"Звени, звени златая Русь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Строгина Елизавета Николаевна

Методическая разработка мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zveni_zveni_zlataya_rus.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

 «Звени, звени, златая Русь»  

Цель: ознакомить детей с предметами русской старины, формировать представления о колокольных звонах. 

Задачи: 

Образовательные:

•    познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением;

•    познакомить с основными колокольными звонами;

•    уточнить знания о строении колокола.

Развивающие:

  • развивать интерес к историческому и культурному прошлому народа, России;
  • развивать интерес к имитированию звуков колоколов.

Воспитательные:

•    воспитывать уважение к народным традициям;

•    расширить духовный мир детей.

Речевые:

  • учить определять родственные слова:

          колокол – колокольня, колокольный;

          звон – звонарь, звонница, звонить, звонкий, Звенигород,                 звонкоголосый;

  • учить определять состав слова: “Благовест” - благая весть;
  • активизировать в речи детей слова: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».

Методические приемы:

Словесные: рассказ, объяснение, разбор слов (состав слова, родственные слова).

Наглядно-слуховой: слушание колокольных звонов, песни «Москва златоглавая»

Наглядно-зрительные: рассматривание иллюстраций колоколов, игра «Составь колокол».

Художественно-практические: динамическая пауза «Храм», воспроизведение ритмических рисунков колокольных звонов,  музыкально-логоритмическая минутка, украшение колокольчиков узорами.

Предварительная работа:

  • чтение стихотворений о колоколах;
  • рассматривание иллюстраций с храмами, где изображены колокольни;
  • лепка колокольчиков из соленого теста.

 

Индивидуальная работа:

  • помощь затрудняющимся в сборе колокола из частей.

Материалы и оборудование:

  •  колокольчики для всех детей;
  •  картинки с изображением било, колокола, колоколов с различным орнаментом;
  • деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка;
  •  металлофон;
  • разрезные картинки колокола для всех детей;
  • разрезная картинка колокола для показа детям;
  • фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), песни «Москва златоглавая»;
  • ноутбук;
  • мольберт;
  • гелевые  краски, кисти, подставки под кисти, клеенки, палитра, тряпочки, баночки для воды;
  • сундучок.

Ход:
Дети находят  волшебный сундучок.
Воспитатель: ребята, посмотрите  какой красивый сундучок.  Интересно, что в нем находится, как вы думаете? 
Ответы детей……………
Воспитатель:
 А я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона)
Воспитатель: откроем сундучок и проверим. Что это?

Ответы: колокольчики. 

Воспитатель: что могут делать колокольчики? 
Дети: Звонить, звенеть.
Воспитатель:                  Видно, вправду скоро сбудется

                                         То, чего душа ждала:

                                         Мне весь день сегодня чудится,

                                         Что звонят колокола.

Воспитатель: давайте позвоним.

(Дети звонят в колокольчики)

Воспитатель: а вы знаете, как появились колокола?

Ответы детей: нет

Воспитатель: хотите узнать?

Дети: да.

Воспитатель: тогда слушайте, вам будет удобнее слушать сидя на стульчиках.

Рассказ воспитателя: Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. 
Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки).

Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки).

 В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии (показ способа действия - воспитатель ударяет молоточком по деревянной дощечке)

Воспитатель: вот и мы услышали звук било и идем узнать, что за сообщение нас ждет.

Динамическая пауза «Храм».

В синем небе облака (поднять руки вверх и опустить через стороны)

Под горой бежит река («нарисовать» руками волны)

Рано утром с мамой мы шагаем к храму (шагать на месте)

С утра природа вся проснулась (потереть глазки, подтянуться)

В небе солнце улыбнулось (расставить руки в стороны и улыбнуться)

И уже со всех сторон слышен птичий перезвон (помахать «крылышками», покружиться)


Воспитатель. Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (сыграть на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола. 

Воспитатель. Как вы думаете, из каких частей состоит колокол? (ответы детей). Хотите рассмотреть колокол и узнать, из каких частей он состоит? (демонстрация картинки).

Рассказ воспитателя: Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.

Игра «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык».

Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей целое).

