: «Ребята, в каких сказках живет мышка?

 «Теремок», «Репка», «Курочка-Ряба», «Гуси-лебеди».

Показываю игрушку – лисичку.

Воспитатель: «А в каких сказках живет лисичка? »

«Колобок», «Теремок», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка».

Показываю игрушку – медведя.

Воспитатель: «В каких сказках живет медведь? »

 «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».

2 задание: «Салат из сказок»

Сказительница: Ребята, я буду рассказывать вам отрывки из сказок, а вы подумайте, все ли здесь правильно, или какие-то сказки перепутались?

- Катится, катится Колобок по дорожке, а навстречу ему Медведь идет и Машу в коробе несет…

 Здесь перепутались сказки «Колобок» и «Маша и медведь»- Идет Заяц по лесу и плачет: «Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная… » А навстречу ему Коза с козлятами…

 Перепутались сказки «Заюшкина избушка» и «Волк и семеро козлят».

- Посадил Дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Налетели тут гуси-лебеди.

Гуси-лебеди за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут.

 Здесь перепутались сказки «Репка», «Гуси-лебеди».

Сказительница:

- А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?

- А где их можно увидеть? (в театре) .

- Ребята, а кто показывает сказки?

- А в кукольном театре?

-Куклы, а озвучивают люди.

А вот шкатулка, Мне её подарил добрый волшебник, по дороге к вам в детский сад. Интересно, что же там может лежать?

Дети открывают шкатулку, и достают театр.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой.

(Дети шагают на месте вперевалочку.)

Папа был большой-большой.

(Поднять руки над головой,

потянуть вверх.)

Мама с ним поменьше ростом

(Руки на уровне груди.)

А сынок малютка просто.

(Присесть.)

Очень маленький он был,

(Присев, качаться по-медвежьи.)

С погремушками ходил.

(Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)

                     Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Сказительница:

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе.

Пели птицы,

Сказывали птицы

Песни, да сказки,

Были да небылицы.

Одну я переняла

Да и вам принесла

- Сейчас я вам расскажу и покажу сказку

«Три поросенка».

Показ и рассказ сказки «Три поросенка»

Сказительница:

Понравилась вам сказка?

Сказительница:

Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. Спасибо, ребята, до свидания!

Дети внимательно слушают.

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечая на вопросы.

Дети учат Чебурашку правилам.

Дети выполняют правила игры.

Дети делают физминутку.

Дети внимательно слушают и смотрят сказку.

Ответ детей.



Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 109 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Конспект

 образовательной деятельности

«Культура и быт татарского народа»

(социально – личностное развитие,  подготовительная группа)

                                                 

 Воспитатель: Ретунцева Елена Викторовна,

первая квалификационная категория.

Саратов 2014

Программное содержание:

Обучающие задачи:

расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного костюма и русских народных праздников.

Развивающие задачи:

развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.

Словарная работа:

республика Татарстан, волжане, россияне, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, марийцы, чуваши, юрта, чиги, бешбармак.

Воспитательные задачи:

воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

   Здоровьесберегающие задачи:

следить за осанкой детей, использовать смену деятельности детей во время проведения образовательной

деятельности.

    Интеграция образовательных областей:

образовательные области: здоровье, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Оборудование: 

интерактивная доска; слайды с изображением: герба и флага Татарстана, элементов национальной татарской одежды,   национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, жилища татар, видов Казани; глобус, указка, картинки с видами по теме образовательной деятельности, посуда: пиалы; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой,  татарские национальные  женские костюмы, национальное блюдо ЧАК – ЧАК.

Методы и приёмы:

игровые: игровая ситуация, конверт – загадка, дети в национальных костюмах,  путешествие;

словесные: художественная литература (стихи, рассказ), беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации с изображениями по теме, на интерактивной доске изображения по теме.

Предварительная работа:

знакомили детей с народными традициями и обычаями. Расширяли представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Знакомили детей с народными песнями и плясками. Посещали Саратовский этнографический музей.

     Подготовка воспитателя:

продумала и составила конспект, подобрала наглядно - демонстрационный материал, подготовила звуковое, музыкальное сопровождение.

       

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Деятельность детей.

  1. Организационный момент:

 Воспитатель: Живут в России разные народы с давних пор.
                           Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
                           У каждого народа язык свой и наряд.
                           Один - черкеску носит, другой надел халат.
                           Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
                           Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
                           Одним милее осень, другим милей весна.
                           А Родина Россия у нас у всех – одна.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на глобусе.  

- Как можно назвать жителей России?
- Как называется город, в котором мы живём?  
- Давайте попробуем найти его на глобусе.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? 
- Как называются люди, живущие на берегах Волги?
- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами? А почему их так можно назвать?  

2. Работа по теме:
Воспитатель: А сегодня мы с вами узнаем побольше об одном из народов, живущих в нашем городе и в нашей области – о татарах.

У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники, быт, даже вера своя. Но чтобы лучше об этом узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде с саратовского железнодорожного вокзала.

(Звучит гудок поезда)

Вот мы и приехали в столицу Татарстана -  город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал (слайд). Отсюда мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю (слайд). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб (слайд).
Воспитатель:   Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается

покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие (слайд).

