ЭССЕ " Я-ПЕДАГОГ"
статья на тему

Колесник Юлия Юрьевна

ЭССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальный смотр-конкурс  «Воспитатель года-2016»

среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

ЭССЕ

Тема «Я - педагог»

участник конкурса                   Колесник Юлия Юрьевна, воспитатель

Муниципального казенного дошкольного образовательного

учреждения                                                            

детского сада «Белочка»                                          

                                                       

г.Тайшет

                                                                        … Я буду работать в кузнице,

                                                                         Но не там, где железо и молот,

                                                                         Возьму я себе в союзницы

                                                                         Нежную светлую молодость.

                                                                         Предметы моей романтики

                                                                         На солнышке ласково жмурятся,

                                                                         Носят на маковке бантики,

                                                                         Парами ходят по улице.

                                                                         Их, беззащитных, маленьких,        

                                                                         Я в светлую жизнь поведу,

                                                                         И будут завидовать многие

                                                                          Воспитателю в детском саду!!!

                                                    (автор неизвестен)

         Как приятно и восторженно наблюдать, что перед словом, которое очень часто хочется писать с большой буквы, стоит местоимение «Я». Да!  Я - Педагог! Я горжусь этим, я живу этим, я ценю это!  А живу я этим с давних лет, еще будучи девочкой 5-6 лет, крепко держа маму за руку, я уверенно переступала порог своего родного детского сада, шла навстречу распростертым объятиям своей воспитательницы и обо всем забывала в мире своих любимых игрушек, цветных карандашей,  увлекательных занятий и ласковых добрых взглядов воспитателей.

       Уже тогда, мне казалось, что воспитатель-это не просто человек, выполняющий свои обязанности, это - мой друг, мой советчик, моя вторая мама, это человек, который дарит частицу себя, частичку своего доброго сердца, делится своими знаниями и умениями. Уже тогда я жила мечтой о том, что я буду работать, нет не работать, а жить в мире детства, в этой сказочной, полной чудес стране, где не делят людей на взрослых и детей, добрых и злых, бедных и богатых.

       Так и случилось. Вот уже более 10 лет я живу в стране детства со своими озорниками и являюсь счастливой обладательницей профессионального счастья. В чем оно заключается? А вот в чем! Это – горящие детские глаза, готовые вместить весь мир, жадно ловящие каждое твое слово, живой взгляд, жест. И ты понимаешь - ты им нужен, ты  для них - целая вселенная.  Это - моя любовь к детям и ответная любовь ко мне. У меня прекрасная миссия - дарить свою любовь детям! И я с большим удовольствием воплощаю ее в жизнь, одновременно обучая своих детей этому чувству. Как говорил Л.Н. Толстой: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно идешь к детям.  Это – радость за новые успехи своих детей, это совместный веселый смех и общие  слезы от полученной ссадины. Это то, чему меня учат дети! Да, да, я  не ошиблась -  я научилась радоваться у детей самому малейшему поводу: дождь закончился, цветок расцвел, бабочка пролетела, всему тому, что взрослый человек, взрослый современный человек, перестал замечать. «Юлия Юрьевна, смотрите, снег пошел!», всей группой смотрим в окно и радуемся красоте падающих снежинок, мечтаем о скорых зимних забавах во время прогулок, придумываем конструкции будущих снежных построек. Но вот уже в наши мечты и раздумья врывается восторженный крик Маринки, которая первая заметила распустившийся цветок в уголке природы. Ребята с восхищением и, одновременно, с любопытством обрушивают на меня шквал вопросов: «А почему цветок зацвел, ведь сейчас не лето?», «А бабочка к нему прилетит?», «А можно в группе сделать клумбу?» Ну как тут можно заскучать или задаться вопросом «Чем бы сегодня удивить детей?» Они сами учат меня удивляться простым вещам и находить ответы на, казалось бы, такие повседневные вопросы.

      Я учу детей мыслить неординарно, не искать простых путей решений, ведь так хочется, чтобы наши дети, мои воспитанники не растерялись в современном мире, мире технологий, инноваций, быстрой смене мировоззрений, шли в ногу со временем. И всему этому нужно научить ребенка уже сейчас, в дошкольном детстве, заложить тот фундамент личностных качеств, умений и навыков, который поможет крепко устоять в мире взрослом, современном и, порой, в таком сложном.

       Я - воспитатель 21 века! Работаю в динамическое время, в котором предъявляются повышенные требования к организации воспитательно - образовательного процесса, технологиям и разработкам. И понимаю, что хочу и буду соответствовать всем требованиям на этапе развития современности. 

