"От игры к зависимости"
статья (подготовительная группа) на тему
На сегодняшний день взаимодействие человека и компьютера во всевозможных его формах и моделях (игровые приставки, планшеты, смартфоны, ноутбуки, мобильные телефоны и т. д.) является с одной стороны как некая необходимость быстрым обменом информацией, общением, отдыхом, развлечением, а с другой становится одной из актуальных проблем. Исследовательские работы Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янга подчёркивают значимость данной проблематики для современного общества. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, письменных работ, физической усталости и т. д., но при чрезмерном пристрастии к виртуальным мирам, формируется не просто желание «по-играть и отдохнуть», а болезненное увлечение, что приводит к неприятным и серьёзным проблемам в жизни не только «геймера», но и его близкого окружения. К сожалению, лудомания затрагивает не только современных подростков, молодых людей, но и детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"От игры к зависимости" | 7.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
От игры к зависимости.
Социальный педагог ДО
Шумская Е.И.
На сегодняшний день взаимодействие человека и компьютера во всевозможных его формах и моделях (игровые приставки, планшеты, смартфоны, ноутбуки, мобильные телефоны и т. д.) является с одной стороны как некая необходимость быстрым обменом информацией, общением, отдыхом, развлечением, а с другой становится одной из актуальных проблем. Исследовательские работы Р.М. Грановской, Е.Е. Лысенко, К. Янга подчёркивают значимость данной проблематики для современного общества. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, письменных работ, физической усталости и т. д., но при чрезмерном пристрастии к виртуальным мирам, формируется не просто желание «по-играть и отдохнуть», а болезненное увлечение, что приводит к неприятным и серьёзным проблемам в жизни не только «геймера», но и его близкого окружения. К сожалению, лудомания затрагивает не только современных подростков, молодых людей, но и детей старшего дошкольного возраста.
В своей профессиональной деятельности я на занятиях провожу небольшие социологические опросы. И один из таких опросов в рамках тематического занятия касался сказок: какие сказки дети знают и какие им нравятся больше всего. И ответы детей в своём большинстве меня удивили ( при этом воспитатели читают им сказки ежедневно): дети мне отвечали не названия сказок, а названия комиксов ( человек паук, железный человек и т. д.), а также называли компьютерные игры. Где сказка, а где игра? Получается у каждого второго ребёнка есть свой мини-комп в той или иной форме. Социологический опрос по тематическим занятиям, посвящённым детским играм ( игры народов мира), дети чаще всего вспоминали подвижные игры и компьютерные. Все мы прекрасно знаем ведущую деятельность детей дошкольников, а также знаем на каких возрастных этапах формируются те или иные виды игр (процессуальная или предметная игра, символические игровые замещения , сюжетно-ролевая игра), а также прекрасно понимаем, что игра — это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него, играть и развиваться в игре им дано самой природой. Мы также знаем и новообразования дошкольного возраста и одно из важнейших новообразований является - воображение, и фантазирование ребёнка -это неотъемлемая часть его психологического развития и здоровья. Но, к сожалению наш техногенный мир питают фантазии детей с неимоверной силой, формируя у ребёнка деликт (отклоняющееся поведение).
Данное поведение проявляет себя живостью воображения, склонностью к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Часто первым признаком подобного поведения становится своеобразие игровой деятельности ребёнка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, виртуальный персонаж или неодушевлённый предмет и «живёт» его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
Возникает вопрос, почему для такого «фантазёра» реальный мир не интересен? Почему игра не помогает ребёнку войти в мир взрослых, подготовить его к реалиям окружающей среды, а наоборот отталкивает его, не даёт ребёнку возможности социального развития. К сожалению, чаще всего причина формирования игровой зависимости у детей дошкольного возраста лежит глубоко в семье. Нестабильные и конфликтные отношения между членами семьи, триангуляции или позиция гипоопеки, гиперопеки, а также другие всевозможные формы стилей воспитания со знаком минус, вовлекают ребёнка в порочный круг игромании, и не маловажную роль в этом играет неумение самостоятельно играть с реальными игрушками в настоящие детские игры, неумение привлечь в игру сверстников или самому найти к ним подход и поиграть вместе. Вопрос коммуникации детей? Как правило у таких детей или нет друзей, или появляются друзья, которые чувствуют себя в коллективе не такими как все, изгои. В связи с этим профилактика деликта в виде предпосылок игровой аддикции начинается исключительно с работы с семьёй, а также обращению особого внимания различным видам детских игр в детском коллективе в дошкольных отделениях.
В настоящее время современные родители проблему игровой зависимости у детей-дошкольников предпочитают не замечать (отрицать) или сводят последствия геймер-аддикции к минимуму, предпочитая уходить от ответственности. Работа с родителями безусловно трудна и должна начинаться с постановки данной проблемы, обозначая актуальность и значимость не только данной проблематики, но и её последствий для ребёнка, преодолевая в работе психологические защиты родителя. Но, и педагоги не должны умалять значения игр для развития ребёнка в прямом смысле этого слова, ребёнок должен наиграться «по-настоящему», а не уходить в мир фантазий на ноутбуке. Мы для родителей можем донести только значение игры для ребёнка, по пробовать посмотреть на игру другими глазами, но мы не сможем изменить родителей, поэтому, чем больше мы играем в ДО с детьми, тем больше есть шанс отодвинуть эту проблему от ребёнка по-дальше в его жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей "Развивающие игры как альтернатива телевизионной и компьютерной зависимости"
Данную презентацию можно использовать на родительском собрании...
Нехимические зависимости. Интернет зависимость у детей
Симптомы Интернет -зависимости проявляются в том, что ребенок ведет себя тихо в ожидании подключения...
Дидактическая игра «Цветное геометрическое домино» Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей:
Цель дидактической игры может быть различной в зависимости от возраста детей, их способностей....
"Развивающие игры, как альтернатива телевизионной и компьютерной зависимости"
Презентация для показа на родительском собрании в детском саду....
Статья.Игры направленные на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе.
Игры направленные на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного возраста, в зависимости от года обучения в логопедической группе....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Профилактика нехимических видов зависимости (интернет-аддикция, игровая зависимость, номофобия и др.).
Работа «Профилактика нехимических видов зависимости у детей младшего подросткового возраста» представляет собой исследование, посвященное вопросам профилактики различных форм нехимической ...
«Профилактика нехимических видов зависимости (интернет-аддикция, игровая зависимость, номофобия и др.).
Работа «Профилактика нехимических видов зависимости у детей младшего подросткового возраста» представляет собой исследование, посвященное вопросам профилактики различных форм нехимической ...