Программа по духовно- нравственному воспитанию " Тропинка добра"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Шепенева Елена Васильевна

Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tropinka_dobra.doc384 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

Рекомендована  к  утверждению                                                   Утверждаю

педагогическим советом                                                                 Заведующий МАДОУ

Протокол № 1                                                                                  д/с «Планета Детства»

от «28»августа 2015г.                                                                      ______(Е.А.Павлова)

                                                                                          Приказ № 65

                                                                                                          « 28» августа 2015г.

Тропинка добра

Программа для дошкольников 4-7 лет

по духовно – нравственному воспитанию

     

(рассчитана на 3 года)

                                                   

                                                               Составитель: ШепеневаЕ.В.,

                                                                                                       старший воспитатель

                                     

                                                                         

                                                     Тамбовский район

р.п. Новая Ляда

2015 год

I. Краткая информационная справка

Сведения о составителе:

Шепенева Елена Васильевна закончила ТГПИ им. Державина по специальности  учитель русского языка и литературы. Образование высшее. Общий педагогический стаж работы - 23 года.

Информация о программе:

Программа «Тропинка добра» реализуется с 2015г.

Рассчитана на 3 года.

Тип программы: Модифицированная (экспериментальная)

Направление деятельности: интеллектуально-познавательное.

Уровень усвоения: 3 года

Возрастной диапазон: для дошкольников 4-7 лет

II. Пояснительная записка

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека к добру,

Любви, свету, красоте, истине.

Актуальность

   Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

   Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

   К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключик к сердцу человека…» Именно поэтому наши интересы обратились к духовно-  нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа. Мы с большой любовью относимся к людям всех национальностей, но считаем, что человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю.

Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в детском саду, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, будут гордиться своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой и в результате станут патриотами своей страны.

       Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить  духовно-нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашей программы, которая направлена, на воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников. Приблизить к нам мир православной культуры, раскрыть его сокровища и снова оживить наш дух, призвана программа по духовно – нравственному воспитанию «Тропинка добра».

Особенности и целесообразность программы 

    Целесообразность  этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры. Но решение задач воспитания духовно-развитой личности возможно только совместными усилиями семьи.

     Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений .Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, задача педагогов, а также, что именно родители ответственны за воспитание детей.

    Данная программа «Тропинка добра» разработана на основе примерной основной обще-

образовательной программой «Добрый мир» в соответствии с Федеральным законом

«Об образовании» для воспитанников детского сада. Программа предполагает работу с

 детьми среднего, старшего и подготовительного возраст. Она не предъявляет

требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка,

 но предполагает  активное участии родителей, детей, педагогов в её реализации.

Программа  состоит из пяти  блоков:

 «Моя семья - моё богатство »

«Родной свой край люби и знай»

« Основы православной культуры»

«У истоков русской народной культуры»

«Защитники Отечества».

Принципиальной основой программы является её опора на духовное наследие малой родины.

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на  дошкольников 4-7 лет. Продолжительность реализации программы - 3 года. В течение трех лет обучения  дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

     Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, художественно – эстетическую в единое образовательное содержание. В программе предполагается сочетание разнообразных методов и приемов: бесед, рассказов педагога, работа с аудио – видео материалом, рисование, презентации, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию.

Цель программы: целостное духовно – нравственное воспитание и  развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций русского народа.

Данная  программа решает следующие задачи:       

 

 Обучающие:

  • Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека;
  • Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Развивающие:

  • Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь «созидателя» и «преобразователя»;
  •  Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать духовно – нравственные чувства;
  • Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
  • Воспитывать любовь к родной природе, к родному краю, к стране.

    Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.

Начальная диагностика проводится в начале первого года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень теоретических знаний и нравственного состояния. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Контрольная диагностика проводится в середине курса  обучения и позволяет проследить результат усвоения.

Итоговая диагностика проводится в конце  третьего  года обучения (диагностическое исследование, анализ творческой активности: участие в выставках, конкурсах, мероприятиях).

Творческие работы, выполненные в течение обучения, являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладения программным материалом.

Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников встраивается:

  • в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования в следующие образовательные области: («Здоровье», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка»);
  • максимальная учебная нагрузка на детей соответствует СанПиН:санитарно  эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ №91 от 22.07.2010 года).

