УСТАНОВКА НА УСПЕХ
статья на тему

 Закон «Об образовании» № 273 от 2012 года, наряду с начальной, основной и старшей школой установил еще один новый уровень образования. По обязательным канонам Закона, предшкольное образование отныне стало именоваться  самостоятельным и очень важным уровнем образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Страницу подготовила Наталья Никитина

фото автора

УСТАНОВКА НА УСПЕХ

Закон есть закон…

 Закон «Об образовании» № 273 от 2012 года, наряду с начальной, основной и старшей школой установил еще один новый уровень образования. По обязательным канонам Закона, предшкольное образование отныне стало именоваться  самостоятельным и очень важным уровнем образования.

Хотим мы этого или нет, но колоссальный объем знаний, накопленный предыдущими поколениями, который в последнее время увеличивается в несколько раз каждый год, сегодня не является первым элементом, определяющим успешность человека в современном мире.

Ведь кроме наличия знаний, у маленького человека, в перспективе заканчивающего школу должно быть сформировано умение быстро ориентироваться в существующем мире, работать с различными потоками информации, выстраивать коммуникативные взаимоотношения, быть социально адаптированным в обществе. То есть, уметь принимать оперативные решения, чтобы эти решения позволяли ему совершать действия, которые приведут к его личной успешности. И получается, что при этом не достаточно иметь только знания…

Федеральное законодательство, понимая, что Россия -это страна имеющая более 80 субъектов на своей территории, в каждом из которых могут осваиваться разного рода образовательные программы, приняло единственно правильное решение – добиваться универсальности в завершении дошкольного уровня образования. Пожалуй, это одна из главных причин принятия нового закона «Об образовании», с прописанными общими для всех образовательных организаций, федеральными стандартами. Так, на завершение каждого уровня образования ребенок должен обладать определенными умениями в области знаний (предметные), в области личного развития (личностные), в области межпредметных знаний, которые в законе именуются метопредметными.

Помимо требования к знаниям и умениям в федеральных стандартах прописаны и требования к условиям, в которых реализуется образовательный процесс. Достойные условия – гарантия успешности.  И как гласит закон, успешность во многом определяет предметно-развивающая среда, созданная в образовательной организации, а именно кадры, материально-техническое обеспечение.  

А как же требования к знаниям?

Так, если в школе результат образовательного процесса определяется усвоением образовательной программы и заканчивается независимой аттестацией (основной государственный экзамен) в 9 классе, в 11 классе – результаты ЭГЭ. А вот для дошкольного образования Закон твердо заявляет, что для дошколят не должно быть требований к результатам освоения программы. Эти результаты не являются контрольными. По ним нельзя оценивать деятельность педагога и деятельность образовательного учреждения, потому что каждый ребенок индивидуален. А индивидуальность каждого ребенка должна быть раскрыта в образовательной организации.

Так же из этого следует, что мониторинг может проводиться  только с письменного разрешения родителей и только с целью дальнейшего развития, но никак в качестве контроля уровня развития ребенка.

Но бесспорно, изучение личности ребенка крайне необходимо для оказания дальнейшей помощи в индивидуальном развитии.  И не секрет, что требования к освоению образовательных программ сегодня, будь то начальный уровень образования или основной, настолько высоки, что ребенок, имеющий проблемы в развитии и не получивший помощь в лице узких специалистов в свое время, становится не успешным.

Андрей Панов прокомментировал: «Сегодня мы фиксируем, по результатам сдачи выпускного экзамена в 9 классах, более 100 детей не справились с преодолением минимального порога знаний, в том числе по причине неполучения ими в свое время помощи узких специалистов».

 В связи с этим, в Канске в рамках нового закона «Об образовании», хотя эта деятельность в городе разворачивалась за долго до нового закона, существуют адаптивные программы, в недавнем прошлом, именуемые коррекционными. Эти программы сегодня реализуются в образовательных организациях города и канское образование готово предоставить необходимую в этом отношении помощь детям и родителям.

УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?

У родителей все чаще возникает вопрос, должен ли дошкольник, поступающий в первый класс обладать узко предметными умениями, такими как, умение читать и писать? Что же об этом прописано в законодательстве?

