Статья посвященная использованию театрализованной деятельности в детском саду
статья на тему

Дошкольный возраст является важным периодом для речевого развития ребенка. А театрализованая детятельность будет является важным средством для активизации речевой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Значение театрализованной деятельности для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО».

На современном этапе развития дошкольного образования в России, направленного развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. Проблема формирование грамотно построенной диалогической речи у детей дошкольного возраста, является одной из важных тем в современной теории и практике дошкольной педагогике. Дошкольный возраст особенно  важный(cензитивный) период в развитии ребенка, поскольку происходит активное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, закладывается основа будущего человека.

Речь - это в первую очередь общение, и является один из видов коммуникативной деятельности человека, а как следствие общение является одним из основных условий гармоничного развитого ребенка. Основной и самой первоначальной формой речевого общения выступает диалогическая речь. Диалог – это естественная форма языкового общения двух или более людей, которое заключается из обмена высказываниями - репликами.

Своевременное овладение ребенком диалогической речью является основой для залога грамотно сформированной монологической речи, а в последствии и успешной учебы в школе.

Учитывая ведущий вид деятельности дошкольника – это игра, то развитие диалогической речи успешнее будет осуществляться при использовании игровых средств и приемов. Одним из таких средств является театрализованная деятельность дошкольников, так как с  одной стороны, связана с театральным искусством, т. е. с художественным видом, а с другой - является творческой игрой. Однако, замечается недостаточность использования развивающего потенциала театрализованной деятельности в дошкольных учреждениях.

Связная речь является одним из важнейших компонентов гармонично развитой личности. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни), под воздействием социума, параллельно с физическим и умственным развитием малыша.  Она служит критерием всего его общего развития.  Сложность освоения речевой деятельности, является то, что ребенок должен в совершенстве овладеть родным языком.

Такое понятие, как связная речь подразумевает под собой, все достижения ребенка в усвоении норм родного языка, таких как  его звуковой стороной речи, лексической и грамматической  компетенцией. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его познавательное развитие, умение постигнуть воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. А ведь по тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возрасте происходит постепенно. В дошкольном учреждении это происходит в процессе организации непосредственно образовательной деятельности, при соблюдении режимных моментов, в развитии самостоятельной игровой деятельности детей, на индивидуальных занятиях.

Во многих случаях она предшествует индивидуальным занятиям с

ребенком, которые  обеспечивают необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях  результатов.

Диалогическая речь занимает так же  центральное место в развитии коммуникативной функции ребенка со сверстниками и взрослыми, умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько у ребенка развит активный словарный запас, ребенок умеет правильно изложить свои мысли, чувства и переживания, и отражает уровень его эстетического и эмоционального развития.

Подготовительная работа, по развитию диалогической речи включает в себя: формирование лексической и грамматической компетенции, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей со взрослыми  и между собой в любой деятельности.

        Таким образом, формирование диалогической речи у детей будет происходить: в свободной деятельности,  в продуктивных видах деятельности, в процессе развитии коммуникативно – речевого общения, при развитии связной речи, при формировании элементарных математических представлений,  физическом и музыкальном развитии.

Однако при успешной театрализованной деятельности у детей:

  • расширяется лексический запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закрепляется правильное произношение всех звуков, отрабатывается дикция, совершенствуется интонационная выразительность речи;
  • автоматизируется прямая и косвенная речь в инсценировках сказок;
  • совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи(компетенции) в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствуется умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  •  воспитывается культура речевого общения.

Воспитание театрализованного вида деятельности сложный педагогический процесс, успешность которого будет завесить от слаженной работы воспитателей группы.

При планирование работы по театрализованной деятельности, используется  вариативная часть программы образовательного учреждения, по  дополнительному образованию.

Представим развитие театрализованной деятельности в виде «ступенек» от простого к сложному, как согласно методикам организуется любая деятельность детей.  

В материале для театрализованных игр, учитывается, что каждая тема охватывает все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, умение передавать интонацию, пользоваться невербальными и вербальными средствами, т.е. мимикой, жестами, уметь взаимодействовать с участниками игр.

Основные задачи по реализации театрализованной деятельности

  •   обучить детей пользоваться диалогом как формой общения.
  • обогатить речевого опыта  детей разнообразными видами диалогических реплик.
  • активизировать речевую деятельность.
  • обучить различным по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.
  • формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
  •  развивать эмоциональную,  выразительную речь.
  • развивать умение следовать правилам ведения диалога.
  • приобщать детей  к художественным произведениям, то есть содействовать не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.
  •  развивать речевые умения: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихотворений ( с использованием мнемотехники)
  • Знакомство с видами театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность будет является одной из форм реализации задач ФГОС ДО , то есть при ее использовании будут созданы благоприятные условия для  развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, а так же  развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка»

В Заключение мы хотим сказать возможность театрализованной деятельности при использовании ее в дошкольном возрасте очень широк. Ребенок исполняя свою роль в диалоге старается четко и ясно изъясняется, тем самым формируется умение контролировать свое речевое высказывание.

А введение в занятия инсценированние произведений, обогащение игр – драматизаций, показывают фон для совершенствования диалогической связной речи дошкольников. Поскольку в процессе организации театрализованной деятельности у детей совершенствуются формы, виды и средства общения, развиваются организаторские умения и навыки, складываются и постигаются естественные взаимоотношения детей друг с другом, тем самым приобретаются коммуникативные качества речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Мастер-класс «Использование театрализованной деятельности в детском саду».

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей....

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"

Мастер - класс "Использование театрализованной деятельности в детском саду"...

«Использование театрализованной деятельности в детском саду»

: «Использование театрализованной деятельности в де«Использование театрализованной деятельности в детском саду»тском саду»...

Мастер класс на тему:«Использование театрализованной деятельности в детском саду"

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является самым увлекательным направлением  в дошкольном воспитании....

Статья на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду».

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского районаг. Санкт-Петербург. Выполнил воспитатель: Бондаренко Елена Евгеньев...

Статья на тему театрализованная деятельность в детском саду

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осущест...