                                       В небе музыка поет,

                          Колокол зайти зовет.  (Тихо звучит колокол…)

Воспитатель. И, наверное, вам не трудно будет догадаться, как называется человек, который так искусно владел колоколами?

Ответы детей: звонарь

Воспитатель. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова). Да, молодцы ребята, Звонарь – от слова звонить. Казалось бы, как просто: стой и дергай за веревочки, но не все так легко как нам кажется. Искусству колокольного звона нужно учиться. (Дети выходят в круг)

Игра «Звонарь».

Дили-дили-дили-дон!

Дили-дили-дили-дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы -

Звонче колокол звени.

Раздается перезвон -

Колокольчиков трезвон.

Ты играй, не отставай,

Точно ритм передавай.

Воспитатель: Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). 

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит;

Заря глядит уже с небес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес…

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Воспитатель:  Вы послушали  и воспроизвели колокольный звон. Какой он? (Ответы детей. Он торжественный, веселый, праздничный.)

Воспитатель: Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).  

Гудит набат, гудит набат-

И это не в последний раз.

Вставай солдат, иди солдат,

Твой прогудел последний час.

Воспитатель: А какое чувство вызывает у вас этот колокольный звон??? (Ответы детей. Тревога, скорбь, горечь, горе.)

Воспитатель:  И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).

«Красный звон на семь восьмых» -

Прямо в сердце, прямо – в душу!

В переливах золотых

 И в полёте только слушать.

Божья льётся благодать,

Разливается повсюду…

Не осилить, не понять!

Вечно, вечно помнить буду.

Воспитатель: Вы послушали и воспроизвели красный звон. Какое настроение он вам навевает? (Ответы детей: веселое, радостное, праздничное.)

Воспитатель: хотите поиграть с колокольчиками?

В колокол мы поиграли

Очень громко постучали.

Бом, бом, бом, бом

Раздаётся всюду звон.

Колокольчик в руки взяли

И за мною побежали.

Динь, динь-дон,

Динь, динь-дон,

Колокольчиков трезвон

(дети бегут по кругу)


Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок, звучит фонограмма колокольного звона. После рассматривания картинок воспитатель звонит в колокольчик и собирает детей к себе).

Воспитатель: Пора пришла украсить колокольчики необыкновенным узором – каким только душа пожелает. Предлагаю взять волшебные краски (гелевые) и приступить к работе. (Роспись на колокольчиках на фоне исполнения русской народной песни “Москва златоглавая”).


Воспитатель:
 ребята, что вам сегодня особенно запомнилось? О чем могут сообщать людям колокола? Что вы можете рассказать своим родителям? Каким звоном колокольчик передавал радостное настроение, праздник? Я вижу, что и у вас хорошее настроение. Желаю вам, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т.е. звон который рассказывает о доброй вести.

                                       «Слышу вас, колокола, над землею,

                                        Против горя. Против зла вы со мною

                                        Сколько веры и тепла! Сколько силы!

                                        До чего же вам мила Мать — Россия!»

                                                                                                                                                              Е. Шкловский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

весеннее развлечение "Пчелочка златая" для детей 1 младшей группы

Роль Пчелки исполняет девочка старшей группы...

"На златом крыльце сидели". Картотека считалок.

Считалочки - это прекрасный логопедический материал. По ритмичности им нет равных. В считалках главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют своей абсурдностью), а ритм, возможность проговорить ил...

Сценарий праздника "Звени и пой Есенинская Русь" для подготовительной группы

Праздник посвящён творчеству поэта Сергея Есенина. Дети поют и читают стихи нашего земляка, родившегося в селе Константиново Рязанской области....

Конспект "Златая рыбка

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе«Злотая рыбка».Цель: Формирование умения работать с пластилином в технике «мозаичной» и пластилинографии.Задачи:1.Доби...

Сценарий праздника ко Дню независимости – 12 июня в ДОУ «Звени, звени, злотая Русь!»

Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна? " – Да тем...

Тема «Ты звени, звени мой бубен»

Занятие для младшей группы. Развивать речь , как средство общения. Развивать коммуникативные способности детей. Продолжать знакомить с музыкальными игрушками....

Развлечение "Звени, звени, златая Русь"

Данный материал предназначен для  детей подготовительной группы детского сада....