К концу обучения дети должны:

Знать

Уметь

  • историю своей семьи,  подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего

  • историю своего города, поселка, вызвать чувство гордости за свой родной край

  • православные традиции своего народа; воспитывать желание подражать благим образам  

  • знать   свою национальную культуру, развивать национальное самосознание, уважение к своему народу
  •  русских защитников Отечества, героев В.О. войны, знать о  патриотизме,  ответственности, долге и чести и   любви к Родине

  • рассказать  о своей семье,  опираясь  на  такие нравственные качества,  как любовь к самым близким людям; уметь  заботиться о пожилых членах семьи.
  • рассказать  об исторических корнях поселка,  города; называть традиции родного края, достопримечательности  поселка и Тамбовского края.
  • рассказать  об  основных православных праздниках; углублять понимание детьми «добра», «зла», учить верному отношению к добру и злу.
  • рассказывать  о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость
  • рассказывать о российской армии,  о воинах и защитников русской земли,  иметь представление о том, что они будущие защитники родины, учить детей любить родину, прививать уважение к  прошлому, настоящему, будущему

Формы работы:

С детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Беседы
  • Прогулки
  • Игры
  • Праздники
  • Литературные вечера, досуги
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Чтение художественной литературы
  • Встречи с интересными людьми

С кадрами:

  • Методические объединения
  • Педагогические советы
  • Семинары
  • Консультации
  • Анкетирование
  • Обмен опытом
  • Самообразование
  • Курсы повышения квалификации
  • Взаимопосещения
  • Открытые просмотры
  • Мастер-классы
  • Участие в конкурсах разных масштабов

С родителями

  • Родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Консультации
  • Совместные акции
  • Вечера отдыха
  • Выставки
  • Праздники
  • Анкетирование
  • Буклеты
  • Презентации

Ожидаемые результаты программы:

  • Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности ДОУ и семьи.
  • Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
  • Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

 Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

 Для реализации программы необходима следующая материально-техническая и дидактико-методическая база:

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • Видео и аудиоаппаратура
  • Компьютер
  • Сканер
  • Принтер
  • Ксерокс
  • Проектор  
  • Мультимедийная установка
  • Актовый зал

  • Подборка информационной и справочной литературы
  • Сценарии праздников, утренников, конкурсов
  • Диски, кассеты с музыкальными произведениями
  • Видео и стерео записи
  • Наглядные пособия: фотоальбомы, альбомы репродукций шедевров русского и мирового искусства
  • Диагностические методики для определения уровня ЗУНов творческих способностей

Формы подведения итогов реализации программы:

  • творческие выставки детских работ: художественные и декоративно – прикладного искусства;
  • участие в выставках различного уровня на духовную тематику;
  • стенгазеты, буклеты
  • слайдовые презентации
  •  макет родного поселка
  • открытые занятия
  • праздничная программа
  • кукольное представление
  • создание детского журнала «Родничок»;


III. Учебно- тематический план

Возрастная группа

Блоки  программы

Моя семья - моё богатство

Родной свой край люби и знай

Основы православной культуры

У истоков русской народной культуры

Защитники Отечества

Итого:

Средняя группа дошкольного возраста (4-5 лет)

5

5

5

5

5

25

Старшая группа дошкольного возраста (5-6 лет)

8

8

8

8

8

40

Подготовительная группа

дошкольного возраста (6-7 лет)

10

10

10

10

10

50

                                                                                     

       

                                                                                      Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня.

1. Блок: «Моя семья - моё богатство » 

        Средняя группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Моя семья.

- составление рассказа  о своей семье

Коммуникация

Формировать у детей предпосылки о том, что такое семья; о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей – есть обязанности; воспитывать любовь и уважение к родным

Семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

- опрос

- беседы

- изучение семей

- составление рассказа

-изучение семейных  

  традиций

- игры

- чтение художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

1.2.

Моя мама.

- чтение художественных произведений, посвященных  маме

- рисование

  портрета мамы

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Учить детей передавать интонацией любящее  отношение к маме.

1.3

Мужчины нашей семьи

- работа с иллюстрациями

(отец и сыновья)

Коммуникация

Воспитывать  уважительное отношение  к мужчинам семьи

1.4

 Старшие члены семьи.

- составление рассказа о бабушке, дедушке и других родственников

Коммуникация

Воспитывать  уважительное отношение  к  старшему поколению

1.5

О почитании родителей.

- чтение и обсуждение поговорки «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Формировать бережное отношение к родным. Забота о близких. Заповедь «Чти отца своего и мать свою». Значение пословицы «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». Основные правила почитания и уважения старших. неправильные

   Старшая  группа

п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Моя семья - мой дом родной!

- составление рассказа о своей семье,  о родственниках, о своем доме

Коммуникация

Укрепить в сознании ребенка, что дороже и роднее семьи никого нет.

- опрос

- беседы

- изучение семей

- составление рассказа

-изучение семейных  

  традиций

- игры

- чтение художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с интересными

  людьми

- выставки

- экскурсии

- досуги

- прогулки

-составление

  генеологических

  древ,

  гербов

- творческие работы

- создание альбомов

- проведение  совместных

 праздников,

 вечеров

1.2.

Художественные произведения  о семье.

 - чтение стихов и рассказов о семье.