      Сегодня перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную,  креативную, социально- адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Вот поэтому для каждого педагога, понимающего всю значимость происходящего в современном мире, очень важно в своей работе опираться на федеральный государственный образовательный стандарт, который и направляет педагога в его работе, в определении целей и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

        С принятием стандарта пришлось пересмотреть многие составляющие успешного обучения и воспитания детей. Эти изменения коснулись и предметно-пространственной среды в группе. Мои дети с восторгом оценили и приняли наш новый быт в группе, а родителям торжественно сообщили, что у нас произошла «перепланировка». Как же любят мои девчонки пошептаться в уголке уединения.  И удивляешься, что такой непоседа и озорник Семка тоже к ним примкнул и затих с девочками, лишь шепотом помогая решить возникшую проблему. Понимаешь, как важно было освободить место в группе для свободного перемещения детей. Не успеваешь удивляться детской фантазии: только что Данилка и Максим выстроили дом из крупных кубиков, и уже девочки делают к дому пристройку, перенесли ширму, кукольный столик - и вот уже целый жилой комплекс со своей инфраструктурой. «Наташа, Катя, Настя, идите к нам играть»- дружно зовут будущие строители ребят. В эти минуты можно немного расслабиться, отдохнуть, потому что знаешь, что благоустройство нового дома займет некоторое время. Но тут же замечаю, что чем-то огорчен Артем, веду разговор с ним - надо помочь решить его проблему.

       Ребенку важно быть успешным и моя задача уметь создавать для него ситуации успеха. Дети с удовольствием помогают младшим по возрасту ребятам, помогают игрушкам, помогают мне, если я затрудняюсь в выборе правильного ответа. А сколько желающих помочь младшему воспитателю: протереть пыль с полочек, разложить салфетки в стаканчики, расставить кружки по правилам сервировки стола. В таких делах мои воспитанники всегда успешны, а значит, верят в своих силы  и возможности.

      Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики, должен идти вперед, осваивать инновационные технологии и нетрадиционные методы. Современному воспитателю необходимо успевать за инновациями в педагогике, много читать методической литературы, самостоятельно развиваться через интернет. Важно уметь грамотно владеть новейшими педагогическими технологиями в соответствии с  ФГОС. И это правильно, что наука и общество думает о будущем современного ребенка, о том, как мы педагоги должны его развивать.

       Мы с ребятами любим игровые технологии - это для меня они технологии, а для ребят это игры-путешествия, игры-экспериментирования, игры-загадки, игры-драматизации, игры-моделирование. Белый кружок - заяц, серый круг - волк, а дальше придумываем сказку о приключении этих героев. Сказка рассказана, а затем эту сказку еще и малышам покажем - все довольны. Малыши аплодируют артистам, а мои ребята полны гордости. Окунувшись в игру-путешествие по Байкалу, мои Кирилл и Ваня уверенно следуют заданному маршруту, а будущие экологи Маша и Соня всерьез озаботились состоянием окружающей среды вокруг озера Байкал, спасатели Андрей и Миша указывают место заблудившейся нерпе. Сколько нового, интересного, удивительного узнали мы сегодня, будет о чем рассказать маме.

        Плодотворно, с интересом мы реализуем задуманные проекты. Сколько сил, знаний, стараний прикладывают мои дети, их родители, а вместе с ними и я, чтобы выстроить проект. С восторгом наблюдаю как Ксения и София обсуждают тему проекта «Покормите птиц зимой», Маша и Катя высказывают свои идеи, с интересом и уважением прислушиваясь к предложениям других детей. Вот уже созрел план проекта у Максима и Артема, осталось его только согласовать с ребятами, попросить маму и папу помочь птицам зимой. Все без исключения заинтересованы в получении результата, будь-то кормушка для птиц, книга, сделанная собственными руками, макет родного города, мультфильм, придуманный и смонтированный юными аниматорами.

       Образовательный стандарт стал для меня настольной книгой, которая помогает мне в работе, в решении проблем в воспитании и обучении детей сегодня, в поиске новых путей развития дошкольного образования.  В каждодневном общении с воспитанниками, реализуя основную образовательную программу, я придерживаюсь и стараюсь выполнять психолого-педагогические условия, которые обозначены во ФГОС ДО. За несколько лет работы с группой воспитанников я постаралась проникнуть в детский мир каждого ребенка, понять его, а главное, принять его таким, каким он является, и постараться направить его индивидуальность, его личностные особенности в нужное русло, верить в его способности. Маша - стеснительный ребенок, но сегодня она учитель, а я ее ученик. Затем к нам присоединились Саша, Ваня, уже целый класс, и вот уже наша учительница уверенно ведет урок. А Дима - полная противоположность Маше.  Этот непоседа старается решить все проблемы окружающих его сверстников, взрослых, причем все и сразу. С Димкой работаю индивидуально, прошу его помочь мне в подготовке к занятию, разложить цветные карандаши, раздать детям цветную бумагу. Дима успокаивается и готов включиться в игру с детьми.

      Как приятно видеть, как в процессе тесного, грамотного взаимодействия с ребенком раскрывается его потенциал, ребенок становится уверенным в себе, начинает доверять взрослым, окружающим, а значит,  и всему миру. У современного дошкольника очень важно выявить  интерес, возможности, учитывать при этом социальную ситуацию его развития. На это условие также указывает ФГОС. Мои ребята уже большие, они в этом году пойдут в школу. Учимся управлять своим поведением, уважать сверстников, считаться с их мнением. Конечно, не всегда это получается, но на помощь приходят доброе слово, доверительная беседа, рассматривание сюжетных картинок, обсуждение поступков героев художественных произведений, составление правил поведения.  И, действительно, когда я предоставляю детям самостоятельность, они не пасуют перед трудностями, настойчиво ищут пути их преодоления.  «У тебя все получится», «Смелее» - и уже составлена задача, придуман рассказ, сделана ракета, нарисован Дед Мороз. Ребенок гордится своими результатами, гордится собой, а я  – ими.

