«Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
консультация на тему

Бабанова Анна Викторовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

Бабанова Анна Викторовна,                                                                                           воспитатель

     Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая для себя этот огромный и интересный мир.

     Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту – это начало любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает. Методика ознакомления с родным городом и воспитании любви к своему краю разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, экскурсии, и демонстрация иллюстративного  материала, и широкое использование художественных произведений, беседы во время прогулок, рассказы воспитателя об истории города, его людях, о крае, где мы живем.

          В общении с природой важно научить дошкольников взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

     Проповедуя деятельностный подход в экологическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку возможность общаться  природой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильную помощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются важно, чтобы дошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только то, чего он делать не должен. Необходимо формировать эмоциональное отношение к природе, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы природный мир родного края был неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

     Первичной должна быть задача нравственного поведения в природе,  умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, воспитателей, от радости общения с природой, которую мы дадим нашим детям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам, всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта воспитателя – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.

     В нашем дошкольном учреждении воспитателями многое делается для создания эколого-развивающей среды в помещении детского сада и на его территории. Во всех группах оборудованы уголки природы. На территории данного ада разбиты цветники, есть учебный огород. Что позволяет в естественных условиях знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовать формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность, интерес к ней, эстетические чувства, любовь, бережное отношение к родному краю.

     Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами или явлениями: это происходит на занятиях, на прогулке, во время наблюдения, чтения стихов, рассказов, труда в природе и уголках природы, рассматривания иллюстраций в книгах о природе нашего края и т.д.  Такое общение с окружающим формирует в детях любовь к своей Родине, дошкольники получают элементарные географические сведения о родном крае.

     На непосредственно - образовательной деятельности  рассказываем о природоохранной работе региона, редких экземплярах растительного и животного мира наших мест. Сделали с родителями «Красную книгу», куда внесли рисунки животных и растений, которых надо охранять и оберегать.

     Проводим с детьми экспериментальную работу.  Для этой цели оборудован уголок экспериментальной деятельности. В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательных задач. У детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, выказывать суждения. Опыты ставятся на имеющихся у детей представлениях, которые они получают в процессе наблюдений и труда. Их проводят для ознакомления дошкольников со свойствами песка, глины, почвы, воды, снега и т.д. для этих целей в уголке имеется все необходимое оборудование для работы.

     Используем в своей работе и такие формы экологической работы как экологические игры: «Что растет в родном краю?», «Кто где живет?», «Где что растет?», «Домашние и дикие животные», «Грибы» и т.д.

     Приобщению детей к миру природы способствует беседа, которая предваряет или завершает другие экологические мероприятия. В ходе беседы у детей формируется убеждение о необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения красоты и богатств, воспитания любви к ней. Тематика бесед разнообразна: «Мы – друзья природы», «Природа – наш дом», «Берегите лес», «О чем рассказывает Красная книга».

     В книжном уголке постоянно помещаем репродукции картин А.Саврасова, И.Левитана, Шишкина и других художников, отражающих красоту, разнообразие родной природы в разные времена года.

     Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература, которая воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Знакомим детей с произведениями художественной литературы русских и мордовских писателей и поэтов, которые уделяли теме природы большое значение.

             В сказках, стихах, рассказах В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвина «Последние грибы», С.Есенина «Нивы сжаты», «Заколдован невидимкой», К.Ушинского «Почему опустел лес», И.Бунина «Первый снег» необычайно тонко раскрывалась красота родной природы, выражалось проникновенное лирическое чувство, ощущение родины.

     Природоведческая книга помогает ребенку внимательнее присмотреться к окружающей природе, учит правильно воспринимать ее.

     Воспитать настоящего человека без любви к Родине, природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

     И как отрадно видеть, что наши усилия по воспитанию экологической культуры, любви к родной природе не пропали.

     Таким образом, мы взрослые, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, милосердие, трудолюбие, любовь. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Литература

1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие /  Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – М.: Академия, 2005. – 240с.

2. «Валдоня» («Светлячок») : программа и метод. рекомендации : для дошк. образоват. учреждений Республики Мордовия / отв. ред. И.М. Фадеева. – Саранск : Крас. Окт., 2001.- 108с.

3. Жуковская, Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1990. – 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

"Формирование интереса к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста по средства метода проекта"

Большую роль в образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют ограниченные возможности для ...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...