Чтение художественной литературы

Воспитывать на примере худ. лит-ры, что семья- это основа основ.

1.3

Семейные фотоальбомы.

- рассмотрение  семейных фотоальбомов, выявление дальних родственников

- составление рассказов

Коммуникация

Учить детей внимательному рассматриванию фотографий членов семьи, учить составлять рассказы, основываясь на фотографии.

1.4

Добрые дела бабушек, дедушек, родных…

- рассказы   о жизни добрых дел бабушек, дедушек, родных…

Коммуникация

Расширить границы семейных отношений (бабушки, братья, дяди, тети, и т.д.)
Укрепить в сознании ребенка, что иметь много родных людей – большое счастье.

1.5

Семейные гербы

- составление

семейных гербов,  

-выявление  семейных традиций, профессий

Художественное творчество

Рассказать, что члены семьи могут иметь разные увлечения, профессии.

1.6.

Выставка гербов

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей.

1.7

Семейные традиции и реликвии

-выявление  семейных традиций и реликвий

Познание

Знакомить с семейными традициями,

продолжать их.

1.8

 Праздник « Портрет моей семьи»

-праздник, посвященный

семье

Социализация

Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей. Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением

  Подготовительная   группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Здравствуйте, это я!

- составление рассказа о своей семье,  о родственниках, о своем доме

Познание

Семья – это остров любви, терпения, послушания, спасения.

- опрос

- беседы

- изучение семей

- составление рассказа

-изучение семейных  

  традиций

- игры

- чтение художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с интересными

  людьми

- выставки

- экскурсии

- досуги

- прогулки

- составление

  генеологических древ,

  гербов

- творческие работы

- создание альбомов

- проведение

  совместных

  праздников,

  вечеров

1.2.

Я и мое имя.

- знакомство со своим именем, фамилией

-сбор  информации об  имени 

Познание

Коммуникация

Рассказать о понятиях фамилия, имя. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

1.3

Семейные альбомы «Моя родословная»

-рассматривание фотоальбомов

- составление родословной

Познание

Коммуникация

Рассказать о понятиях родословная, генеалогия. Воспитывать чувство семейной сплоченности.

1.4

Стихи о бабушке и дедушке.

-чтение стихов о бабушке и дедушке

Чтение художественной литературы

Воспитывать уважение к членам семьи. Прививать потребность помогать близким людям (бабушкам, дедушкам)

Привить потребность делать близким приятное.

1.5

Герб и девиз  моей семьи. Родовое дерево.

-составление  семейных гербов, девизов, родовых древ

Художественное творчество

Познакомить детей с понятиями герб, девиз, геральдика, с историей их возникновения.

1.6

Выставка гербов, родовых древ.

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей.

1.7

Заповедь «Чти отца своего и мать свою»

- чтение и обсуждение

заповеди

Коммуникация

Воспитывать уважение к членам семьи.

1.8

Выпуск стенгазеты, буклета «Моя любимая семья»

-сбор и оформление информации о своей семье

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей.

1.9

Моя семья в истории страны.

- выявление  родственников, которые защищали Родину

Познание

Продолжать летопись семьи

1.10

Праздник  «Счастливое детство»

- праздник, посвященный

детству, семье

Социлизация

Сплотить  родителей и детей, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье.

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                Есть губернии  краше,

                                                                                                                                                                                                Богаче, красивей,

                                                                                                                                                                                               Но Тамбовщина наша-

                                                                                                                                                                                               В самом сердце России

                                                                                                                                                                                                                В. Дорожкина

         

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                           

2. Блок: «Родной свой край люби и знай»

Средняя группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Моя  родина  - тамбовский  край

- знакомство с тамбовским краем

 - составление рассказа о своей родине

 Познание

Коммуникация

Дать первые представления о стране и городе, в котором мы живем; воспитывать любовь к родному городу; формировать начальные знания о Тамбове, его истории

- опрос

- беседы

- история

  возникновения

  поселка

- составление

  рассказа

-изучение   достопримечательностей

 поселка  

  - игры

- чтение художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

1.2.

Фотоальбом

 «Город на   Цне»

-рассматривание фотоальбомов

- составление

   рассказа по иллюстрации

Познание

Коммуникация

Учить детей рассматривать иллюстрации и рассказывать о них в определенной последовательности; учить детей придумывать название своему рассказу.

1.3

Тамбовские писатели

 о крае

- чтение стихов и рассказов о тамбовском крае

Чтение художественной литературы

Познакомить детей со стихотворением о Тамбове. Помочь детям понять, почему автор так уважительно, с такой любовью пишет о Тамбове.

1.4

Моя малая родина

 «На карте есть Новая Ляда-

Другого нам места не надо!»