Ребята, вы слышите, какая то музыка раздается с площади Казани. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год.   Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия.   В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами.   В этот праздник люди веселятся, так как существует поверье: если Новый год встретить не веселясь, то весь год будет плохой.  Главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.

Давайте послушаем и посмотрим, что же происходит там…

Сюрпризный момент: (Звучит татарская музыка и дети танцуют татарский народный танец и поют татарскую песню)

Воспитатель: Спасибо большое за прекрасный танец. Ребята, вам понравилось?

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите, какие красивые платья у девочек и костюмы у мальчиков.
У мальчиков  видите, какие жилетки, а на голове необычные шапочки.

Ребята принесли нам подарок. (Конверт)
Давайте еще раз  поблагодарим наших гостей за прекрасный национальный татарский  танец и песню.
Воспитатель:  Ребята нам гости оставили конверт - загадку. Давайте посмотрим, что же здесь лежит? Здесь картинки с изображением национальных костюмов.  Посмотрите, они одинаковые? Как вы думаете это костюмы какого народа? Давайте подробнее остановимся на татарских костюмах. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол (закрепляю). Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзол). На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ.  Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё  в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.

Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.

(На интерактивной доске -  слайды с изображением татарских костюмов).
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваем, как украшены тюбетейки) 
- Как назывался головной убор у мужчин? (дети отвечают)
На ноги татарский народ одевал расшитые кожей сапоги и называются они
ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.

А татарские дети, как и вы, очень любили и любят играть в подвижные игры. Мы тоже с вами знаем их  национальные игры. Давайте поиграем.

Татарская национальная игра «Скок – перескок»

Как же жили раньше татары? Чтобы  об этом узнать, нам надо переместиться в далёкое прошлое. А поможет нам в этом интернет программа. Я достаю специальный планшет, который поможет нам переместиться в прошлое. И так …приготовились,… закрыли глаза, включаю специальную программу перемещения. Откройте глаза, давайте посмотрим, куда мы с вами попали.

Татарский народ занимался скотоводством. Держали большие стада овец, коров, коз.

Чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища с вкусной свежей травой на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок (слайд - жилище татар). Татарский народ все возил с собой на кибитке с пастбища на пастбище.

Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф в котором хранилась посуда  был тоже сборный и собирался, как лего  без единого гвоздя  (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности (как сейчас в детских креслах, только лежа).

Главное блюдо татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? 

(это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками).

Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили  и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА (слайды).

А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли. 

Воспитатель: ребята с нами путешествуют 2 татарские девочки, которые живут в Саратове. Они нам хотят что-то рассказать.

1 Ребёнок: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные  с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

2 Ребёнок: Весну закличками зовём.

                    Жаворонок, жаворонок!

                    Возьми себе зиму,

                    А нам отдай весну.

                    Возьми себе сани,

                    А нам отдай телегу.

1 Ребёнок: Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг. 

Подвижная игра «Займи место».

2 Ребёнок: А у нас у татар  есть один праздник «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты. Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать  яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, а похож ли праздник татарского народа на наш русский? Если да, то на какой?

1 Ребёнок: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Это чак- чак -   национальное татарское блюдо. Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране  России.  Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Воспитатель: Спасибо вам, но нам пора возвращаться  в наш родной город Саратов, что на татарском означает Сара - Тау в переводе жёлтая гора. (Звучит гудок поезда). Вот мы и оказались опять на железнодорожном вокзале г. Саратова и в своём родном детском саду.

Дети стоят полукругом около глобуса.

Ответы детей.

Работа с глобусом.

Ответы детей.

Рассуждения детей.

Дети имитируют движение поезда.

Дети рассматривают иллюстрации на экране.

Ответы детей.

Дети смотрят и слушают.

Рассматривают национальные русские и татарские костюмы.

Ответы детей.

Дети играют в татарскую игру.

Дети рассматривают иллюстрации.

Ответы детей.

Девочки рассказывают о татарских праздниках.

Дети играют в татарскую  народную игру.

Ответы детей.

Дети имитируют движение поезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по театрализованной деятельности на тему: «В гостях у бабушки «Загадушки» в средней группе детей с ОНР

К детям в гости приходит Бабушка-Загадушка с корзиной, в которой лежат игрушки из различных видов театра: би-ба бо, пальчикового, перчаточного. Дети с ними драматизируют сказки, потешки, а также испол...

КОНСПЕКТ НОД Образовательная область «Коммуникация» «Поможем бабушке Федоре» в средней группе (4-5 лет)

Образовательные задачиУточнить и расширить словарь по теме «Посуда».Развивать умение составлять загадки-описания по образц...

Сценарий праздника " В гости к бабушке Маше" в средней группе

сценарий праздника на осеннюю тематику " В гости к бабушке Маше" в средней группе.  Детям очень понравилось....

Сценарий осеннего праздника "В гостях у бабушки Загадушки" для средней группы

Сценарий осеннего праздника "В гостях у бабушки  Загадушки" для средней группы...

Конспект по ознакомлению детей с окружающим миром «В гостях у бабушки Федоры» в разновозрастной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, предназначен для проведения в разновозрастной группе....

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи "В гостях у бабушки в деревне" (средняя группа для детей с общим недоразвитием речи)

Конспект по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе для детей  с общим недоразвитием речи для закрепления темы "Домашние животные"....