        В своей работе я стараюсь быть не над детьми, а встать рядом и решать проблемы вместе, заставляя мое сердце биться в унисон маленьким сердцам. Как это прекрасно закладывать ростки будущих характеров, поддерживать их своей любовью, пониманием, принятием детей такими, какими они являются. Любим с ребятами пошептаться, посидеть вместе в уголке уединения. Вот Соня делится со мной своими страхами, она боится пауков, а Маша подошла ко мне за поддержкой перед походом к зубному врачу, Данилка переживает за своего полугодовалого братишку, который плохо сегодня спал ночью. Я горжусь и ценю то, что мои дети идут ко мне со своими проблемами, страхами, переживаниями. Они впускают меня в свой мир, прислушиваются к моему мнению, а значит мы – одно целое, мы  – едины.

      А сколько разных вопросов задают мне дети: «Почему медведь зимой спит?», «Отчего зебра полосатая?», «Как пекут хлеб?»,  «Зачем поливать цветы?» Иногда я чувствую себя «ходячей энциклопедией». Отвечаю на вопросы, но сначала: «А как вы думаете?», «Что вы знаете?», «Как можно узнать?» и выясняется, что ребята ответы на свои вопросы могут найти в книгах, спросить у родителей, посмотреть мультфильмы. И вот уже ребята с особым интересом делятся своими находками на свои же вопросы со сверстниками, со мной. Мне остается только немного добавить информации, поправить речь ребенка и, конечно же, за него порадоваться и похвалить.

      Своих детей учу быть чуткими, сопереживающими, уважительно относящимися к окружающим - ведь это так важно сегодня. Не умеет Толя завязывать шнурки - поможем, холодно птицам на улице - сделаем кормушки, пришли гости в группу - предложим стульчик, к малышам сходим в гости - успокоим плачущую девчушку- это все мы делаем с радостью, с желанием и пониманием.

     А еще мои дети мне доверяют,  а я доверяю им, так как считаю, что взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия.

        Наша насыщенная жизнь в группе не может обойтись без моих помощников, советчиков - родителей. Я не представляю реализацию своих, нет, наших планов с детьми без помощи мам, пап, бабушек, дедушек. Это они помогают понять мир их ребенка, это у них я спрашиваю совета, это к ним мы обращаемся за помощью… И вот уже слышен веселый щебет птиц в новых кормушках, сделанных руками пап, в группе куклы красуются в новых нарядах, сшитыми руками мам, на подоконнике радует нас красотой цветок, который подарила бабушка Никиты. А какие фотографии нам дарит папа Марины, по ним мы можем путешествовать по всей стране, можем сделать из них фотовыставки. Мама Сони, Маши предлагает нам  много картинок по теме недели, а родители Вани  пополняют наши полочки новыми играми, пазлами, головоломками. Сегодня работа с родителями занимает важное место в воспитании и образовании ребенка. Теперь они также являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса  и могут активно участвовать в жизни нашей группы и сада в целом.

        Сегодня с родителями мы решаем еще одну важную проблему- это сохранение и укрепление здоровья  наших детей. Ребята соблюдают режим, как  в саду, так и дома. Планируем комплексы утренней зарядки, придерживаемся правил здорового  питания, проводим консультации, помогающие раскрыть наиболее важные вопросы по сохранению здоровья наших детей. С каким удовольствием дети босиком  проходят по новеньким массажным дорожкам, массируют пальцы рук шариками Су-Джок,  окунают ножки  в теплую воду после оздоровительных прогулок летом.

        Анализируя свою работу на протяжении нескольких лет, вспоминая будни и праздники, проведенные вместе с моими ребятами, воссоздавая в памяти лица своих детей, я понимаю, что я - счастливый человек, который находится на своем месте, который получает неимоверное удовлетворение от своей работы.

        Для меня лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать о домашних проблемах, об огорчениях и обидах и дает ощущение вечной молодости!

       И я благодарю свою судьбу за возможность заглянуть в страну детства. Ведь воспитатели - это люди, которые в душе всегда остаются детьми, иначе дети просто не пустят их в свой мир.

      " Умение воспитывать детей - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картину. " (А. С. Макаренко.)  И я понимаю, чтобы действительно соответствовать этому высокому званию "Воспитатель", нужно постоянно работать над собой, проявлять терпение и сострадание, освоить искусство прощения и обучить этому своих воспитанников.

     Давайте распахнём для детей свои добрые сердца и научим наших детей любить мир, страну, людей и всё то, что их окружает, научим создавать и преумножать окружающий мир. Ведь дети – наше будущее! И всем нам совсем не безразлично, какими они вырастут.

     Милый малыш! Посмотри в мои глаза. Улыбнись мне и возьми мою тёплую руку. Пойдём со мной. Я очень жду тебя!