- знакомство с Новой Лядой

-составление рассказа о своей  малой родине

Познание

Коммуникация

Уточнить знания детей о названии поселка; познакомить их с главными достопримечательностями

1.5

Родной   мой край

- рисование поселка, его достопримеча-тельности

Художественное творчество

Воспитывать любовь к родному поселку и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.

Старшая  группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

«Наш адрес - не дом и не улица,

Наш адрес - Тамбовский район»

- история  возникновения тамбовского района

-составление рассказа о свой малой родине

Познание

Коммуникация

Познакомить детей с историей города Тамбова, с его символикой. Воспитывать у детей интерес к родному городу.

- опрос

- беседы

- составление рассказа

-изучение тамбовской символики

- игры

- чтение художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с интересными

  людьми

- выставки

- экскурсии

- досуги

- прогулки

-изготовление

  гербов

- творческие работы

- создание альбомов

- проведение  совместных

 праздников,

 вечеров

- разучивание  стихотворений, песен

1.2.

Тамбовские символы

-знакомство  с символикой города (флаг,

 герб, гимн)

-составление рассказа по тамбовской символике

Познание

Коммуникация

Закрепить понятия – герб города Тамбова. Что он означает, что на нем изображено. Учить детей передавать в работе впечатление от увиденного.

1.3

Герб Тамбова

- изготовление  герба Тамбова (аппликация)

Художественное творчество

Знакомство с гербом г.Тамбова, с историей его создания.

1.4

Улицы и здания города

- изготовление макета города, поселка

Художественное творчество

Познакомить с главными улицами  города, приучать соблюдать ПДД

1.5

Природа родного края  «Я землю эту люблю»

- рисуем свой родной край

Художественное творчество

Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая впечатления от увиденного.Воспитывать стремление добиваться хорошего результата

1.6.

Достопримечательности  нашего  поселка

-знакомство  с памятниками поселка, музеем

- составление рассказа

Познание

Коммуникация

Продолжать знакомить с достопримечательностями  поселка.

1.7

 Стихи и песни о малой родине

- знакомство с произведениями

Тамбовских писателей

-чтение и заучивание стихов о Тамбовском крае

Чтение художественной литературы

Учить вслушиваться в  ритм и мелодику поэтического текста; продолжать развивать интерес и любовь к родному городу; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи.

1.8

Экскурсия в музей «У истоков

малой родины».

- знакомство  с историей возникновения родного поселка

Познание

Воспитывать любознательность, интерес к малой родине.

Подготовительная   группа

п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

«Давайте познакомимся!- встреча со знаменитыми земляками

-знакомство со знаменитыми земляками, участниками В.О.в

Познание

Воспитывать

уважительное отношение к людям старшего поколения, приучать оказывать посильную им помощь.

 - опрос

- беседы

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

   вечеров

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

 «Мои земляки»- люди, прославившие

    наш поселок.

-посещение Новолядинской  библиотеки

-рассказ о земляках

- выставка книг

Познание

Познакомить со

знаменитыми людьми поселка

1.3

Экскурсия  в музей « Новая Старая Ляда»

- знакомство  с  прошлым поселка

Познание

Воспитывать любознательность, интерес к малой родине, к её прошлому

1.4

Милый сердцу уголок

- по выбору детей

аппликация «Моя улица» или

лепка «Мой дом!

Художественное творчество

Развивать творческие способности, мелкую моторику

1.5

Поселок моего детства

- рисование

родного поселка

Художественное творчество

Развивать творческие способности

1.6

Моя семья в истории поселка

- выявление  родственников, которые  работали в поселке

Познание

Продолжать летопись семьи

1.7

Выставка работ «Местные умельцы»

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей

1.8

Выпуск стенгазет, буклетов, посвященных малой родине

-сбор и оформление информации о

малой родине

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей

1.9

Презентация «О, тебе новая Ляда!»

-сбор и оформление информации о малой родине

Познание

Воспитывать чувство любви к малой родине, интерес к её истории 

1.10

Праздник «Я  признаюсь тебе в любви, Новая Ляда!»

Праздник, посвященный

Родному поселку

Социализация

Сплотить  родителей и детей, воспитывать любовь к малой родине

                                                                                                                                               Что  со мной произойдет,

                                                                                                                                                                                               Если с неба Бог сойдет

                                                                                                                                                                                              И откроет людям вход

                                                                                                                                                                                              В Добрую страну…

3. Блок: «Основы православной культуры»

Средняя группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Храм и его устройство

- знакомство  с внешним видом храма

Познание

Познакомить  детей с храмом,  с его внешним видом. Дать первоначальные представления детям о храме. Вызвать чувство восхищения.

 - опрос

- беседы

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

- праздники

- разучивание  стихотворений, песен

1.2.

Альбом «Храмы Тамбовщины»

- знакомство  с храмами Тамбовщины

- составление рассказа

Познание,

коммуникация

Дать ощутить красоту и великолепие храмов, желание приходить в храм.