ФГОС говорит нам о том, что ребенок должен  проживать каждый период своего возраста полноценно.  Предшкольный уровень образования должен позволить ребенку пройти раннюю игровую деятельность (игра является ведущим типом деятельности в этом возрастном периоде) без взваливания большого количества когнитивной информации на столько, чтобы его действия из неосознанных смогли преобразоваться в осознанные. Игровая деятельность будет продолжаться и в начальной школе, плавно занимая второстепенное значение по отношению к учебной деятельности. Это будет обеспечено неким безболезненным переходом в серьезное образовательное пространство.

  В начальной школе приоритетным является готовность принимать задачи и алгоритм действий учителя, готовность слышать педагога, нежели простой набор умений: умение читать и  писать. Конечно, они имеют место быть и во многом облегчают школьную жизнь ребенка, но не являются обязательным требованием для того, чтобы принять ребенка в первый класс. И даже в некой степени может лишить младшего школьника интереса к процессу получения знаний. А если к тому же родители не обладают специальным педагогическим образованием, то развитие этих навыков грозит большой опасностью.

  Ведь именно педагог начальной школы грамотно и правильно учит ребенка держать ручку (моторика влияет на развитие интеллекта), произносить звуки и слоги.

В связи с высоким уровнем требований к современному школьнику усиливается желание родителей для детей дошкольного возраста нанимать репетиторов с целью максимальной подготовки к школьному этапу жизни. Это имеет место быть, но необходимо тонко чувствовать психологическую готовность ребенка к восприятию подобной информации, ведь в школе иная система проживания жизни, организованная учебная деятельность и классная форма обучения – это своего рода комплекс условий, форм воздействия, обеспечивающий необходимый результат. И психологически и физиологически малыш должен быть к этому готов. Это свидетельствует о том, что родитель в образовательном процессе  ребенка является не сторонним наблюдателем, а активным его участником.

Любые установки, идущие из Федерального уровня, успешно будут реализовываться только тогда, когда будет осуществлена трех уровневая система взаимодействия, состоящая из руководителя образовательной организации, педагога, который непосредственно работает с детьми и реализует эту деятельность и родителя.

 И если родитель не понимает, не осознает или не воспринимает требования стандарта совершенно бессмысленно говорить о реализации стандарта в дошкольном образовании.

Доля ответственности за успешное будущее ребенка делится  в равной степени между образовательной организацией, педагогом и родителем. Она одинакова потому, что процесс образования не может ограничиваться только 12 часами пребывания ребенка в дошкольном учреждении и 12 часами нахождения его дома.

Если в образовательном учреждении говорят об одном, а дома совершенно о другом, остается только догадываться, что происходит в этот момент в голове у ребенка. Необходимо помнить, что успешность любого дела зависит от того, насколько педагоги, родители, а вместе с тем и дети понимают, принимают и начинают реализовывать эти идеи.  Натаскивать или нет ребенка чтению и письму к школе личный выбор каждого родителя, однако необходимо помнить о том, что лишать ребенка детства, отнимая счастливые минутки беззаботной игры, мы не имеем права.  

В ШКОЛУ ПО ПРОПИСКЕ!

Поступление в школу по прописке с 2013 года и в дошкольные образовательные учреждения с 2014 года – норма, прописанная Федеральным законом «Об образовании» № 273.

Федеральный уровень власти определил требования, гласящие, что за каждой образовательной организацией должна быть закреплена определенная территория. И первоочередное право на образование в этой образовательной организации имеют дети из семей, имеющих прописку на данном территориальном участке. Необходимо заметить, что все локальные акты муниципального уровня обязательно проходят согласование в прокуратуре и если бы местный муниципалитет не внес бы эту норму в свои муниципальные акты, то без сомнения Управление получило бы представление от прокурора, за неисполнение Федерального закона. Что недопустимо…

Конечно, как и любое нововведение, данная законодательная норма имеет свои плюсы и минусы.  

С одной стороны, замечательно, что каждый ребенок имеет возможность получать образование в школе шаговой доступности. С другой же стороны, нередки случаи, когда родителей не устраивает школа, к которой территориально они прикреплены. Но законодатель предусмотрел компромиссное решение для подобных случаев. А именно,  до 1 июля в каждом образовательном учреждении должна быть завершена запись детей со своего микроучастка, после этого времени  в школах и детских садах разрешается запись детей на свободные места из других территорий города. В неком роде это является неплохим компромиссом, если, конечно, места в желаемую образовательную организацию все же останутся…

Закон есть Закон, но, несмотря на это, работники Управления образования стараются каждый год внести изменения в локальный акт муниципального уровня. Это делается с целью регулирования наполняемости школ.

