Памятка для воспитателей и родителей "Беседы с детьми по произведениям художественной литературы"
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение комбинированного вида
Памятка для воспитателей и родителей:
«Беседы по произведениям художественной литературы»
Подготовила и провела:
Воспитатель Березина Дарья Борисовна
Малоярославец, 2015
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. Перед чтением создаю положительную эмоциональную атмосферу. Начинаю работу с артистичного, выразительного чтения книги. Текст читаю не очень быстро, с эмоциональными акцентами, побуждаю детей чувствовать глубину содержания художественного произведения.
Читаю детям «Сказку о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После выразительного чтения обсуждаю с детьми следующее:
- Захотелось ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему?
- Что тебе показалось весёлым?
- Может ли то, что случилось с невоспитанным Мышонком, произойти с тобой? А если бы вдруг все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?
Стараюсь показать дошкольникам, что правильное дело (а именно так стал поступать Мышонок, который всем начал желать «доброго утра» и «спокойной ночи») всегда сопряжено с чувством радости, удовлетворения. Чем больше искренних поступков ребёнок совершает по отношению к другим, тем больше положительных эмоций он испытывает. А ведь так важно с раннего возраста как можно чаще испытывать чувство удовлетворения от совершения добрых дел!
После прочтения рассказа М. Пришвина «Последние грибы», обсуждаем с детьми:
- О каком времени года идёт речь в тексте? Как ты об этом догадался?
- Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями рыжики, подосиновики, подберёзовики?
- Какими словами можно назвать эмоциональное состояние автора? А тебе бывает грустно осенью? Почему?
Обращаю внимание на то, что если сегодня что-то приятное заканчивается, то в будущем такое состояние души обязательно повторится, просто надо уметь ждать.
Помимо позитивных эмоций, ребёнок испытывает и иные по своей природе эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Именно обида на других ребят, на близких, иногда толкает детей на необдуманные, немотивированные, жестокие поступки.
После знакомства с рассказом А. Соколовского «Тимошкин нос» размышляем вместе:
- Кто виноват в том, что Тимошка ушиб нос?
- Что показалось мальчику особенно обидным?
- Прав ли был Тимошка, что обиделся на всех ребят?
- Как Тимошка избавился от чувства обиды?
После обсуждения прошу детей рассказать о случаях из их жизни, когда им было особенно обидно, смогли ли они побороть это чувство и если да, то как. Важно, чтобы дети видели, что часто в их обиде виноваты они сами, а не окружающие. Учу детей понимать не только то, на что он обиделся, но и как пережить такое состояние, как избавиться от чувства обиды.
Не секрет, что современные дети избалованы: многие их желания, во избежание ссор и капризов, беспрекословно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок считает себя центром, вокруг которого всё происходит, отсюда излишнее хвастовство. Как помочь ребёнку научиться объективно оценивать себя? Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что в действительности не является достижением самого ребёнка?
Разобраться в этом помогает сказка К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства со сказкой и обсуждения прочитанного, смотрим на хвастунов со стороны, оцениваем их эмоциональное состояние.
Многие дошкольники подвержены чувству страха. Избавиться от подобного чувства помогает книга, которая не только может объяснить многие чувства, но и нейтрализовать их негативные последствия. Читая детям сказку К. Паустовского «Стальное колечко» размышляем с детьми о том, как вера человека в доброе дело помогает избавиться от чувства страха.
По мере чтения и обсуждения наблюдаю, как дети сопереживают героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех), индивидуально беседую с теми детьми, которые не смогли разобраться в содержании произведения. Тщательно продумываю вопросы, которые стимулируют эмоциональное отношение ребенка к героям.
Работая над произведением С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», спрашиваю детей, что их больше всего взволновало, почему герой так быстро ушел, почему его разыскивали пожарные, милиция и фотографы, не упускаю главного: подвиг свой он совершил не ради награды, а чтобы помочь людям.
Обсуждая сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», побуждаю детей к диалогу, учу выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, усваивать этические представления о культуре поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/24/picture-915221-1698141397.jpg)
Памятка для родителей «Произведения художественной литературы для ребёнка 3–4 лет»
Памятка для родителей о том, как и что читать детям 3-4 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/13/picture-958682-1507920001.jpg)
Организация восприятия детьми младшего дошкольного возраста произведений художественной литературы: реализация требований ФГОС
На этапе развития современного российского общества, выдвигаются все более новые требования к развитию личности ребенка дошкольного возраста. Важное и основное место отводится умению восприн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970819-1510176138.jpg)
статья "Восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы"
Мир, в котором мы живем, с каждым днем становится все более противоречивым и сложным. Сложившаяся ситуация выдвигает перед нами, педагогами и родителями, проблему изучения верного духовног...
"Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений художественной литературы"
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/02/picture-1231515-1604333131.jpg)
Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/15/picture-936094-1500151831.jpg)
Памятка для родителей Произведения художественной литературы для чтения старшим дошкольникам (лексическая тема недели «Весна»).
Памятка для родителей Произведения художественной литературы для чтения старшим дошкольникам (лексическая тема недели «Весна»)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/14/picture-1526573-1718388656.jpg)
Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...