1.3

«Золотые купола» (раскраска)

- раскрашивание соответсвенно

предложенному образцу

Художественное творчество

Развивать творческие способности

1.4

Произведения о православных храмах,   о добре, о вере

- чтение художественных произведений, посвященных православной вере

Чтение художественной литературы

Познакомить детей с произведениями, в которых на первый план выступают добрые поступки, хорошие дела, Обсудить произведения с детьми, помочь им понять, для чего нужно делать добрые дела.

1.5

Праздник «День именин»

-знакомство со своим  святым покровителем, с его житием

Социлизация

Закреплять знание детей о Ангеле – хранителе. Дать понятия, для чего нужен Ангел – хранитель, что его не нужно огорчать, нужно делать добрые дела.

Старшая  группа

п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Главные  православные праздники

 « Рождество  Христово», «Светлая Пасха»

-знакомство  с праздниками Рождество Христово, Светлая Пасха  

Познание

Приобщение детей к христианской православной культуре; дать понятие, что означают данные праздники в жизни православных людей; ввести в лексикон новые слова.

 - опрос

- беседы

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

  вечеров

1.2.

События православного праздника  «Рождество Христово»

-знакомство  с событиями  праздника Рождество Христово

Познание

Познакомить  с событиями православного праздника  «Рождество Христово»

1.3

Творческая мастерская « Подарки к Рождеству Христова»

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Развивать творческие способности

1.4

События православного праздника  «Светлая Пасха»

-знакомство  с событиями  праздника

Светлая Пасха

Познание

Познакомить  с событиями православного праздника  «Светлая  Пасха»

1.5

Творческая мастерская « Подарки к Светлой Пасхе»

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Развивать творческие способности

1.6.

Русские писатели  о православных праздниках:  о Рождестве Христово, Светлой Пасхе

- знакомство с произведениями, в которых отражены православные праздники

Чтение художественной литературы

Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством

художественной литературы.

1.7

Выпуск буклетов « Мой святой покровитель»

-сбор и оформление информации о своем имени и покровителе

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство, интерес  к своему имени и его покровителе.

1.8

Фольклорный праздник «  Рождество Христово»

-праздник, посвященный

Рождеству Христово

Социлизация

Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить с основным православным праздником –Рождество Христово и как его отмечают.

Подготовительная   группа

п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Традиции главных  православных праздников

-знакомство  с традициями  праздника Рождество Христово

Познание

Познакомить  с традициями  главных  православных праздников. Дать понятие, что означают данные праздники в жизни православных людей.

 - опрос

- беседы

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

   вечеров

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

Семейные традиции

-составление рассказов  о том, как в семье проходят  православные праздники:

Рождество Христово,

Светлая Пасха

Коммуникация

Познакомить  с семейными  традициями православных праздников.

1.3

Моя семья  на празднике

- рисование

семейных  православных праздников

Художественное творчество

Развивать творческие способности, эстетический вкус

1.4

Выставка «Пасхальные угощенья»

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Воспитывать

эстетический вкус.

1.5

Репродукции картин, посвященные  празднику Рождество Христово

- составление рассказа по репродукции

-знакомство с

картинами, посвященные празднику

Познание

Коммуникация

Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством  иконописи.

1.6

Репродукции картин, посвященные  празднику  Светлая Пасха

- составление рассказа по репродукции

-знакомство с

картинами, посвященные празднику

Познание

Коммуникация

Воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры посредством  иконописи.

1.7

Тамбовские святые: Питирим,

Лука, Ф.Ушаков

- знакомство с Тамбовскими святыми,  с их житием

Познание

Воспитывать у детей интерес к православной культуре, желание узнать много нового.

1.8

Выпуск стенгазет, буклетов о

 Тамбовских святых

-сбор и оформление информации о жизни

Тамбовских  святых

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство, интерес  к Тамбовским святым.

1.9

Презентация «Православные  праздники»

-сбор и оформление информации о православных праздниках

Познание

Воспитывать у детей нравственные чувства: сострадание,  кротости, желание помогать и делать добрые дела.

1.10

Фольклорный праздник «  Светлая Пасха»

Праздник,  посвященный

Светлая Пасха

Социализация

Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить с основным православным праздником – Светлым праздником Пасхи, как его отмечают.

                                                                           

                                                                                                                               Много воды утекло с тех пор, много событий  произошло….

4. Блок: «У истоков русской народной культуры»

Средняя группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Устное народное творчество

- знакомство с фольклором

-чтение потешек, пестушек, прибауток,  песен, скороговорок…

Чтение художественной литературы

Обогатить речь ребенка, показать напевность, мелодичность, ритмичность малых форм фольклора: песенок, потешек, прибауток, пестушек, скороговорок.

