Консультация для воспитателей
консультация по теме

«Дидактические игры с блоками Дьеныша как одна из форм развития общих способностей дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Дидактические игры с блоками Дьеныша как одна из форм развития общих способностей дошкольников».

    Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.

    Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.

    Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

  • познавательное содержание в них объединяется с игровой

формой;

  • присутствуют игровые правила и игровые действия;
  • определены дидактические задачи.

    Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.

    Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.

     На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.

      Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

     Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

 Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

«Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

«Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых

маленьких»);

«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

«Сложи предмет» (плоский вариант);

«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

«дописать»);

«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

различным свойством);

«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

у ребенка);

«Логический поезд» (расставить блок по вагонам в

соответствии с заданным изменяющимся свойством);

«Найди пару».

     На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».

     На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

Далее к изученным играм добавляются новые:

«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым

соотнесением);

«Мозаика цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

нужный блок);

Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День

рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.

Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

     Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой

предметов, размером;

- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры

мышления;

- развитию познавательных процессов;

- а на более поздних этапах – развитию творческих способностей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов МБДОУ

«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

воспитатель:ИвлеваН.Г.

        сентябрь, 2015г.        

Конспект методической разработки семинара-практикума для педагогов МБДОУ.

Тема: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

Цель: Способствовать осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.

Задачи: Актуализировать знания педагогов по вопросам организации сотрудничества с родителями воспитанников; развивать у педагогов инициативу, творчество.

Форма: семинар-практикум.

Время проведения: 1час.

Предварительная работа: анкетирование педагогов.

Ход:

1. Приветствие участников семинара – практикума. Актуальность темы.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в ходе общественного и домашнего воспитания. Каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей, по-разному реагирует на вмешательство извне. В связи с этим, необходимо подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.

Анализируя создавшееся положение в сфере взаимодействия педагогов и семей, можно отметить следующие факты:

• Ориентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей;

• Неумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы;

• Недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями;

• Использование, в основном, традиционных методов общения с родителями.

• Основные поводы взаимодействия родителей и педагогов, - ситуативные связанные с поведением и обучением ребенка (чем занимался, как спал, что ел, как себя чувствовал) и организационные (что-то принести, выучить дома, оплата за посещение сада, помощь группе)

Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи - поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.

Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:

- «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

- «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

2. Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.

Все виды встреч с родителями условно можно разделить на несколько типов.

Организационные

, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

Тематические

, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников группы;

Собрания-диспуты

, направленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

Собрания-практикумы,

направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в образовании.

Отчетные, итоговые

, имеющие цель обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

• Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Практическое упражнение «Формы общения с родителями».

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих профессиональных привычек.

Сейчас мы попытаемся составить классификацию методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных (формальных) форм сотрудничества в нетрадиционные (неформальные) .

Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы

Родительские собрания Круглый стол, вечер вопросов и ответов, встречи по интересам, педагогическая гостиная, игры, походы, родительские вечеринки

Беседы 15-минутки, дискуссии, чайные паузы

Консультации Телефон доверия, устные журналы, семинары-практикумы, Встречи отцов, встречи мам, «Дискуссионные качели», «круглый стол с острыми углами».

Анкетирование Рефлективные листы, видеоопрос, тестирование

блицопрос

Информационно-стендовый материал Выпуск газеты ДОУ, памятки, буклеты, рекламки, выставки-презентации, альбомы-эстафеты и др.

Упражнение «Войди в круг»

Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Ход: Все педагоги встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ выполнения :

-Легко ли вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

-Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение?

-Как вы считаете, общаясь с родителями детей вашей группы, находитесь ли вы в кругу или за кругом?

3. Существует ряд методов, которые способствуют интеграции родителей и педагогов, делают общение обеих сторон неформальным.

Обмен карточками-переписками

В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленную картонную карточку. При этом должно соблюдаться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, какие у него были успехи и достижения. Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы, а также поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Это способствует установлению взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогом и родителем, появлению согласованности в действиях взрослых.

«Цветок достижений»

В ежедневной информации для родителей можно закрепить на шкафчике, в раздевалке, цветок, вырезанный из яркого картона. В центре цветка - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующим дням недели -информация о результатах ребенка, которыми он гордится. В младших группах текст вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветков достижений можно поручить детям. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи. Здесь решаются сразу несколько педагогических задач: установление взаимопонимания между семьей и педагогами, повышение самооценки ребенка, повышение знаний родителей.

«Альбом – эстафета»

Педагоги предлагают родителям группы рассказать о своих семейных традициях, правилах, методах воспитания на страницах «альбома», который может быть представлен в виде папки с файлами. Рассказ может соответствовать определенной теме, дополняться фотографиями семьи. Данная нетрадиционная форма работы развивает взаимодействие родителей с педагогами, расширяет самосознание родителей.

«Почтовый ящик»

Это форма переписки педагогов с родителями, посредством которой в Ящик складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей. Ответы на вопросы могут быть адресованы специалистам ДОУ, оформляются на стенде либо организуется индивидуальная беседа с родителями.

Памятки

Это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом.

Существует также ряд нетрадиционных методов, которые можно использовать для активизации родителей на традиционных встречах.

«Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа – 1-3 мин. Родители отвечают только по желанию.

«Успешное общение»

начинается со слов: «Я горжусь… », «Мне приятно сказать… », «У меня хорошо получается… », «Мне нравиться в себе… » и др. Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко, а данный прием повышает самооценку, учит искать положительное в себе.

«Интервью»

. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. На время он становиться министром образования, заведующим ДОУ или воспитателем и т. д. Группа может задать ему 3-5 вопросов, тем или иным образом связанных с темой собрания.

«Шапка вопросов»

Суть задания в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их, отвечают и передают шапку далее.

4. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ СЕМИНАРА: 

эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения.

                Приложение 1

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Примите, пожалуйста, участие в опросе с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте деятельности. Ваши искренние и полные ответы позволят осуществлять направленную методическую помощь в подготовке к взаимодействию с родителями.

1. Считаете ли вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ? Обоснуйте ваше мнение.

2. Испытываете ли вы трудности в организации общения с родителями?

3. Каковы причины этих трудностей?

-недостаток знаний у педагога,

-неумение вступать в диалог,

-излишняя застенчивость, робость,

-непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства,

другие

4. Какие формы общения вы используете в своей работе?

5. Как вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

6. Если да, то в чём, по вашему мнению, она должна заключаться?

7. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями, которые вы используете на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...