Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    "Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"

    Баракова Ирина Михайловна

    Методические рекомендации для педагогов

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №26 «Маячок» г. Воркуты

    Методические рекомендации для педагогов

     «Логико-математические сюжетные игры

    для детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                           

     Баракова Ирина Михайловна

                                                                  воспитатель

     

          Логико-математические представления детей  дошкольного возраста

    разнообразны и практически значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления

    игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения

    ребёнка к познанию и творчеству.

    Наряду с дидактическими играми в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»; в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов, в больницу, магазин, школу, ферму. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и общественный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способа перехода от незнания к знанию.

    Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

    «Игра, - писал выдающийся психолог А.В.Запорожец, - даёт возможность

    воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более

    широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной

    практики ребёнка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития  соответствующих

    способностей».

     Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях

    отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского

    сада, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются

    ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. Например,

    в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты,

    измеряет ткань, ленты, верёвочки и др.

    Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять

    обучение ребят математическим основам, а именно операциям счёта и

    действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть

    организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения

    игровых действий возникала объективная необходимость в практическом

    применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

    Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий

    разнообразные роли, и необязательно с математическим содержанием, но

    определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Чтобы развернуть  эти игры с детьми, надо познакомиться с принципами их организации:

    • Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;
    • Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически

    входят действия счёта и измерения;

    • Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и

    содержании игр;

    • Организация  коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к

    выполнению ролей, включающих математические действия;

    • Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего

    наряду с детьми игровую роль;

    • Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка)
    • Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане

    представлений, а затем к операциям с числами.

     Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий,

    даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять

    полученные на занятиях представления. Например, если на 3-4 занятиях

    дети знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью

    сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в

    пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между  содержанием занятий по математике и последующей игрой.

    Сюжетно-дидактические игры под контролем воспитателя целесообразно

    проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно

    в эти игры дети могут играть и в другие дни.

    В сюжетно-дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8

    до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это

    довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Визажист»

    и др.) Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-дидактической игре.

    В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно

          Выделить три этапа. На первом этапе  игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

    Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей  и выполнением  счётных и измерительных действий каждым ребёнком, развивает умение принимать эти знания в ирге. Например, дети играют в «Молочную ферму», доярки, надев фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров. Надоенное молоко нужно доставить  на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его нужно разлить во фляги.

     Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают

    молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа

    от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она  уложится).

    Второй этап. По мере овладевания счётом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя. Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Так, задумав развернуть игру в «Зоопарк», ребята предлагают роль директора зоопарка

    Даниле: он не ошибается в счёте и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить её ответственно и добросовестно. Например, Данила, выполняя роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.

    Третий этап. На этом этапе характерно развёртывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю?

    Его роль сводится к контролю за ходом игры  и вовлечению  малоактивных

    детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счётные задачи.

    Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлечённо те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится

    правильно выполнить счётно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в «Почту»), в заповеднике не

    отловят нужное количество животных (игра в «Зоопарк»), на ферме не хватит корма (игра в «Молочную ферму») и т. д.  Войдя в роль,  ребята испытывают

    чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.

    Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Папка-передвижка "Этапы развития сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста"

    Данный материал познакомит родителей с четырьмя этапами детской игры....

    Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"

    Программное содержаниеЗакрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.Работа по ориен...

    Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста от 4-6 лет "Морские следопыты"

    Программное содержаниеЗакрепить знания детей о природных и морских явлениях: бушует море, дует сильный ветер, шторм.Упражнять детей в распознавании морских и диких животных стран.Работа по ориен...

    Консультация для родителей "Руководство сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста "

    Консультация для родителей "Руководство сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста "...

    Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

    Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...