- опрос

- беседы

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-мультфильмы

- праздники

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

Иллюстрации «Древняя Русь»

- составление рассказа по иллюстрации

- умение находить отличия

Коммуникация

Расширять представления детей о предметах старины, свойствах, назначении. Пополнять и активизировать словарь детей

1.3

Экскурсия  в музей « Страницы старины»

- знакомство  с  одеждой, орудиями труда…

Познание

Воспитывать любознательность. Расширять представления детей о предметах старины, свойствах, назначении.

1.4

Русский народный костюм (раскраска)

-раскрашивание соответсвенно

предложенному образцу

Художественное творчество

Познакомить  детей с русским народным костюмом.

Вызвать чувство гордости за мастерство русского народа.

1.5

Фольклорный праздник

«Русская изба"

- инсценировка в традициях русского народа

Социлизация

Продолжать приобщать детей и родителей к совместной деятельности; продолжать знакомить  детей  с

традициям русской национальной культуры

Старшая  группа

п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

УНТ- мудрость русского народа

- чтение пословиц, поговорок, загадок

Чтение художественной литературы

Обогатить речь ребенка, рассказать о  малых формах  фольклора: пословицах, поговорках, загадках.

Побуждать детей слышать и понимать образную речь, ритм, рифму.

- опрос

- беседы

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

  вечеров

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

Русская игрушка

- знакомство с русской игрушкой матрешкой,  свистульками, медведями…

Познание

Познакомить детей  с русской игрушкой, развивать интерес к традициям русской национальной культуры.

1.3

Матрешка - символ России

- рисование русских узоров, орнаментов

Художественное творчество

Вызвать чувство восхищения  гордости за мастерство русского народа

1.4

Женский русский костюм

- рассматривание

элементов русского костюма,

- составление рассказа

Познание Коммуникация

Продолжать знакомить детей с русским национальным костюмом, видеть

красоту и национальный колорит одежды. 

1.5

Экскурсия в музей « История женского костюма»

- знакомство с русским женским костюмом

Познание

Воспитывать любознательность и интерес к  культуре русского народа.

1.6.

Аппликация « Сарафан, кокошник»

- развитие  творческого воображения,

-умение передать элементы русского костюма

Художественное творчество

Развивать творческие способности, мелкую моторику

1.7

Выставка  работ  «Диво - дивное»

- творческие результаты детей

Художественное творчество

Воспитание любви  к русской игрушке, русскому костюму

1.8

Фольклорный праздник «Русская береза»

- праздник, посвященный русским традициям  

Социлизация

Сплотить  родителей и детей, воспитывать любовь к традициям русского народа.

Подготовительная   группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Сказка - ложь, да в ней намек!

- чтение РНС о добре (бытовые сказки)

Чтение художественной литературы

Прививать любовь к русским народным сказкам,  уметь находить в них жизненные уроки.

- опрос

- беседы

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

   вечеров

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

Художники- иллюстраторы сказок

- составление рассказа по иллюстрациям

- работа по иллюстрациии

Коммуникация

Прививать эстетический вкус,

развивать речь,

учить видеть глубину русской души в этих  иллюстрациях.

1.3

Ярмарка пословиц и поговорок о труде, о дружбе

-заучивание  пословиц и поговорок

Чтение художественной литературы

Учить понимать смысл пословиц и поговорок,  выразитель их  произносить.

1.4

Театр сказок

- постановка  отрывок из сказок

Социлизация

Принимать участие в постановке сказок,  прививать театральные способности.

1.5

Народные промыслы

- знакомство с народными промыслами(городецкая, дымковская, жостовская, хохлома, гжель…)

Познание

Знакомство  с народными промыслами

1.6

Дымковская игрушка

- изготовление дымковской игрушки из глины (лепка), её роспись

Художественное творчество

Познакомить детей с дымковской игрушкой, её красотой и самобытностью.

1.7

Солнечная хохлома

- аппликация

Художественное творчество

Познакомить детей с хохломой,  её применением.

1.8

Выставка

«Быт русского народа»

-выставка детских работ

(дымковская игрушка, посуда…)

Художественное творчество

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей

1.9

Новолядинская библиотека

«Русская горенка»

-рассказ о русской горенке

- выставка книг

Познание

Познакомить детей с жизненным укладом русского народа, развивать интерес к традициям русской национальной культуры.

1.10

Праздник « Народные гулянья»

- праздник,       посвященный

 русским  традициям

Социлизация

Воспитывать любовь к  своему народу и чувство гордости за него.

                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                         Оглянись на предков наших,  

                                                                                                                                                                                         На героев прошлых  дней.

                                                                                                                                                                                         Вспоминай их добрым словом-

                                                                                                                                                                                         Слава им,  борцам суровым!

