Значение развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
статья на тему

Егорова Дина Михайловна

Опираясь на программу «Растим юного гражданина» мы разработали долгосрочный проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Особая роль в реализации нашего проекта принадлежит мини-музею, благодаря которому даже традиционная работа приобретает неповторимую эмоционально-чувственную насыщенность. Ребенок в своем воображении создает историческую реальность, «проживая» которую, он приобщается к  историческому прошлому, к культуре своего народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова Дина Михайловна

Воспитатель 1 к.к. МБДОУ д/с № 25 «Умка» МО г. Саяногорск

Значение развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств

у дошкольников.

 

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становление основ его личности. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина и патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами (герб, флаг).

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с индивидуально-личностными и возрастными особенностями детей, местными условиями, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Опираясь на программу «Растим юного гражданина» мы разработали долгосрочный проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Особая роль в реализации нашего проекта принадлежит мини-музею, благодаря которому даже традиционная работа приобретает неповторимую эмоционально-чувственную насыщенность. Ребенок в своем воображении создает историческую реальность, «проживая» которую, он приобщается к  историческому прошлому, к культуре своего народа. Поставлены следующие задачи:

  1. Привлечь родителей к созданию мини-музея.
  2. Познакомить детей с малыми формами фольклора: потешками, песнями, загадками, сказками.
  3. Познакомить детей с культурой, бытом.
  4. Познакомить с русскими народными играми.
  5. Воспитывать уважения к труду взрослых.
  6. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также конструирование специальных  помещений в детском саду. Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещение для организации мини-музеев, тем не менее, и в самых естественных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции.

Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины».

В нашей группе мини-музей сначала был расположен на небольшой полочке в спальной комнате. За помощью мы обратились к педагогам детского сада и родителям, провели родительское собрание. Работая в единстве с родителями, сшили народные костюмы: сарафаны и рубашки-косоворотки, в которые очень любят наряжаться дети. Для детей создана такая предметная среда, где они закрепляют полученные на занятиях знания и передают их в игре. Начиная с маленькой полочки,   мини-музей занимает все большее пространство в спальне, где размещены образцы народных промыслов (дымковская игрушка, изделия из лозы, расписная матрёшка, кукла в народном костюме), собрана коллекция открыток, иллюстраций, репродукций картин, фотографий с изображением Саяногорска, портретов известных земляков, постепенно создается библиотека детских книг по устному народному творчеству, накапливаются дидактические и творческие игры, словом, всё то, что, находит эмоциональный отклик в сердцах и душах детей.

Специально организованную образовательную деятельность, тематические беседы, а также образовательную деятельность по дополнительному образованию организуем в мини-музее, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца. Для детей это не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками. Такая форма работы весьма эффективна в рамках патриотического воспитания.

Первым экспонатом в музее стала прялка. Дети отнеслись с большим интересом к этому экспонату, возникли вопросы: «Для чего она нужна?», «Как ей пользоваться?», что способствует расширению словарного запаса (пряжа, прялка, прясть). Формируется познавательный интерес к предметам старины, истории своего народа, определяются первые нравственные позиции. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

С прошлого года нами разработан и реализуется проект «Необыкновенная игрушка», цель которого: расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки. Работая над проектом, пополняем мини-музей русскими народными игрушками: тряпичные и соломенные куклы, глиняные и деревянные игрушки.

Мы предполагаем, что благодаря проектам и мини-музею дети получат знания о культуре русского народа, познакомятся с традициями. У них будут закладываться начала патриотизма, а у родителей появится заинтересованность в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств. В наших планах продолжить расширение экспозиции музея русской старины.

Список литературы.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  2. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С.Лаврова. – М.: Белый город, 2007. – 48 с.,ил.
  3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6 июль 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение русских сказок в формировании нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста.

         Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.   Патриотизм ...

"Организация предметно-пространственной развивающей среды для формирования нравственно патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО"

Материал был представлен на педагогическом совете в ДОУ. Организация предметно-развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО строится так, чтобы д...

Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"

Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...

«Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

  Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. ...