Праздник Ивана Купала
материал (старшая группа) на тему
Цель праздника приобщать детей к русским народным традициями, народным играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_ivana_kupala.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25 «Дюймовочка»
Развлечение « Праздник Ивана Купала»
Проводится на участке д/сада
2015г
Провела и подготовила
Разумовская Ирина Владимировна
Цели : приобщать детей к русским народным традициям, играм
Задачи:
воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны;
- развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции;
- воспитывать волевые качества в подвижных играх, состязаниях, эстафетах;
- создавать у детей весёлое настроение
знакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, старинными обрядами;
формировать желания принимать участие в праздновании дня Ивана Купалы;
создать праздничное настроение
Место проведения: спортивная площадка.
Оборудование: два обруча, четыре ведра (два с водой, два пустых), две кружки, мётлы .
Технические средства: Магнитофон
Музыкальное оформление: музыка для разминки и для эстафет.
Праздничные костюмы: костюм русский народный (сарафан), костюм Бабы Яги, Лешего.
Участники: дети старшей и подготовительной групп
Ход праздника:
Ведущая: ( воспитатель, одетая в русский национальный костюм, выходит на участок к детям).
Приглашаю, вас детушки, на праздник на Ивана Купалы!
Ребята, а что это за праздник Ивана Купалы?(беседа)
(ответы детей)
В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой.
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А ещё с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка:«пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо»
Самым главным растением в день Ивана Купала был цветок папоротника раскрывающийся всего на несколько мгновений. С ним повсеместно связывались предания о кладах. Нашел ли кто-нибудь в эту ночь клад, доподлинно неизвестно, но ведь поискать можно? А вдруг повезет, и прекрасное папоротниковое чудо подарит возможность долгого и безмятежного счастья. Кто его найдёт - тому клад, мешок наград. Только найти его не так-то просто. Хотите попробовать?
Нелегко, ребята, цветок этот искать. Цветёт он только ночью, да его охраняют водяной, лешие, кикимора, русалки А называют его огне- цвет.
Ведущая:
Ребята, отправляемся путешествовать
А вы когда - нибудь были в лесу?
А кто живет в настоящем лесу?
Ответы детей ( звери , птицы насекомые…)
Но в лесу живет не только звери , птицы насекомые ,но еще и эхо!
Отправляемся в дорогу
Дети идут в лес к Бабе – Яге войдя на опушку леса к ним на встречу вылетает Баба -Яга на метле.
Баба Яга:
Здравствуйте, детишки?
Чего это вы в моем лесу делаете?
Ведущий:
Мы в гости в лес пришли!
Баба Яга: А кто вас звал сюда,
Кто приглашал?
Вот я вас съем сейчас!
Ведущий: Полно тебе, Бабушка Яга, злиться.
Не надоело одной в лесу куковать?
Баба яга: И то верно, чего это я?
А с утра была такой доброй!
Ведущий: А , давайте, ребята споем Бабе яге
песню про ее любимых гусей!
Баба яга: Про моих милых, любимых…
Дети исполняют песню «Жили у бабуси два веселых гуся»
Баба Яга: Ух ты, как с вами весело!
Ну, полно вам под деревом в лесу скучать,
Я пришла сюда вам скуку разогнать,
Кто – то здесь говорил про эхо?
Давайте поиграем в игру «Эхо»
Я буду заблудившейся Бабой – Ягой, а вы эхом.
Вы должны повторять последний слог слов и хлопать
В ладоши. Давайте попробуем.
Собирайся, детвора (ра - ра),
Начинается игра (ра-ра),
Да ладошек не жалей (лей – лей),
Бей в ладоши веселей (лей – лей)
Баба – Яга: Как хорошо у вас получается!
Прямо как на болоте у нас в полночь! Играем
Сколько будет через час (час- час),
И неправда, будет два (два – два),
Думай, думай, голова (ва – ва),
Как поет в селе петух (тух – тух),
Да не филин, а петух (тух – тух),
Вы уверены, что так (так – так),
А на самом деле как (как – как),
Вы хорошие всегда (да – да),
Или только иногда (да – да),
Не устали отвечать (чать- чать),
Разрешаю помолчать (чать- чать).
Молодцы! А давайте устроим праздник мусора!
Ведущий: Баба – Яга, постой! Мы не хотим мусорить! Да, ребята?
Мы хотим узнать о вашем сказочном лесе побольше.
тогда присядем на моей полянке я вам сейчас всё расскажу
Баба – Яга: А вы знаете, сколько загадок таит в себе лес в самом начале лета? Забредешь туда поздним вечером – всякое почудится:
и лешие, и кикиморы, и духи всякие.
В лес врывается леший и что – то ищет.
