Проект по военно-нравственному воспитанию дошкольников на тему"Защитники Земли Русской"
проект (подготовительная группа) на тему

Вечкилёва Светлана Анатольевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках военно-патритической направленности.

Тема: «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Составила: воспитатель высшей категории Вечкилева Светлана Анатольевна МАОУ №210 «Ладушки» г.о. Тольятти.

Содержание

Введение

Механизм преобразования образовательного процесса

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных технологий

Введение

Актуальность темы

Отмечено, что за последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

В соответствии с ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В 2007 г. в Самарской области была разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области, в которой одним из направлений патриотического воспитания выделено военно-патриотическое воспитание.

Теоретическую основу проблемы военно-патриотического воспитания дошкольников составляют исследования М.И. Богомоловой, Р.И. Жуковской, Л.М. Захаровой, С.А. Козловой.

Проблема  военно – патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место до конца 20 века. Однако в конце 80-х-начале-90-х годов прошлого века потеряла актуальность и фактически исчезла из отечественного дошкольного образования традиционная система патриотического воспитания. Возродить традиционную систему развития у дошкольников представлений о своей стране, воспитания у них патриотических чувств невозможно, т.к. за последние годы изменилась не только социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности, но и сами дети. Сложность решения задач военно-патриотического воспитания связана, прежде всего, с возрастом.

Наряду с пониманием этого вопроса можно выделить целый ряд противоречий в его решении:

  1. Между необходимостью военно-патриотического воспитания старших дошкольников и недостаточностью разработанности методики (содержания, форм, методов работы)
  2. Между необходимостью педагогического просвещения родителей в вопросах военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и формализмом в решении данной задачи.

Профессиональная проблема: как организовать образовательный процесс, направленный на формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках.

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Определить содержание представлений военно-патриотической направленности, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста (содержание военно-патриотического воспитания).
  2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках (военно-патриотической направленности).
  3. Определить возможные достижения детей в результате реализации разработанного механизма

МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках (военно-патриотической направленности)

Компоненты моделей

Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей

деятельности детей

Сотрудничество с родителями

 ООД

Режимные моменты

Целевой компонент

1.. Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта

1.1        Формировать у детей знания о военном прошлом нашей страны.

1.2        Формировать у детей представления о полководцах, как защитников России.

1.3        Формировать у детей представления о границах нашей страны.

 2.        Задачи, ориентированные на получение эмоционального опыта

2.1        Развивать интерес детей к военному прошлому родной страны.

2.2        Воспитывать у детей уважительное отношение к героям-защитникам нашего Отечества.

2.3        Воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

3.        Задачи, ориентированные на получение опыта действий

3.1        Формировать умение детей применять знания о военном прошлом родной страны в
самостоятельной деятельности (игровой, продуктивной)

3.2        Прививать детям навыки бережного отношения историческим местам в городе и области.

3.3        Развивать умение детей самостоятельно получать знания о героическом прошлом страны из различных источников.

Содержательный компонент

ООД 1.

«Защитники земли Русской»

Тема: «Воины богатыри»

ООД 2.

Тема: «Доспехи богатыря»

ООД 3.

Тема: «Александр Невский – Красное Солнышко»

ООД 4.

Тема: «Русское войско»

ООД 5.

Тема: «Великий полководец А.В.Суворов»

Утро

Темы

  1. «Как народ чтит память защитников Отечества»
  2.  «Богатырская сила»
  3. «Здоровый образ жизни»
  4. «Копилка пословиц и поговорок о Родине и мире»
  5. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
  6. «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин.
  7. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
  8. С.Алексеев «Великие битвы Великой войны»
  9. Слушание «Священная война» (муз. А. Александров, стихи В.Лебедев-Кумач)

Актуальная среда

- фотоальбом «Великие полководцы»;

- сюжетные картинки по теме;

- репродукции картин Васнецов «Три богатыря»

- размещение в книжном уголке художественных произведений  по теме;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Военные»;

- материалы для изодеятельности;

- строительный материал;

- тематический коллаж «Мемориал павших бойцов»

Темы

  1.  «Семейные традиции»
  2. «Любимые песни мужчин»
  3. «Мы вместе»
  4. «23 февраля – день защитника Отечества»
  5. «Символика родов войск»
  6. «Кто должен защищать свою страну»
  7. «Армия в мирное время»
  8. «История боевой техники»
  9. «Великие полководцы»

ООД 6.

Тема: «Крепость» (из крупного строительного материала)

ООД 7.

Тема: «Отечественная война 2012 года» М.Ю.Кутузов.

Тема: «Портрет Кутузова»

ООД 8.

Тема: «Великая Отечественная война. Маршал Жуков»

ООД 9.

Тема: «Боевая техника»

Прогулка

Темы:

1.«Перетягивание каната»

2.«Метание булавы»

3.«Самый меткий стрелок»

4.«Донеси пакет»

5.«Полоса препятствий»

6.«Спортивный марафон»

Вечер

Темы:

1.Творческая деятельность «Щит и меч»

2.Чтение А.С.Пушкин

«Сказка о Золотом петушке»

И.Никитин «Русь»

С.Я.Маршак «Пограничник»

Е.Карасев «Город-герой»

М.Найденова «Хотим под мирным небом жить»

3. «Делаем подарки папе и деду»

4.Просмотр мультфильма  «Добрыня Никитич».

Просмотр сказки (кинофильм) «Финист-ясный сокол»

5.Д\игры: «Что изменилось?» (оружие, доспехи)

«Чья военная форма»

«Найди род войск»

5.Беседа: «Детство А.В.Суворов»

«Борьба русских патриотов в Москве»

«Как стать военным»

«День Защитника Отечества»

«День Победы»

«День народного единства»

1.С\р игра «Военные».

2.Чтение пословиц и поговорок.

3.Изготовление подарков «Спасибо деду за победу»

Технологический (процессуальный компонент)

ООД 1.

Ход

1.Беседа

2.Д\игра «Боевое оружие»

3.Чтение и обсуждение стихотворения «Богатыри на славной Руси»

ООД 2.

1.Беседа о доспехах.

2. Физминутка.

«Богатырская сила».

  1. Правила работы с ножницами.
  2. Конструирование из бумаги «Кольчуга для богатыря».

ООД 3

Ход

  1. Чтение слово «Слово о побоище ледовом...» Н.Кончаловского.
  2. Д/игра «Передай-назови» (качества защитника)

3.Заучивание: «Кто

с мечом к нам

войдет, тот от меча

и погибнет...».

 ООД 4

Ход

1 .Художественное

слово «Кто хорошо

бьется, тому и

победа дается...»

  1. Дидактическая игра: «Оружие- сила бойца».
  2. Пальчиковая игра:

«Дружные пальчики»  

ООД 5

Ход

1 .Беседа «Как стать полководцем»

  1. Рассказ о детстве А.В.Суворова.
  2. Рассматривание репродукции «Переход через Альпы» ( В.И.Суриков)

4.Заучивание

любимых пословиц

Суворова.

 ООД 6

Ход

1 .Беседа «Как на

Руси защищались от

врагов»

  1. Д\и «Свойства материалов»
  2. Рассматривание Кремлевской стены. 4.Конструирование «Крепость»

ООД 7

 Ход

1.Беседа «недаром помнит вся Россия…»

2.Стихи о Москве.

3.Рассматривание репродукций: «Портрет Кутузова», «Поклонная гора», «Проспект Кутузова»

4. Заучивание отрывка из поэмы «Бородино»

ООД 8

Ход

1.Рассматривание

портрета.

2.Д\и: «Строение лица», «Сравним портреты»

3.Пальчиковая игра «Умные пальчики»

4. Рисование «Портрет защитника Отечества»

ООД 9

Ход

1.Беседа «Подвиг твой не забыт», «Улицы нашего города», «Маршал Жуков»

2. Целевая прогулка к памяти павшим бойцам.

3. Слушание «День Победы» Д. Тухманова.

ООД 10

Ход

1.Рассматривание иллюстраций «Боевая техника»

2.Д\и: «На воде, в воздухе, на море, на земле»

3.Правила работы с ножницами.

4.Аппликация «Боевая техника»

Формы и организации.

Методы и приемы.

Утро.

1.Беседа

2.Дидактическая игра

3.Сюжетно–ролевая игра

4.Чтение художественных произведений

Прогулка

1.Подвижные игры.

2.Беседа.

Вечер

1.Обсуждение пословиц и поговорок о Родине.

  1. Продуктивная деятельность (рисование)
  2. Просмотр мультфильмов.
  3. Чтение.
  4. Сюжетно-ролевая игра
  5. Дидактическая игра.

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

-побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

- побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для

сюжетно-ролевой игры;

  • побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
  • поощрение инициативы и активности детей.

Формы и способы взаимодействия

- Мастер – класс

«Подарок для папы»

- Музыкальная гостиная.

- Участие родителей в фотовыставке «Мы с папой – большие друзья»

- Тематический праздник к дню Защитника отечества.

- Создание альбома «Символы родов войск Российской армии»

- Круглый стол «роль мужчины и женщины в

обществе»

  • Конкурс детского творчества «Боевые машины»
  • Создание альбома «Военное оснащение от Киевской Руси до Российской державы»
  • Создание альбома с портретами русских полководцев.

Результативный компонент (возможные достижения ребенка)

- У детей сформировано представление о венном прошлом нашей страны.

- У детей сформированы знания о русских полководцах, как защитников России.

- У детей развито желание узнавать историю боевого прошлого народа, его вооруженных сил.

- У детей сформированы знания о границах нашей страны.

- У детей сформировано представление о государственных праздниках.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия: заместитель заведующего по BMP, музыкальные руководители, воспитатели старших групп, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог.
  2. Научно-методические условия:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О.В. Дыбиной. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. -210 с.
  3. Материально-технические условия: репродукции картин, портреты великих полководцев, сборники стихов, аудио- и видеозаписи, пословицы и поговорки, дидактические игры, детская энциклопедия, ТСО.

4.        Нормативно-правовые условия:

-        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);

-        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

-        "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
2013 г. N26 г. Москва).

5.        Организационные условия:

  • разработка конспектов ОД;
  • разработка сценариев праздников, развлечений;
  • подбор аудио- и видеоматериалов;
  • подготовка презентаций;
  • разработка планов-конспектов форм работы с родителями;
  • подготовка материалов для педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"

Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...

«Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...

Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова)

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребёнка строится через прио...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.      ...

Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группах на тему «Богатыри земли русской»

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества.Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают за...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...