                                                                                                                                                                                        Слава нашей стороне!

                                                                                                                                                                                        Слава русской старине!

5. Блок: «Защитники Отечества»

Средняя группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Цели и задачи

Формы работы

1.1.

Былинный герой Илья Муромец

- рассказывание о жизни о подвигах русских богатырей

Познание, коммуникация

Познакомить с былинном героем -Ильей Муромцем не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной

веры.

- опрос

- беседы

- работа по картине

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-мультфильмы

1.2.

Репродукция картины

В.М. Васнецова «Богатыри»

- составление рассказа по картине

-знакомство с внешним видом богатырей

Познание, коммуникация

Продолжать

развивать речь,

учить видеть в иллюстрациях красоту русских богатырей.

1.3

Произведения о русских богатырях

- умение отвечать на поставленные вопросы

 Чтение художественной литературы

Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах.

1.4

Мастерская юных художников

- рисование русских богатырей

Художественное творчество

Учить детей отображать в рисунке впечатление от  увиденного. Развивать творчество, фантазию ребенка.

1.5

Просмотр мультфильма о русских богатырях

- осмысление содержания мультфильма

Социлизация

 

Продолжить знакомство с  русскими богатырями.

Старшая  группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Задачи

Формы работы

1.1.

Русские – князья защитники

( Д.Донской, А.Невский)

- рассказывание о жизни о подвигах

Д.Донского, А.Невского

Познание, коммуникация

Знакомить детей  с жизнью и подвигами Д.Донского,

А. Невского

- опрос

- беседы

- работа по картине

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- кинофильмы

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

  совместных

  праздников,

  вечеров

- разучивание     стихотворений,

 песен

1.2.

Репродукции картин  русских художников с изображением Д.Донского, А. Невского

- составление рассказа по картине

- умение находить отличия

Коммуникация

Воспитывать у детей интерес к  защитникам русской земли на примере   репродукции  картин.

1.3

Произведения  о военных подвигах Д.Донского, А.Невского

- умение отвечать на поставленные вопросы

Чтение художественной литературы

Продолжать развивать интерес и любовь к защитникам русской земли

на примере  художественных произведений.

1.4

Экскурсия в музей «История русского оружия»

- знакомство  с особенностями русского оружия

Познание

Воспитывать любознательность, интерес к истории русского оружия.

1.5

Просмотр кинофильма о житие

А. Невского

-осмысление содержания кино- фильма

Социлизация,

 познание

Продолжить знакомство с житием А.Невского.

1.6.

Выпуск стенгазет,  буклетов о жизни и подвигах Д.Донского А.Невского

-сбор и оформление информации о жизни святых

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей.

1.7

«Оружейная мастерская»

- изготовление поделок: мячи,   щиты, военные доспехи

Художественное творчество

Развивать творческие способности, мелкую моторику.

1.8

Праздник памяти

 «Никто не забыт-

  Ничто не забыто»

- праздник,       посвященный

Великой Отечественной войне

Социлизация

Воспитывать чувство патриотизма,  ответственности, долга и чести, любви к Родине

Подготовительная   группа

№п/п

Основные темы

Виды деятельности

Образовательная область

Задачи

Формы работы

1.1.

Тамбовские защитники земли -

Ф. Ушаков

- рассказывание о жизни о подвигах

Ф.Ушакова

Познание, коммуникация

Познакомить детей  с жизнью и подвигами Ф.Ушакова.

- опрос

- беседы

- работа по  

  иллюстрации

- составление

  рассказа

- игры

- чтение

  художественной

  лит-ры

- прогулки

- встречи  с

  интересными

   людьми

-экскурсии

- кинофильмы

- выставки

- досуги

- прогулки

-составление

  буклетов,    

   презентаций

- творческие работы

- проведение  

   совместных

   праздников,

   вечеров

- разучивание стихотворений, песен

1.2.

Произведения  о жизни и подвигах Ф.Ушакова

- осмысление прочитанного

-умение отвечать на поставленные вопросы

Чтение художественной литературы

Продолжать развивать интерес и любовь к защитнику  русской земли Ф.Ушакову

на примере  художественных произведений.

1.3

Путе шествие  в родовое имение Ф.Ушакова

- заочная экскурсия- путешествие

Познание, коммуникация

Закрепить и  углубить знания

о жизни Ф.Ушакова.

1.4

Выпуск стенгазет,  буклетов «Тамбовский адмирал»

-сбор и оформление информации о  Тамбовском адмирале

Познание

Воспитывать

эстетическое

чувство.

Развивать творческие способности детей.

1.5

Армия и флот наших дней

-рассказывание о армии и флоте

-служба в армии  трудна и  почетна

Коммуникация

Воспитание  будущих защитников Отечества.

Воспитание любви к Родине.

