Главные вкладки

    Проект по военно-нравственному воспитанию дошкольников на тему"Защитники Земли Русской"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Вечкилёва Светлана Анатольевна

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и неразрывность с окружающими, желание сохранить, приумножить богатства страны.

    Патриотические чувства надо прививать детям с дошкольного возраста. Детство - это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты и события

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx36.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектирование процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках военно-патритической направленности.

    Тема: «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

    Составила: воспитатель высшей категории Вечкилева Светлана Анатольевна МАОУ №210 «Ладушки» г.о. Тольятти.

    Содержание

    Введение

    Механизм преобразования образовательного процесса

    Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных технологий

    Введение

    Актуальность темы

    Отмечено, что за последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

    В соответствии с ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    В 2007 г. в Самарской области была разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области, в которой одним из направлений патриотического воспитания выделено военно-патриотическое воспитание.

    Теоретическую основу проблемы военно-патриотического воспитания дошкольников составляют исследования М.И. Богомоловой, Р.И. Жуковской, Л.М. Захаровой, С.А. Козловой.

    Проблема  военно – патриотического воспитания подрастающего поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное место до конца 20 века. Однако в конце 80-х-начале-90-х годов прошлого века потеряла актуальность и фактически исчезла из отечественного дошкольного образования традиционная система патриотического воспитания. Возродить традиционную систему развития у дошкольников представлений о своей стране, воспитания у них патриотических чувств невозможно, т.к. за последние годы изменилась не только социально-экономическая ситуация в России, ее культурные традиции и нравственные ценности, но и сами дети. Сложность решения задач военно-патриотического воспитания связана, прежде всего, с возрастом.

    Наряду с пониманием этого вопроса можно выделить целый ряд противоречий в его решении:

    1. Между необходимостью военно-патриотического воспитания старших дошкольников и недостаточностью разработанности методики (содержания, форм, методов работы)
    2. Между необходимостью педагогического просвещения родителей в вопросах военно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и формализмом в решении данной задачи.

    Профессиональная проблема: как организовать образовательный процесс, направленный на формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках.

    Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

    1. Определить содержание представлений военно-патриотической направленности, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста (содержание военно-патриотического воспитания).
    2. Разработать механизм, обозначив методы, средства, приемы и формы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках (военно-патриотической направленности).
    3. Определить возможные достижения детей в результате реализации разработанного механизма

    МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Механизм формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях, отечественных традициях и праздниках (военно-патриотической направленности)

    Компоненты моделей

    Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО

    Совместная деятельность педагога и детей

    Условия для самостоятельной деятельности детей

    деятельности детей

    Сотрудничество с родителями

     ООД

    Режимные моменты

    Целевой компонент

    1.. Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта

    1.1        Формировать у детей знания о военном прошлом нашей страны.

    1.2        Формировать у детей представления о полководцах, как защитников России.

    1.3        Формировать у детей представления о границах нашей страны.

     2.        Задачи, ориентированные на получение эмоционального опыта

    2.1        Развивать интерес детей к военному прошлому родной страны.

    2.2        Воспитывать у детей уважительное отношение к героям-защитникам нашего Отечества.

    2.3        Воспитывать у детей чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

    3.        Задачи, ориентированные на получение опыта действий

    3.1        Формировать умение детей применять знания о военном прошлом родной страны в
    самостоятельной деятельности (игровой, продуктивной)

    3.2        Прививать детям навыки бережного отношения историческим местам в городе и области.

    3.3        Развивать умение детей самостоятельно получать знания о героическом прошлом страны из различных источников.

    Содержательный компонент

    ООД 1.

    «Защитники земли Русской»

    Тема: «Воины богатыри»

    ООД 2.

    Тема: «Доспехи богатыря»

    ООД 3.

    Тема: «Александр Невский – Красное Солнышко»

    ООД 4.

    Тема: «Русское войско»

    ООД 5.

    Тема: «Великий полководец А.В.Суворов»

    Утро

    Темы

    1. «Как народ чтит память защитников Отечества»
    2.  «Богатырская сила»
    3. «Здоровый образ жизни»
    4. «Копилка пословиц и поговорок о Родине и мире»
    5. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
    6. «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкин.
    7. М.Ю.Лермонтов «Бородино»
    8. С.Алексеев «Великие битвы Великой войны»
    9. Слушание «Священная война» (муз. А. Александров, стихи В.Лебедев-Кумач)

    Актуальная среда

    - фотоальбом «Великие полководцы»;

    - сюжетные картинки по теме;

    - репродукции картин Васнецов «Три богатыря»

    - размещение в книжном уголке художественных произведений  по теме;

    - атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Военные»;

    - материалы для изодеятельности;

    - строительный материал;

    - тематический коллаж «Мемориал павших бойцов»

    Темы

    1.  «Семейные традиции»
    2. «Любимые песни мужчин»
    3. «Мы вместе»
    4. «23 февраля – день защитника Отечества»
    5. «Символика родов войск»
    6. «Кто должен защищать свою страну»
    7. «Армия в мирное время»
    8. «История боевой техники»
    9. «Великие полководцы»

    ООД 6.

    Тема: «Крепость» (из крупного строительного материала)

    ООД 7.

    Тема: «Отечественная война 2012 года» М.Ю.Кутузов.

    Тема: «Портрет Кутузова»

    ООД 8.

    Тема: «Великая Отечественная война. Маршал Жуков»

    ООД 9.

    Тема: «Боевая техника»

    Прогулка

    Темы:

    1.«Перетягивание каната»

    2.«Метание булавы»

    3.«Самый меткий стрелок»

    4.«Донеси пакет»

    5.«Полоса препятствий»

    6.«Спортивный марафон»

    Вечер

    Темы:

    1.Творческая деятельность «Щит и меч»

    2.Чтение А.С.Пушкин

    «Сказка о Золотом петушке»

    И.Никитин «Русь»

    С.Я.Маршак «Пограничник»

    Е.Карасев «Город-герой»

    М.Найденова «Хотим под мирным небом жить»

    3. «Делаем подарки папе и деду»

    4.Просмотр мультфильма  «Добрыня Никитич».

    Просмотр сказки (кинофильм) «Финист-ясный сокол»

    5.Д\игры: «Что изменилось?» (оружие, доспехи)

    «Чья военная форма»

    «Найди род войск»

    5.Беседа: «Детство А.В.Суворов»

    «Борьба русских патриотов в Москве»

    «Как стать военным»

    «День Защитника Отечества»

    «День Победы»

    «День народного единства»

    1.С\р игра «Военные».

    2.Чтение пословиц и поговорок.

    3.Изготовление подарков «Спасибо деду за победу»

    Технологический (процессуальный компонент)

    ООД 1.

    Ход

    1.Беседа

    2.Д\игра «Боевое оружие»

    3.Чтение и обсуждение стихотворения «Богатыри на славной Руси»

    ООД 2.

    1.Беседа о доспехах.

    2. Физминутка.

    «Богатырская сила».

    1. Правила работы с ножницами.
    2. Конструирование из бумаги «Кольчуга для богатыря».

    ООД 3

    Ход

    1. Чтение слово «Слово о побоище ледовом...» Н.Кончаловского.
    2. Д/игра «Передай-назови» (качества защитника)

    3.Заучивание: «Кто

    с мечом к нам

    войдет, тот от меча

    и погибнет...».

     ООД 4

    Ход

    1 .Художественное

    слово «Кто хорошо

    бьется, тому и

    победа дается...»

    1. Дидактическая игра: «Оружие- сила бойца».
    2. Пальчиковая игра:

    «Дружные пальчики»  

    ООД 5

    Ход

    1 .Беседа «Как стать полководцем»

    1. Рассказ о детстве А.В.Суворова.
    2. Рассматривание репродукции «Переход через Альпы» ( В.И.Суриков)

    4.Заучивание

    любимых пословиц

    Суворова.

     ООД 6

    Ход

    1 .Беседа «Как на

    Руси защищались от

    врагов»

    1. Д\и «Свойства материалов»
    2. Рассматривание Кремлевской стены. 4.Конструирование «Крепость»

    ООД 7

     Ход

    1.Беседа «недаром помнит вся Россия…»

    2.Стихи о Москве.

    3.Рассматривание репродукций: «Портрет Кутузова», «Поклонная гора», «Проспект Кутузова»

    4. Заучивание отрывка из поэмы «Бородино»

    ООД 8

    Ход

    1.Рассматривание

    портрета.

    2.Д\и: «Строение лица», «Сравним портреты»

    3.Пальчиковая игра «Умные пальчики»

    4. Рисование «Портрет защитника Отечества»

    ООД 9

    Ход

    1.Беседа «Подвиг твой не забыт», «Улицы нашего города», «Маршал Жуков»

    2. Целевая прогулка к памяти павшим бойцам.

    3. Слушание «День Победы» Д. Тухманова.

    ООД 10

    Ход

    1.Рассматривание иллюстраций «Боевая техника»

    2.Д\и: «На воде, в воздухе, на море, на земле»

    3.Правила работы с ножницами.

    4.Аппликация «Боевая техника»

    Формы и организации.

    Методы и приемы.

    Утро.

    1.Беседа

    2.Дидактическая игра

    3.Сюжетно–ролевая игра

    4.Чтение художественных произведений

    Прогулка

    1.Подвижные игры.

    2.Беседа.

    Вечер

    1.Обсуждение пословиц и поговорок о Родине.

    1. Продуктивная деятельность (рисование)
    2. Просмотр мультфильмов.
    3. Чтение.
    4. Сюжетно-ролевая игра
    5. Дидактическая игра.

    Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

    Методы и приемы

    -побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;

    - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для

    сюжетно-ролевой игры;

    • побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
    • поощрение инициативы и активности детей.

    Формы и способы взаимодействия

    - Мастер – класс

    «Подарок для папы»

    - Музыкальная гостиная.

    - Участие родителей в фотовыставке «Мы с папой – большие друзья»

    - Тематический праздник к дню Защитника отечества.

    - Создание альбома «Символы родов войск Российской армии»

    - Круглый стол «роль мужчины и женщины в

    обществе»

    • Конкурс детского творчества «Боевые машины»
    • Создание альбома «Военное оснащение от Киевской Руси до Российской державы»
    • Создание альбома с портретами русских полководцев.

    Результативный компонент (возможные достижения ребенка)

    - У детей сформировано представление о венном прошлом нашей страны.

    - У детей сформированы знания о русских полководцах, как защитников России.

    - У детей развито желание узнавать историю боевого прошлого народа, его вооруженных сил.

    - У детей сформированы знания о границах нашей страны.

    - У детей сформировано представление о государственных праздниках.

    УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    1. Кадровые условия: заместитель заведующего по BMP, музыкальные руководители, воспитатели старших групп, инструктор по физическому воспитанию, педагог-психолог.
    2. Научно-методические условия:

    1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -М. : Мозаика-Синтез, 2014.
    2. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О.В. Дыбиной. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. -210 с.
    3. Материально-технические условия: репродукции картин, портреты великих полководцев, сборники стихов, аудио- и видеозаписи, пословицы и поговорки, дидактические игры, детская энциклопедия, ТСО.

    4.        Нормативно-правовые условия:

    -        Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);

    -        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении
    федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
    образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

    -        "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
    организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.3049-13
    (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая
    2013 г. N26 г. Москва).

    5.        Организационные условия:

    • разработка конспектов ОД;
    • разработка сценариев праздников, развлечений;
    • подбор аудио- и видеоматериалов;
    • подготовка презентаций;
    • разработка планов-конспектов форм работы с родителями;
    • подготовка материалов для педагогического совета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»

    Описана актуальность  изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....

    Конспект занятия для дошкольников (старшая группа) "Защитники земли русской - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович"

    Конспект занятия предназначен для использования педагогами дополнительного образования или воспитателями, а также классными руководителями начальной школы для проведения воспитательных мероприятий пат...

    «Конспект активного занятия в старшей группе на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

    Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокул...

    Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему: "Вифлеемская звезда" (к празднику Рождества Христова)

    Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно — нравственного воспитания ребёнка строится через прио...

    Проект «Защитники земли Русской». Тема: «Навстречу Дню Победы». Конспект занятия «Наше Отечество»

    Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши....

    Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: «Моя малая Родина»

    Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.      ...

    Проект по нравственному-патриотическому воспитанию дошкольников на тему : «Моя малая Родина». Средний дошкольный возраст

    Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.Основы патриотизма начинают формироватьс...