Ведущий: Дедушка – дедушка, ты кто?
Леший: (недовольно) Кто, кто? Леший я, леший (продолжает искать)
Ведущий: Постой, постой. А что ты ищешь?
Леший: (наконец, обращает внимание на детей):
Батюшки, кто к нам пожаловал?
Вы тоже хотите найти огне – цвет?
Ведущий: О чем это ты, леший?
Леший: А вы отгадайте мои загадки, а потом я вам расскажу.
Ведущий: Ну что, ребята, отгадаем?
Леший: Посмотрим, посмотрим.(Леший загадывает загадки)
Загадки
Хищный зверь, собаки предок.
В зайцах серых знает толк,
Догадаться нам не трудно –
Это серый страшный … (волк)
Ползун ползет,
Иголки везет. (еж)
Под зеленой елкой спрятался Ермолка,
Зимой спит, а летом шумит.
(река)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(василек)
За пнем – бугорок, а в нем – городок.
(муравейник)
Ведущий: Дедушка Леший, мы выполнили твои задания, и ты исполни свое обещание.
Леший: В День на Ивана Купала ( а сегодня именно такой день)
ровно в полночь в самой чаще
леса распускается яркий цветок ослепительной
красоты. Это цветет папоротник.
В древние времена люди верили, что тот, кто сорвет
этот цветок – тому все на свете будет подвластно, все
тайны, все чары, с этим цветком любой клад можно сыскать.
Баба – Яга: Леший – леший, а помнишь не так давно,
Лет триста тому назад, забрел к нам один пастух.
Полюбил он красавицу Зосю. Стал свататься,
Да родители ее сказали: «Не пара ты нашей Зосе!
Гол, как сокол!»
И решил пастух найти огне – цвет в ночь на Ивана купала.
Леший: Да, да, помню – помню. Хоть и боязно было, но пастух
Ночью отправился в лес. Зашел в самую чащу и увидел,
Что среди густой травы вырос огненный цветок!
Горел он, переливаясь, то красным пламенем, то синим, то
зеленым. Такого дива никогда пастух не видывал!
Баба – Яга: Деревня, что говорить.
Леший: Так вот. Бедного парня аж страх сковал. Но собрался он с духом, сорвал огне – цвет – и бежать из лесу Цветок ему тропинку освещает, а сзади кто – то вдруг заухал,
завыл, захохотал диким хохотом.
Леший: Бежит пастух, не оглядывается.
Ведущий: Ребята, а мы пойдем искать этот цветок?
Леший, Баба – Яга, помогите нам.
Баба – Яга: Какие вы хитрые. Соберутся все лешие и кикиморы, русалки охранять его. Будет очень трудно найти его. А вы такие слабые!!!
Леший: Ой, да вы не сможете!
Ведущий: Что вы ,что вы мы сильные и смелые. Правда ведь дети .Огне- цвет искать готовы ?
Баба Яга: Ждет забава, не дождется храбрецов,
Вызываю добровольцев – удальцов,
Ну, а мы за вами зорко поглядим,
Место первое достойным отдадим!
Выбирается 2 команды: Иваны и Алёнушки.
- Конкурс № 1. Бег в ступах ( ступы обручи)
Баба Яга: Вот Вам первое испытание, я Баба Яга это вы конечно знаете, а в чем я летаю - знаете. Да в ступе, вот и давайте с вами полетаем в ступах. Это и есть первое испытание: «Полет в ступе».
Конкурс № 2. С завязанными глазами перенести деревянные палочки в обручи, лежащие на полу.
Леший: Молодцы, ребята!
Но нам жалко вам цветок отдавать,
Э-э (чешет затылок)
Баба - Яга: Леший, да они не знают растения леса.
Как же они найдут папоротник?
Ведущий: Ребята, леший ошибается, правда?
Леший: Хорошо. Вот вам задание:
Каждая команда должна узнать растение
И назвать его.
Кто быстрее и правильнее отгадает этот задание.
Конкурс № 3 «Растения»: ромашка, лопух, подорожник, папоротник. ( детям для отгадывания показываются картинки растений)
Ведущий: Леший, а леший, а ведь это растения не только леса, но и луга.
Баба –яга: Ты смотри, никак их не проведешь!
Леший: Ой, вы совсем близко подошли к нашему цветку.
Ладно, ладно, отдадим мы вам чудо – цветок. Если ещё с нами поиграете.
Игра"Заря"
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Ведущий – "Заря" – обходит вне круга с лентой и говорит: "Заря, зарница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые'. С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "Зарей". При этом пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок, играющие не поворачиваются..
Баба – Яга: Но без венков желания у вас все равно не исполнятся.
А у вас одни панамки, ха-ха.
Ведущий: Что же нам делать?