1.6

Просмотр фильма об армии наших дней

-осмысление содержания кино- фильма

Социлизация,

познание

 

Воспитание глубокого патриотизма, любви к Родине.

1.7

Акция «Помощь ветеранам»

- изготовление подарков ко Дню Победы

Художественное творчество

Приучать  детей оказывать посильную помощь ветеранам В.О.в.

1.8

Встреча с ветеранами В.О.войны (земляками)

- встреча с земляками- ветеранами

Коммуникация

Воспитание  уважения к старшим.

Привитие чувства долга перед Отечеством

1.9

Презентация «Герои войны»

-сбор и оформление информации о героях В.О. войны

Познание

Воспитывать

уважительное отношение к людям старшего поколения, приучать оказывать посильную им помощь.

1.10

Праздник «Героями не рождаются»

- праздник,       посвященный

Великой Отечественной войне

Социлизация

 

Сплотить  родителей и детей, воспитывать уважительное отношение  к героям войны.

                                 

                                                                                                                                                                                                                             


IV. Краткое содержание программы

1.Блок «Моя семья – моё богатство»

    Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком- членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

     Занятия данного блока знакомят детей с семейными традициями, обычаями, которые передаются из поколения в поколение. Учат детей быть внимательными и любящими своих родителей, почитать старших членов семьи.

2.Блок «Родной свой край люби и знай »

   Занятия данного блока знакомят детей с родным городом, поселком (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

3.  Блок «Основы православной культуры»

       Занятия данного блока знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

4.Блок « У истоков русской народной культуры »

   Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно- прикладным искусством.

5. Блок «Защитники Отечества».

     На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.

V. Методическое обеспечение  программы

№ п/п

Название

Форма занятий

Методы и приемы

Дидактический материал

Формы подведения итога

Блок 1

Моя семья – моё богатство

Занятие - игра

Занятие - беседа

Занятие -встречи

Занятие -практикум

Занятие -праздник

Объяснительно-

иллюстративный,

запоминание готовой информации ,проблемно- поисковый, метод создания успеха

Наглядный материал:

фотографии

иллюстрации репродукции картин слайдовая презентация

дидактический материал

видеоматериал

Выставки

Стенгазеты

 Буклеты

Презентации

Праздники

Досуги

Блок 2

Родной свой край люби и знай

Занятие - игра

Занятие - путешествие,

Занятие – экскурсия

занятие-беседа,

занятие-практикум, занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный

запоминание готовой информации проблемно- поисковый метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, слайдовая презентация, видеоматериал,

просмотр фильмов

Выставки

Стенгазеты

 Буклеты

Презентации

Праздники

Досуги

Блок 3

Основы православной культуры

Занятие-лекция, занятие-беседа,

занятие-практикум, занятие-инсценировка, занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный

запоминание готовой информации проблемно- поисковый, метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, икон, презентация, видеоматериал,

аудиоматериал

Стенгазеты

 Буклеты

Презентации

Праздники

Досуги

Творческие выставки

Блок 4

У истоков русской народной культуры

Занятие - игра

занятие-беседа,

занятие-практикум

Занятие – путешествие

Занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный запоминание готовой информации

проблемно- поисковый

метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, презентация

Творческие выставки

Выставки

Стенгазеты

 Буклеты

Презентации

Праздники

Досуги

Блок 5.

Защитники

 Отечества

Занятие - игра

занятие-беседа,

занятие-практикум

Занятие – путешествие

Занятие-праздник

Объяснительно-

иллюстративный

запоминание готовой информации проблемно- поисковый метод создания успеха

Наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин,  слайдовая презентация, видеоматериал,

аудиоматериал

Выставки

Стенгазеты

 Буклеты

Презентации

Праздники

Досуги

VI. Библиографический  список:

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью  - М. 1998
  2. Богатеева З.А. Мотивы народных арнаментов в детских аппликациях.  - М.:1985
  3. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006
  4. Данилина Г.Н.  Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
  5. Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001
  6. Кученкова В.А. «Неизвестный Тамбов»,2003г.
  7. Кученкова В.А. «Тамбовские  православные храмы» ,Тамбов,1993г.
  8. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004
  9. Науменко  Г.Н.    Этнография детства – М. 1998
  10. НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду  РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
  11. Осетров Е.  Святая Русь.  – М., 1996
  12. Панкеев И.  Русские праздники. – М., 1998
  13. Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997
  14. Смолицкий В.Г.  Русь избяная – М., 1993
  15. Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997
  16. С четырех сторон Россия, Тамбов , 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программапо духовно-нравственному воспитанию«Дорогою добра»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» для детей подготовительной группы на 2023-2024 учебный годАннотация к прогр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному воспитанию «Тропинка к школе» для детей старшей группы на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» в рамках парциальной программы «Мир – прекрасное творение»

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно...