Развитие речи детей раннего возраста в игровых ситуациях
консультация (младшая группа) на тему

Антипова Галина Анатольевна

Опыт работы по развитию речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antipova_g.a.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста в игровых ситуациях

Антипова Галина Анатольевна. воспитатель

МБДОУ "ДСКВ № 120", г.Братска

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы. Малыш хочет многое узнать, ему все интересно, он чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию речи.

Первые вопросы ребенка очень простые, они в основном о предметах и явлениях, которые его окружают. Что ты делаешь? Что это такое? Где кукла? Куда ушла тетя?

Стремясь поддержать любое обращение ребенка ко мне, перевожу эмоциональные, мимические реакции в речевые. Например, ребенок показывает рукой на машинку, стоящую на полке, и молчит. Прошу ребенка повторить слова просьбы: “Дай машинку”. Учу малышей обращаться друг с другом, побуждаю словом выразить просьбу, обращенную к товарищу: “Дай мяч, Коля. Дай машинку, Дима”.

В игре у детей развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция. Например, рассматривая предметы (посуду, одежду, куклы, игрушки), дети узнают, из чего сделаны эти предметы и их назначение. Делают вывод. Такие занятия помогают ребенку научиться различать и называть сходные предметы. Например, кресло, стул, стол, (мебель), халат, платье, брюки, шапочка (одежда). В этих целях используется система дидактических игр “Кто, где живет”, “Домашние и дикие животные”, “Овощи и фрукты”, где дети оперируют с набором предметов и картинок. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера о том, что видит, с чем действует.

Одним из средств развития речи в раннем возрасте являются игровые ситуации. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают знание основ предлогов и наречий, обозначающих пространственное отношение предметов (далеко - близко, высоко - низко). Например, играя с собачкой, дети узнают о ее месторасположении. Просят подойти собачку к ним. Она близко, рядом, до нее можно дотронуться. Собачка убегает. До нее нельзя дотронуться, потому что далеко. Это обогащает словарь ребенка. У детей расширяется запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями (свое имя, имя близких ему людей бабушки, дедушки, мамы, папы).

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу.

Поддерживая у детей желание говорить, задаю уточняющие вопросы, прошу повторить заинтересовывающие эпизоды в поведении ребенка.

Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаю слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаю вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.

Организуя игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Саше совок”, “Попроси у Тани мяч”. Использую такие приемы, как “Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь”. Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.

Побуждаю ребенка к речевому подражанию, отчетливо, выразительно произнося слова, фразы с целью активизации усиления слуховой ориентированной реакции. Использую прием собственного вопроса-ответа, эмоционально обыгрываю бытовые ситуации, задаю вопрос и даю образец ответа, как бы отвечая за ребенка. Например, “Что пьет Оля? – Молоко? Вкусное молоко? – Очень вкусное”. В каждой совместной с ребенком деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение.

Взрослый способен незаметно для ребенка модифицировать игровую ситуацию так, что она окажет благоприятные воздействия на детскую психику.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.

Литература:

  1. Богусловская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б. Раннее детство: Познавательное развитие. – М.: Просвещение, 2000.

Приложение 1

Конспект проигрывания игровой ситуации.

Тема: «Что подарим зайчику в День его рождения?»

Цель. Учить детей объединять в один сюжет несколько игровых действий; произносить отчетливо и внятно слова, предложения из двух слов (возьми морковку). Развивать память.

Активизировать словарь: краски, книга, морковь, мяч. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Материалы для занятия:

- зайка;

- чудесный мешочек;

- карандаши;

- морковь;

- мяч.

Словарная работа:

подарки, поздравляю.

Ход занятия.

Воспитатель.

- Сегодня к нам в гости пришел зайка. Но он куда-то убежал, спрятался.

        Дети.

- Вот он!

        Дети.

- Здравствуй, зайка!

        Зайка.

- Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся.

        Дети

- Дима, Оля, Катя, Коля.

Воспитатель.

- Дети, а как зовут зайчика. Кристина, спроси зайчика, как его зовут?

        Зайка.

- Степашка.

        Воспитатель.

- Посмотрите внимательно на Степашку. Какие у него ушки?

        Дети.

- Длинные.

        Воспитатель.

- Глаза?

        Дети.

- Большие!

Воспитатель.

- Хвостик?

Дети.

- Маленький!

Воспитатель.

- Потрогай его, Таня. Какая у него шерстка?

        Дети.

- Мягкая, пушистая.

Воспитатель.

- Степашка такой нарядный, но почему же он грустный?

Воспитатель.

- Спросите Степашку, почему он такой невеселый?

        Дети.

- Что с тобой, зайка, случилось?

        Дети.

- Кто тебя обидел, Степашка?

        Зайка.

- У меня сегодня День рождения, а про меня все забыли. Дети, а у вас бывает День рождения? Что Вам дарят в этот день?

        Дети.

- Подарки.

        Зайка.

- Какие подарки?

        Дети.

- Книги, краски, мячи.

Воспитатель.

- А вот про Степашку забыли. Ребята, сделаем Степашке подарок.

        Дети.

- Да!

Воспитатель.

- Вот чудесный мешочек, а в нем подарки. Беру из мешочка подарок, называю его и даю Степашке.

        Воспитатель.

- Поздравляю, Степашка, тебя с Днем рождения и дарю тебе морковку.

         Воспитатель.

- Кристина, возьми из мешочка подарочек и назови его. (За ней повторяют все дети).

        Дети.

- Поздравляю, Степашка! Возьми подарок.

        Воспитатель.

- Дети, Степашка очень рад подаркам, просит поиграть с ним.

        Воспитатель.

- Степашка благодарит всех ребят за внимание, за подарки, за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий

Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего рече­вого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми на...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность»....

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность

Презентация "Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность"...

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей  раннего возрастапосредством игровых технологий"....