Баба – Яга: Плести венки
Конкурс № 4 . Для воспитателей по команде плетут венки
Ведущий: Мы выполнили все задания.
Отдавайте цветок.
Леший: Ладно – ладно, берите уже.
Дети кричат: Ура!
Ведущий: Ребята, в этот день на Руси женихи выбирали себе невест. Сейчас и мы выберем себе пару и поиграем в любимую русскую народную игру «Ручеёк» (Дети разбиваются на пары .Леший и Баба – Яга становятся впереди).
Леший: Как хорошо играли. Давно мы так не веселились.
Баба-яга: Ну, молодцы! Надо же, сто тридцать восемь лет так не веселился. Вот держите, (Протягивает обычный цветок.)
Ведущий: Это не папоротника цветок
Леший: Ага! Только не перехитрить нам Иванушек с Алёнушками.
Баба Яга: Хорошо, раз так вот Вам задание еще сложней, я хочу посмотреть как быстро и аккуратно, вы умеете бегать.
Конкурс №5 «Водоносы»!
Ведущая: Ребята, перед Вами ведра с водой, у вас в руках кружки, Вам надо добежать да ведра с водой, зачерпнуть кружкой воды и как можно быстрее и аккуратнее вернуться с водой на старт не расплескав воду! Приготовились, на старт внимание марш!
Баба Яга: Здорово как много воды наносили, от жажды сегодня не умрем! Но опять они нас перехитрили
Леший: А метла твоя на что? Давай посоревнуемся в быстроте полета!
Баба Яга: Ну, ты голова!!!
Ведущий: Что вы еще выдумали? На метле полетать ? Так мы давно об этом мечтали! Правда, ребята?
Конкурс № 6«Кто быстрей на метле вокруг костра долетит» (метлу можно заменить вениками
Ведущий: Эй, лесная нечисть. Понятно же, что мы сильные и смелые.
Баба – Яга: Цветок говорите. Так-так. Так – так. Ребята, а сколько вам лет?
Дети отвечают.
Леший: Все ясно, детишки маленькие, несмышлёные, в школу не ходят, поэтому и тайну эту не знают
Ведущий: Какую тайну? Что – то вы темните…
Баба – Яга: Да все тут понятно. Огне – цвет - это папоротник, а папоротник, как известно, никогда не цветет.
Ведущий: А как же в старину люди искали его, а как же наш пастух. А пастух вышел к болоту и встретил там царевну – лягушку, царевна – то лучше, чем просто Зося.
Леший: Ну не скажи, царевна, а все равно жаба…
Баба – Яга: Много ты в красоте понимаешь… Так вот, и живет ваш пастух на опушке леса, избу построил, на лягушке женился и лесничим в нашем лесу работает….
Ведущий: Так вы нас обманули…
Леший: Почему это обманули? Поговорку знаете «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» Вы хотели сказку – получили… Все по – честному.
Баба – Яга: Все задания мои выполнили, молодцы таким и клад отдавать на жалко, отправляемся искать папоротник, а там и клад найдём (Все подходят к папоротнику . Леший и Баба –Яга ищет клад ( клад находиться в сундуке)а ну- ка ,где то он здесь у меня спрятан, сейчас, сейчас. (Достает сундук, из папоротника в нем угощения для ребят)
Ведущая: Вот спасибо за угощения. Ребята Вам понравились задания Бабы Яги? (ответы детей).
Баба Яга , Леший: А давайте станцуем на прощание танец
После танца Мы ещё к вам в гости придём, поиграть, поплясать, пошутить!
Баба Яга:
До свидание, до встречи!
Ведущая раздаёт угощение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника Ивана Купала
Сценарий праздника Ивана Купала. "Как на Ивана Купала". Из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой О.М....
Праздник Ивана-Купала
Знакомство детей с праздником Ивана-Купала и с его особенностями ....
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "праздник Ивана Купала"
конспект развлечения Праздник Ивана Купала" рекомендован для воспитателей и музыкальных руководителей...
Праздник Ивана Купала
Сценарий разработан и апробирован в учреждении. Игры подобраны с учетом возрастных особенностей....
Праздник Ивана Купала. Сценарий праздничного гуляния в ДОУ
Форма проведения мероприятия – праздничное гуляние. Иван Купала в венке из 12 трав приглашает всех на праздник воды. Дети играют с водой (переносят воду ложками, наполняя «живой»...
"Праздник Ивана Купала"-праздник для детей старшего дошкольного возраста
Праздник для детей старшего дошкольного возраста для проведения в летний оздоровительный период...
Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду.
Сценарий летнего праздника для детей среднего и младшего дошкольного возраста. Праздник Ивана Купала в детском саду. Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей...