"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Баракова Ирина Михайловна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Маячок» г. Воркуты

Методические рекомендации для педагогов

 «Логико-математические сюжетные игры

для детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                       

 Баракова Ирина Михайловна

                                                              воспитатель

 

      Логико-математические представления детей  дошкольного возраста

разнообразны и практически значимы для ребёнка в разных видах деятельности. Они являются средством успешного осуществления

игровых, конструктивных, простейших трудовых действий, приобщения

ребёнка к познанию и творчеству.

Наряду с дидактическими играми в детских садах бытуют увлекательные игры «в кого-нибудь» или «во что-нибудь»; в строителей, космонавтов, моряков, хлеборобов, в больницу, магазин, школу, ферму. Этим сюжетно-ролевым, творческим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребёнка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и общественный характер. Поэтому советские психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способа перехода от незнания к знанию.

Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

«Игра, - писал выдающийся психолог А.В.Запорожец, - даёт возможность

воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более

широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной

практики ребёнка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздаёт труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребёнком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития  соответствующих

способностей».

 Дошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях

отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского

сада, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются

ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные счётные и измерительные действия. Например,

в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты,

измеряет ткань, ленты, верёвочки и др.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять

обучение ребят математическим основам, а именно операциям счёта и

действиям с мерами, необходимы игры особого рода. Они должны быть

организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения

игровых действий возникала объективная необходимость в практическом

применении счёта и измерения; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий

разнообразные роли, и необязательно с математическим содержанием, но

определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребёнку в виде игровых правил. Речь идёт о сюжетно-дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке. Чтобы развернуть  эти игры с детьми, надо познакомиться с принципами их организации:

  • Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх дошкольников;
  • Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически

входят действия счёта и измерения;

  • Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и

содержании игр;

  • Организация  коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка к

выполнению ролей, включающих математические действия;

  • Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего

наряду с детьми игровую роль;

  • Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка)
  • Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане

представлений, а затем к операциям с числами.

 Сюжетно-дидактическая игра, организованная воспитателем после занятий,

даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять

полученные на занятиях представления. Например, если на 3-4 занятиях

дети знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью

сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за занятиями, будет практическое использование порядковых числительных в

пределах 10. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между  содержанием занятий по математике и последующей игрой.

Сюжетно-дидактические игры под контролем воспитателя целесообразно

проводить 2-3 раза в неделю, в свободное от занятий время. Самостоятельно

в эти игры дети могут играть и в другие дни.

В сюжетно-дидактической игре одновременно могут быть заняты от 6-8

до 12-14 детей. Воспитатель, принимая в ней непосредственное участие, в то же время должен держать в поле зрения и остальных детей группы. Это

довольно сложно. Поэтому, организуя новые игры с группой детей, необходимо остальных занимать хорошо знакомыми играми («Семья», «Визажист»

и др.) Это позволит воспитателю принимать участие в новой сюжетно-дидактической игре.

В организации и проведении сюжетно-дидактических игр можно условно

      Выделить три этапа. На первом этапе  игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей  и выполнением  счётных и измерительных действий каждым ребёнком, развивает умение принимать эти знания в ирге. Например, дети играют в «Молочную ферму», доярки, надев фартуки, готовят корм для коров и телят, раскладывают его в стойла, чистят помещение, выгоняют стадо на пастбище, доят коров. Надоенное молоко нужно доставить  на молокозавод, а затем в детский сад, больницу, магазин, а значит, его нужно разлить во фляги.

 Теперь доярки, взяв различные условные мерки, разливают

молоко в одинаковые бидоны, устанавливая каждый раз зависимость числа

от величины меры (чем больше мерка, тем меньшее число раз она  уложится).

Второй этап. По мере овладевания счётом и измерением меняется содержание игр, характер их протекания, а соответственно и роль воспитателя. Ведущие роли начинают выполнять сами дети. Так, задумав развернуть игру в «Зоопарк», ребята предлагают роль директора зоопарка

Даниле: он не ошибается в счёте и всегда помогает другим. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить её ответственно и добросовестно. Например, Данила, выполняя роль директора зоопарка, не только определяет задания проводникам, доставляющим в зоопарк животных, но и по ходу игры проверяет правильность их выполнения.

Третий этап. На этом этапе характерно развёртывание сюжетно-ролевых игр по инициативе самих детей. Какая же роль отводится здесь воспитателю?

Его роль сводится к контролю за ходом игры  и вовлечению  малоактивных

детей в коллективную игру. Воспитатель может участвовать в игре в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счётные задачи.

Дети с интересом выполняют все роли, но особенно увлечённо те, в которых они должны пересчитать, сравнить числа, измерить. Каждый стремится

правильно выполнить счётно-измерительные действия, иначе читатель не получит нужную корреспонденцию (игра в «Почту»), в заповеднике не

отловят нужное количество животных (игра в «Зоопарк»), на ферме не хватит корма (игра в «Молочную ферму») и т. д.  Войдя в роль,  ребята испытывают

чувство гордости от приобщения к труду, которым занимаются взрослые. Это содействует развитию у них понимания смысла труда взрослых и воспитания уважения к нему.

Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

laquo;Математика приводит в порядок ум» М. Ломоносов.Математика играет огромную роль в умственном воспитании и  интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного воз...

Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста

laquo;Математика приводит в порядок ум» М. Ломоносов.Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возр...

Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Логико – математические игры отличаются большим разнообразием: - готовые игры, купленные в магазине; - игры, придуманные и сделанные ВАМИ; - игры повторы покупных настольных игр, сделанных ВАМИ,...

Статья "Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста".

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.  ...

Статья "Использование логико - математических игр в работе с детьми дошкольного возраста"

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и интеллектуальном развитии ребёнка. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр....

Значение логико-математических игр в развитии мышления детей дошкольного возраста

Консультации для педагогов. Значение математических игр в развитие мышления детей дошкольного возраста....