Занятие "Обида"
план-конспект урока (старшая группа) на тему

Сокова Антонина Брониславовна

Занятие "Обида" (копилка педагогических идей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_obida_kopilka_pedagogicheskih_idey.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Лучший проект 2015»

Копилка педагогических идей

Сокова А.Б.

Педагог - психолог

ГБОУ Школа № 2025 СП ДО № 10

Занятие: «Обида».

Цель занятия: 

1.Знакомство с чувством «обида».

2.Учить понимать свои чувства и чувства других.

3.Учить передавать эмоциональное состояние, используя различные эмоциональные средства

4.Способствовать находить выход в проблемных ситуациях, повышению уверенности в себе.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам пришла Элли из Изумрудного города и хочет вас познакомить с новой эмоцией. Угадайте, что это за эмоция?

Элли показывает картинку. У Элли есть друзья, которые тоже чувствовали обиду и другие чувства, но это мы узнаем в конце занятия.

1.Беседа по картинке: [рис.1 автор: Л.Б. Фесюкова].

1.Почему двое детей играют, а третий стоит в стороне?

2.Какое у него настроение? (плохое, он плачет)

3.Что чувствует этот мальчик, почему он плачет? (обиду)

4.За что мальчик мог обидеться на друзей? (не приняли играть, может, обозвали)

2.Проблемная ситуация: «Случай в песочнице».

Катя и Маша играли в песочнице. Они строили город, в котором будут жить со своими любимыми игрушками. Кате хотелось построить большой город, а Маше – маленький. Они начали спорить. Кате это надоело. Она взяла и разрушила постройку. Маша обиделась. Отошла от песочницы и стоит в сторонке. А Катя начала строить свой город одна.

Вопросы по тексту:

1.Нужно ли помогать девочкам в этом случае? (в этом случае девочки не правильно разрешили спор, они не пришли к единому мнению)

2.Как может себе помочь Маша? (может предложить сначала построить большой город, а потом маленький или в большом городе построить маленький).

3.Всегда ли стоит обижаться во время споров? (нет не всегда, например:  висит яблоко на дереве, одна девочка увидела яблоко первая, а вторая – сорвала потому что была выше. Спор чьё яблоко? Как разрешить спор? (поделить пополам). Значит не всегда стоит обижаться во время споров.

Слушание песни «Как положено друзьям всё мы делим пополам».                       Автор: В. Шаинский.

Ребята, а что такое обида? (чувство, когда становиться грустно, обидно). А вы когда-нибудь обижались?

3.Упражнение «Простучи обиду на бубне».

Ты обиду не держи поскорее расскажи.

А чтобы помочь себе и  не обижаться, надо обязательно рассказать обиду и сказать «Я себе хочу помочь! уходи обида прочь»!

Слушание песни «Рыжий, рыжий конопатый». [Автор текста (слов): Успенский Э. Композитор (музыка): Ботяров  А.] Что вы слышите? (дразнилку).

А разве приятно, когда тебя дразнят? Ну и что, что у него рыжие волосы. У кого-то рыжие, у кого-то чёрные, но это не означает, что надо обзываться. А рыжий цвет очень красивый. Т.к. волосы кажутся золотыми.

4. Несколько советов «Если тебя обидели».

1.Не обращать внимания на глупого дразнилку, ведь умный ребёнок такого бы не сказал.

2.Если они не хотят например принять альтернативу т.е. например сделать как ты хочешь, большой город, а потом как я маленький, не хотят прийти к единому мнению, то отойти и постараться успокоиться.

3.Можно мыть лицо холодной водой, расслабиться.

4.«Я хочу себе помочь! уходи обида прочь!»

5.А теперь послушайте сказку о лисёнке, который обиделся.                        [Автор: О. Хухлаева].

В большом лесу, где живёт много зверюшек, жила –  была семья лисичек с сыном лисёнком. Лисёнок собрался пойти погулять. Он уже почти выходил из дома, но в этот момент его позвала мама. Она попросила лисёнка не уходить из дома и помочь ей.

«Ну, как же так – подумал лисёнок,  - именно в этот день, когда мы собрались строить шалаш на поляне. Я должен остаться дома! Теперь они будут строить без меня!». Ну как уйти без разрешения мамы! Если сказать ей про шалаш, она может не разрешить. Поэтому он отправился в свою комнату и заплакал. А позднее, когда он помогал маме, у него ничего не получалось и всё падало из рук. Он опять пошёл в свою комнату. Но там ему стало ещё хуже. Он не стал играть в свои игрушки, просто сидел и обижался. Поэтому, когда мама пришла  к нему и стала расспрашивать, что с ним случилось. Лисёнок не стал с ней разговаривать.

И так он сидел почти до самого вечера. «А ежик с зайчиком. Наверное, уже играют в шалаше», - вдруг подумал он и, совсем расстроившись, с криком побежал к маме: «Это всё из-за тебя! Из-за тебя я один тут сижу!» Но мама не рассердилась на него за крик, наоборот, она приласкала его и сказала: «Ну что же ты не рассказал о шалаше сразу? Беги скорей, может быть ты ещё успеешь». Лисёнок действительно успел поиграть в шалаше и пришёл домой совершенно счастливым. Но главное, он теперь знал, как ему справляться со своими обидами – просто надо рассказать о них.

6.Раскрашивание рисунка «Обидка». [Автор: Громова Т.В. «Страна эмоций»].

7.А теперь мы все вместе с Элей отправимся в Изумрудный город. [Волшебник Изумрудного Города - Песенка Друзей сл. И. Токмаковой]. Движения под музыку.

Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой не прямой
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.
Железный дровосек:
А я рожден железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает
Сердечной теплоты.
Да только не хватает
Сердечной теплоты.

Страшила:
Соломою своею
Я думать не умею.
Хотел бы попросить я
У Гудвина ума.

Судьба моя нелепа:
Я выгляжу свирепо,
А сам дрожу от страха,
Как заяц под кустом.
О как бы мне хотелось
Иметь большую смелость!

У каждого из персонажей чего-то е хватало. И мы с вами идем дорогой трудной, дорогой не прямой и наше сегодняшнее желание справиться с обидой.

8.Чтоб не обижаться, надо ещё и расслабляться [релаксация].

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая-

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

И становится понятно:

Расслабление – приятно!

Литература:  

1.Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Москва. 2006 г.

2.Изард К.Э. «Психология эмоций». Санкт – Петербург. 2008 г

3.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика» Москва. 2004 г

4.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций 5-7 лет» Ярославль. 2001 год

5.Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.                                             6.Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.                                                            7.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». М.: Генезис, 2010г.                                                        8.Громова Т.В. «Страна эмоций». М.: Перспектива.

9.Семенака «Уроки добра».М.: Аркти, 2005г.

10.Макарычева Н.В. «Профилактика жадности, лжи, лени». М.: Аркти, 2010г.

11.Фесюкова Л.Б. «Беседы по картинкам». Издательство «ТЦ Сфера».