Познавательно-исследовательский проект "Зимушка-зима"
проект (средняя группа) на тему

 

Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka_proekt.docx106.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность: средней продолжительности (декабрь).

По количеству участников: групповой (30 человек)

По характеру контактов: в рамках ДОУ

Состав проектной группы: дети средней группы, воспитатель, родители.

ЦЕЛЬ: Формирование у детей 4-5 лет представлений о живой и неживой природе в зимний период, помочь детям почувствовать красоту зимнего пейзажа; воспитывать бережное отношение к природе; создавать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничным мероприятиям.

ЗАДАЧИ: 

- конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, состояние растений), особенности жизни диких животных и птиц в зимний период;

- устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных;

- познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками;

- укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;

- развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

- способствовать вовлечению семьи в процесс реализации проекта.

АКТУАЛЬНОСТЬ

      Дети  в  недостаточной степени имеют представления о  особенностях зимнего времени года. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов. В результате  проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат:

  • Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Зимушка - зима».
  • У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
  • Обогащение активного и пассивного словаря детей.
  • Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.
  • Развитие познавательной активности детей к исследовательской деятельности.
  • Развивать творческую активность детей и родителей;
  • Воспитать бережное отношение ко всему живому.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

Этапы проекта:

  • 1. Подготовительный.
  • 2. Содержательный
  • 3. Итоговый.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1.Изучение уровня знаний детей по теме.

Задачи: определить актуальность знаний детей о зимних особенностях.

  Срок: за неделю до проекта.

2. Подбор методической литературы.

   Срок: в течение недели до проекта

3.Подбор художественной литературы - информационное обеспечение проекта.

Срок: в течение недели до проекта.

4.Изготовление дидактических и наглядных пособий по теме – обеспечение проекта наглядным материалом.

           Срок: в течение недели до проекта.

2 ЭТАП: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

1. Познавательные беседы:   «Зимняя пора»,  «Приметы Матушки Зимы",  «Как помочь зимующим птицам?»,  «Животные зимой».

Расширять представления о зиме. Систематизировать и закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных изменениях.

Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи между явлениями природы, условиями наступающего зимнего времени года и поведением птиц и животных, состоянием растительности, развивать умение делать выводы.

 Продолжить формирование представления о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям. Учить понимать обобщающие слова  «Дикие животные», «Домашние животные»  закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

 Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования со снегом и льдом.

Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление, коммуникативные навыки. Способствовать развитию связной речи. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.  

2.  Проведение дидактических игр : 

-Дидактические игры: "Загадай, мы отгадаем", "Времена года ",  "Что бывает зимой?",  "Где снежинки?",   "Зимние забавы", «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Назови дерево», «Кто, где живет? », «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»;

 -Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Чей домик? », «Чей малыш? », «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».

- Физкультминутки  "Зимой";   "Зимние забавы"

- Пальчиковая гимнастика "Зимующие птицы", «Снежок»,  «Дует ветер», «Снегири», «Снежок», «Снежная баба», «Снеговик», «Зимние забавы».

Задачи: развивать логическое мышление, наблюдательность, сообразительность,  расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима».

Срок: в течение содержательного этапа.

3. Чтение рассказов Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме ; рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимняя забава». Составление описательных рассказов по картинам.:

  • Сказки и рассказы : "Снегурочка и лиса", "Зимовье зверей", "Два мороза", Рукавичка», «Лиса и волк»;  О. Высотская «На санках», В. Берестов
  • «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская  «Снег идет», Д. Чуяко
  • «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
  • Пересказ текста:  М. Калинина "Про снежный колобок",Соколову-Микитов "Зимой".
  • Заучивание наизусть: С. Есенин "Береза"И. Суриков "Зима " О. Высотская «Елочка, . А. Барто «Я знаю, что нужно придумать… »;
  • Пословицы и поговорки по теме (выяснить их смысл).
  • Рассматривание картин на зимнюю тематику.

Задачи: Познакомить детей с новыми рассказами, сказками,  стихотворениями о зиме, продолжать учить отвечать на вопросы. Упражнять в использовании сравнений, определений, синонимов в речи детей. Развивать внимание, память, выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к природе и умение любоваться ее красотой. Обучать  вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Срок: в течение содержательного этапа.

4. Наблюдение:  Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за деревьями. Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель). 

Снежинки

Учить детей наблюдать за изменением формы снежинок в

зависимости от смены погоды, показать простейшую форму снежинок

шесть лучиков в форме веточек.

Лед, гололед, гололедица

Показать детям, как образовывается лед на лужах; определять свойства льда, учить понимать зависимость - чем больше мороз, тем толще становится лед; во время гололедицы надо соблюдать осторожность.

Снегопад, метель

Учить детей наблюдать за зимними тучами, различать снегопад, метель, понимать, в чем их особенности, почему происходит то или иное явление.

Свойства снега

Учить детей определять свойства снега, понимать, что они зависят от погоды, в частности, от повышения или понижения температуры воздуха; упражнять в умении лепить из снега разные фигуры.

Зимнее солнце

Учить детей наблюдать за солнцем зимой, понимать, что оно светит, но не греет, поднимается низко, дни короткие, ночи длинные, много пасмурных дней.

Мороз или оттепель

Учить детей различать, когда на улице мороз, а когда оттепель, как в эти дни изменяется погода, когда лучше гулять; показать термометр, учить определять температуру.

Птицы зимой

Учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

Деревья зимой

Учить детей различать и называть деревья, понимать, что зимой они находятся в состоянии покоя, нуждаются, чтобы их оберегали; любоваться красотой деревьев в инее или после снегопада.

Зимние месяцы

Продолжать знакомить детей с названиями зимних месяцев, учить замечать изменения, которые происходят каждый месяц. Обратить внимание, что декабрь год заканчивает, а январь - начинает.

5.Физкультурно - оздоровительная деятельность:

Подвижные игры «Мороз – красный нос», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках»,   «Два мороза»,  «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», Игра в снежки.

Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

6. Художественное творчество:

НОД: (рисование): «Снегурочка»,  «Новогодние поздравительные открытки» «Наша нарядная ёлка»,  «Маленькой ёлочке холодно зимой»; (аппликация): «Бусы на елку»; (лепка) «Снеговик».

Свободное творчество – изготовление снежинок, «Елка новогодняя» ( пластилинография); «Украшаем елку»(обрывная аплликация), «Обезьянка – символ года» (аплликация) , «Дед Мороз», «Снеговик», «Снегурочка»(рисование)

6. Просмотр презентаций: «Зима»,  «Зимние забавы».

7. Музыка: разучивание песен по теме проекта, музыкально – двигательных игр «Елочка», «Как у дедушки Мороза», «Дед Мороз»

Сотрудничество с родителями:

  • Оформление папок-передвижек для родителей: по теме

«Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры».

  • Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.
  • Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
  • Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.

3ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Итоговое мероприятие: Новогодний утренник «Колокольчик ледяной».

Результаты проекта:

Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.

  • Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;
  • знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;
  • владеют расширенным словарным запасом;
  • имеют представление о природе родного края;
  • знакомы с правилами  безопасного поведения на природе;
  • систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;
  • разработаны рекомендации для родителей;
  • оформлена выставка работ «Мастерская Деда Мороза»;
  • повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....