Приобщение детей к традиционной культуре северных народов Амурской области
занимательные факты на тему

Зимель Зоя Петровна

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов?

Думается, что нет. Воспитывать нравственную и духовную культуру ребенка надо с детства, ведь именно в дошкольном возрасте дети многим интересуются и хотят все знать.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эвенков нами используются различные методы и виды работы: беседы, чтение и рассказывание сказок и загадок, изобразительная деятельность, а также различные игры.

Далее приводится план, составленный нами для средней, старшей и подготовительной групп. В ходе работы темы занятий повторяются, но на каждом возрастном этапе их содержание усложняется с учетом знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  К

ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. 

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов?

Думается, что нет. Воспитывать нравственную и духовную культуру ребенка надо с детства, ведь именно в дошкольном возрасте дети многим интересуются и хотят все знать.

В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой эвенков нами используются различные методы и виды работы: беседы, чтение и рассказывание сказок и загадок, изобразительная деятельность, а также различные игры.

Далее приводится план, составленный нами для средней, старшей и подготовительной групп. В ходе работы темы занятий повторяются, но на каждом возрастном этапе их содержание усложняется с учетом знаний детей.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Содержание. Кто мы? Где живем? Самобытная красота  Амурской области. Даем краткое представление о нашей области, где находися, какие жители  населяют её.

Тема. Национальная еда. Какой хлеб едят эвенки? Традиции и новации кухни эвенков. Прочитать сказку «Медведь и кедровка». Создать условия для лепки, рисования, обыгрывания сюжета сказки.

Тема. Быт эвенков. Дать представление о жизни народа. Рассмотреть картинки жилья, предметов обихода. Познакомиться с основными промыслами народа. Изготовить детскую люльку.

Тема. Фольклор (народные сказки, песни, загадки). Рассказать о народной сказке. Обратить внимание на особенности эвенков подмечать повадки и особенности внешнего облика животных.(«Лебедь и ворон», «Почему карась стал плоским», «Хитрая лиса и дятел» и другие).

Тема. Народное декоративно-прикладное  искусство народов Севера Амурской области. Дать  представление об орнаменте, в котором выражал  свои мысли, любовь к природе. Декоративное рисование « Украшение праздничного платья».

Тема. Праздники эвенков. Способствовать развитию интереса к народным праздникам и поощрять желание участвовать в них. Учить народные песни.

Тема. Национальные игры. Познакомиться с их правилами и видами игр. Игра «Кто перетянет».

СТАРШАЯ ГРУППА

Содержание. Дать первоначальное понятие о народе (эвенки), народной культуре, духовной и материальной. Эвенки один из старейших народов Амурской области и Дальнего Востока.

Эвенки – смелый, сильный  и добрый народ. Охотой, скотоводством, возделыванием земли они всегда занимались вместе, сообща. Таков и характер и песен, игр, сказок.

Тема. Родной край. Расширяем знания детей об Амурской области. Даем краткую историю о Бурейском районе, о поселке Талакан. Какие народы в старину обитали на данной территории.

Тема. Быт эвенков. Национальная одежда и обувь. Продолжать знакомить с народным бытом, традиционной женской одеждой.  Темы и сюжеты эвенкийского бытового искусства черпались непосредственно из жизни и охватывали обширную область духовной деятельности человека. Сюда входит несколько самостоятельных видов художественного творчества, а именно: декоративное украшение верхней одежды, обуви, головных уборов, рукавиц, изготовление меховых ковриков, резьба по дереву и бересте.

Тема. Фольклор. Познакомить со сказками «Цена иголки», «Лиса и ворон». Создание иллюстраций к сказкам.

Тема. Эвенкийские орнаменты. Углублять представление о многообразии форм и мотивов орнамента. Орнамент у эвенков несложный: прямая полоса, уголки, крестики, зигзаг. Чаще всего использовали крестообразные фигуры.   Все народы Севера, в том числе и эвенки, владели искусством меховой мозаики, т. е. сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок.

   Изобразительное искусство было представлено также орнаментом на бересте и дереве. Вся посуда и вьючные сумы изготавливались из бересты, реже из дерева. Берестяная посуда была очень удобна при кочевом образе жизни, так как она легкая и ее всегда можно заменить. На бересту наносили орнамент острием оленьего копытца или на раскрашенную основу прикрепляли полоски бересты. Таким орнаментом украшались табакерки из бересты (доскан), туеса для хранения оленьего молока, воды и т. д.

Тема. Национальные игры. Разучивание игры. Игра «наперсток спрячем» (уняптунма дяякат). В ней участвует большое количество игроков. Садятся  в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящая, которой завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящей развязывают глаза и она ищет наперсток, подходя к любой участнице и разнимая у нее руки. Подойти можно только к трем участницам. Если наперсток будет найден, то водящей становится тот, у которого он обнаружен, а водящий садится на ее место. Если наперсток не найдется, то его перепрятывают и водящий продолжает поиски тем же порядком.

Тема.  Народное пение и ритуалы. Система фольклорной традиции народов Севера пронизана вокально-песенным началом. Коренные народы – эвенки создали богатый, синкретичный музыкально-поэтический фольклор. Пение сохранилось в ранних сказках; сакральную функцию пение несет в шаманских обрядах; развернутые песни-монологи героев широко представлены в эпосе народов Севера; пение движет круговыми танцами; оно присутствует в обрядовой поэзии. В своей изначальной форме пение в культуре народов Севера являлось языком духовного контакта с высшими силами природы, божествами и духами. Прослушивание музыки и песни, посвященной Духу Огня.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Содержание. Расширять представление детей о малой родине и традиционной культуре эвенков. (Это древний народ. Его основными занятиями является охота и оленеводство. Но также эвенки знают и кузнечное дело. Особое место принадлежит декоративно-прикладному искусству. Углублять знания о традиционном быте, ремеслах. Декоративное рисование ковра (совместная работа).

Тема. Почитание огня и других стихий. Дать представление об огне как хранителе рода, семьи, человека, а также о почитании Земли, Солнца, Рек. Считалось, что огонь рассеивает злые мысли, очищает предметы домашнего обихода, люльку новорожденного.  Культ почитания огня нередко можно встретить и в наши дни. В современных условиях он превратился в устойчивый этикет.

Тема. ДПИ. Коврики-кумаланы эвенков.  Коврик-кумалан имеет форму несколько сплющенного, сдавленного к середине по продольной оси прямоугольника с округленными углами. Меховые ковры по типу и формам бывают разнообразные. Это зависит, с одной стороны, от количества и качества имеющихся шкур и меха, с другой — от изобразительности и вкуса мастерицы. Также шились круглые коврики, в них эвенки воспроизводили образ солнца. Отделывались ковры бахромой. Совместная работа изготовление коврика.

Тема. Заключительное театральное занятие «К истокам Амура». Учувствуют дети подготовительной группы. Игры, танцы, викторины и творчество с участием ребят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к традиционной культуре России посредством народной куклы»

В настоящее  время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей.  Народная культура – это богатый материал для воспитания любви к Родине, к т...

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей к традиционной культуре

Рассказывается о необходимости приобщения детей к народному фольклору....

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Приобщение детей к традиционной культуре Бурятии"...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...