Так, например, чтобы не допустить ежегодной перенагрузки в школе №21, в течение двух лет регулировались близлежащие участки, путем увеличения численности поступающих на обучения в школы №9, №22 и №8.  

Ведь и в так называемых нестатусных школах дети могут получить достойное образование. Об этом, кстати, свидетельствуют предварительные результаты успеваемости.

С контрольными работами по русскому языку четвероклассники  справились успешно. Школа № 15 имеет большую долю среднего балла, чем учащиеся других образовательных организаций, об этом свидетельствуют следующие данные: 89% детей данной школы  справились с преодолением базового уровня. В школе №3 – 88%, в школе №9 – 79%, в школе № 8 – 79% учащихся. Это гораздо выше, чем средний уровень по муниципалитету и средний бал по региону, который составляет 77%.

 Радуют итоги и по математике в этих же классах. В школе № 22 средний уровень базовых знаний подтвердили 82% учащихся. В школе № 8 – 82%, в школе № 7 – 79%, по муниципалитету средний бал составляет 78%. Андрей Панов рекомендует при окончательном выборе школы для своих чад собирать информацию даже не о школе, а скорее о педагоге, ведь важнейшую роль в начале образовательного пути играет компетентность и позиция первого учителя.

Если мы будем говорить об учащихся 9-11 классов, то нельзя не сказать, что в Канске есть образовательные организации, реализующие программу углубленного образования. Это гимназия №1, гимназия №4, лицей №1 и школа №3. Программа этих образовательных учреждений позволяет облегчить поступление выпускников в ВУЗы. И здесь законодатель разрешает на конкурсной основе принимать старшеклассников в школы не своего микрорайона.

Новый Федеральный закон «Об образовании» реализует новые федеральные стандарты на всех уровнях образования и предполагает непрерывное развитие и усовершенствование условий, необходимых для современного когнитивного процесса. Именно поэтому в течение этого учебного года осуществлялась работа над таким важным для муниципальной системы образования документом как «Стратегия развития образования в Канске с 2015 по 2020 год». Документ в некоторой степени является неким пониманием  того, что, несмотря на имеющиеся достижения (Канск находится в первой тройке территорий края по итоговым работам), сделанного на сегодняшний день недостаточно для того, чтобы каждый выпускник канской школы был успешным, именно каждый из 9100 школьников и каждый из 4500 дошколят.  Документ начал создаваться еще с июня 2014 года и по предварительным данным только к декабрю 2015 года он превратиться в окончательно оформленный документ, так как проводится тщательная работа с разными категориями участников образовательного процесса. В работе над стратегией развития образования мы не единственные, мы входим в перечень из 14 пилотных площадок на территории края, работающих под сопровождением Министерства образования и Краевого института повышения квалификации Красноярского края.

Андрей Панов сообщил: «Свою муниципальную стратегию мы построили на принципе – каждый уровень образования должен быть обеспечен такими условиями, которые позволили бы ребенку быть успешным!».

Подводя итоги прошедшего учебного года, Андрей Петрович подчеркнул, что учебный год система образования Канска заканчивает с не плохими результатами. А именно,  предварительные результаты ЕГЭ выпускников 11 классов оказались лучше в сравнении с результатами  прошлого года, и даже выше средне краевых. Так же нельзя не сказать, что в этом году четверо учащихся образовательных учреждений  по итогам ЕГЭ-тестирования  получили 100 баллов.

Участие в олимпиадах – направление интеллектуальной деятельности позволило достичь третьей позиции по краю.

Все это позволяет говорить о том, что системе образования есть потенциал, который необходимо развивать и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни

В статье приводятся примеры работы в детском саду по формированию у дошкольников установки на здоровый образ жизни...

Памятка для родителей "Установки, влияющие на социальное развитие ребенка"

Представлены шаблоны негативных и позитивных фраз взрослых, влияющих на социальное развитие личности ребенка....

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"

Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...

Консультация «Успех. Ситуация успеха»

Успех в любой деятельности, в том числе учении, – один из самых важных источников внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  Ситуация ...

«Консультация для родителей «Формирование мотивации успеха у дошкольников» «Как создать мотивацию успеха у ребенка»

laquo;Формирование мотивации успеха у дошкольников»«Как создать мотивацию успеха у ребенка»...