"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему

Ким Лариса Витальевна

Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionno-pedagogicheskie_usloviya.docx130.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ким Лариса Витальевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт Петербурга.

Наше образовательное учреждение представляет собой единый комплекс «детский сад – школа». Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении проходит в рамках районной экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия преемственности дошкольного и начального общего образования».  В ходе аналитико-подготовительного и поисково-преобразующего этапов эксперимента, нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей.

В данной статье представлены отдельные материалы, которые, с нашей точки зрения, будут интересны различным участникам образовательного процесса, сталкивающимся с проблемой преемственности дошкольного и начального общего образования.

По результатам анкетирования различных групп родителей был проведён анализ ожиданий родителей от детского сада и школы:

Ожидания родителей от детского сада (на момент поступления ребёнка в детский сад)

Условия (комфорт и безопасность) – 30%

  • Сохранение жизни и здоровья, психологический комфорт и безопасность
  • Доброе, чуткое, заботливое, уважительное отношение к ребёнку
  • Чтобы ребёнок шёл в детский сад с удовольствием
  • Чтобы детский сад стал желанным и любимым местом, оставил счастливые воспоминания о детстве
  • Индивидуальный подход, надлежащий уход и внимание к ребёнку

Социализация – 30%

  • Научить правильному поведению, дисциплине, жизни в  социуме
  • Научить лучше понимать других детей, лучше говорить, дружить
  • Чтобы ребёнок получил хорошее воспитание, манеры
  • Развивать положительные черты характера
  • Воспитать самодостаточного и счастливого ребёнка
  • Активно взаимодействовать с родителями, помогать в воспитании ребёнка

Интеллектуальное развитие и обучение -10%

  • Обучение необходимым навыкам
  • Расширение кругозора
  • Развитие интеллектуальных способностей
  • Подготовка к школе
  • Чтобы ребёнок получил желание учиться

Всестороннее творческое развитие – 30%

  • Выявление и развитие талантов и способностей  
  • Развитие творческих способностей
  • Всестороннее, гармоничное развитие
  • Помощь в развитии ребёнка, как в умственном, так и в физическом
  • Сохранение и развитие в ребёнке лучших качеств

Ожидания от школы  родителей выпускников детского сада

Условия (безопасность, квалифицированность педагогов) – 53%

  • Плавный переход из детского сада в школу, спокойный старт всех образовательных программ
  • Индивидуальный подход, добрые и отзывчивые учителя
  • Хорошее, заботливое, справедливое отношение к ученикам
  • Внимание и требовательность педагогов
  • Безопасность в школе, хорошая охрана
  • Качественная материально-техническая база
  • Квалифицированный педагогический состав
  • Взаимная совместная работа, плодотворное сотрудничество педагогов, психологов и родителей
  • Возможность обратиться в школу по любому вопросу

Социализация – 13%

  • Чтобы ребёнок адаптировался  к школьному коллективу, нашел себе друзей, был заинтересован школой
  • Чтобы школа способствовала взрослению, самостоятельности, выработке ответственности,  чувства коллективизма
  • Научить четкой дисциплине, внутренне воспринимать необходимость получения знаний

Интеллектуальное развитие и обучение – 25%

  • Вызвать  и развивать у ребёнка  интерес к учебному процессу
  • Укрепление желания учиться, познавать новое и интересное
  • Высокий уровень обучения детей, хорошие знания
  • Развитие более структурного мышления
  • Прививать любовь к знаниям и чтению
  • Обязательные домашние задания и работы над ошибками
  • Большее взросление ребёнка на научной основе
  • Получение полного качественного образования
  • Ценностный подход к обучению

Всестороннее творческое развитие – 9%

  • Наличие дополнительных занятий и кружков
  • Разностороннее развитие ребёнка
  • Найти в каждом ребёнке способности и положительные черты характера, поощрять и развивать их

Ожидания от школы родителей первоклассников

Условия – 4,5%  (Иметь возможность посещать открытые занятия в школе)

Социализация – 41%

  • Воспитание в ребёнке коммуникабельности, умения устанавливать отношения и жить в социуме
  • Участие в общественной жизни школы
  • Больше направленности на развитие самостоятельности, ответственности и организованности в стенах школы
  • Подготовка ребёнка к «взрослой жизни»

Интеллектуальное развитие и обучение – 41%

  • Построить фундамент и зародить желание изучать предметы
  • Интересный, увлекательный процесс обучения от занятия к занятию  
  • Научить думать, в том числе нестандартно мыслить
  • Научить формулировать мысли и выражать свою точку зрения

Всестороннее развитие – 9%

  • Больше интересных и качественных кружков
  • Показательные выступления танцевальной и театральной студий

С нашей точки зрения, полученную  динамику ожиданий родителей от образовательного учреждения в зависимости от возрастных задач в развитии ребёнка следует учитывать при планировании работы с родителями для реализации принципа преемственности в работе детского сада и начальной школы.

По результатам  анкетирования    педагогов детского сада, педагогов начальной школы, родителей дошкольников и родителей первоклассников был  получен прогноз школьных трудностей ребёнока при переходе из детского сада в школу,  с точки зрения различных участников образовательного процесса:

Трудности в адаптации к школе

педагоги

детский сад

72%

школа

74%

родители

детский сад

52%

школа

33%

Трудности в освоении школьной программы

педагоги

детский сад

47%

школа

58%

родители

детский сад

29%

школа

37%

Низкий уровень учебной мотивации первоклассников

педагоги

детский сад

35%

школа

47%

родители

детский сад

31%

школа

29%

Иные трудности (неблагополучие в семье, трудности в поведении, саморегуляции)  

педагоги

детский сад

50%

школа

50%

родители

детский сад

12%

школа

11%

 

Выявленные различия в  ожиданиях потенциальных трудностей первоклассника, с точки зрения педагогов и родителей, позволяют выстраивать просветительскую работу с родителями будущих первоклассников с учётом данной специфики.

По результатам опроса различных участников образовательного процесса нами был проведён анализ различных форм осуществления преемственности, наиболее приемлимых и значимых с точки зрения педагогов и родителей:

Педагогическое просвещение родителей

педагоги

детский сад

65%

школа

65%

родители

детский сад

32%

школа

63%

Круглые столы для родителей с участием специалистов

педагоги

детский сад

77%

школа

62%

родители

детский сад

46%

школа

43%

       

           Информационные стенды для родителей будущих первоклассников

педагоги

детский сад

71%

школа

73%

родители

детский сад

69%

школа

80%

Открытые мероприятия в школе и детском саду

педагоги

детский сад

72%

школа

56%

родители

детский сад

82%

школа

99%

Совместная работа педагогов и родителей со службами сопровождения

педагоги

детский сад

82%

школа

63%

родители

детский сад

66%

школа

50%

 Несовпадение точек зрения на проблему преемственности со стороны различных участников образовательного процесса  необходимо учитывать при разработка системы взаимодействия дошкольного и начального общего образования, создавая организационно-педагогические условия для реализации принципа преемственности  при    переходе дошкольников в начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"

Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать дет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...