Педагогическое эссе "Я - Воспитатель"
материал по теме

Копотилова Елена Ивановна

  Почему я выбрала профессию воспитателя? Ответ на этот вопрос очень прост: для меня это не просто профессия или работа - это призвание. Каждый  дорогу жизни выбирает по-своему… Главный вопрос теперь, а правильно ли я сделала свой выбор? И вот, спустя 25 лет, я могу с уверенностью сказать: Правильно! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_esse._ya_-_vospitatel.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Я – Воспитатель»

                                                      Копотилова  Елена Ивановна, воспитатель

                                             Ильинского детского сада «Ёлочка»

                                                 структурного подразделения Ильинской СОШ                                                                                                                                                                                          филиала МАОУ Новоселезневская СОШ

Любить детей — это и курица умеет.                                                                                                                                               А вот уметь воспитывать их —                                                                                                                                                 это великое государственное дело,                                                                                     требующее таланта и широкого знания жизни.                                                      М.Горький

                                                      Как трудно быть «дневною» мамой

                                          Для двух десятков малышей

                                                Дневная мама! -  как ни странно,

                                  Но это так подходит ей.                                                                                                    В.Саврасов

Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас…  Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по-разному… 

Уже более двадцати  лет я работаю воспитателем и каждый день с великим удовольствием спешу на работу, к детям.  А выбрала эту профессию неслучайно. Я родилась в сельской местности, в многодетной семье, где была старшим ребенком,  очень рано научилась нести ответственность за себя, брата и сестру. Любовь, добро, взаимная поддержка и взаимопонимание  царили в нашей семье. Я помогала родителям,  когда они были заняты на работе. Какие это были замечательные и удивительные времена! Я уже тогда чувствовала себя воспитателем младших ребят. А звали они меня просто: «Нянька». Я помню, как мне нравилось с ними играть в игрушки, в прятки, гулять,  рассказывать сказки, которые я слышала от бабушки. Заботиться о них, вытирать носы, мыть руки, одевать для прогулки на улицу. Я чувствовала себя взрослой рядом с ними. Все это было похоже на игру в детский сад, где я выполняла роль воспитателя, мне в то время еще, конечно, хотелось играть. От игры зародилась мечта.  И я  твёрдо решила, что непременно стану работать только с маленькими детьми. Ведь они такие необыкновенные и милые крошки, смотрят в глаза так искренне и ждут от тебя защиты, понимания, сочувствия, помощи, заботы, любви.

Какую профессию мне выбрать,  кем стать было решено.  После окончания школы я поступила в Тюменское педагогическое училище.

И я поняла, что профессия воспитателя – это не профессия, это образ жизни… 

Детский сад – это страна чудес, 
Где детский смех слышно до небес! 
Детский сад – это праздник души, 
Когда видишь, как детки твои хороши! 
Детский сад – это радость дня, 
Когда знаешь, что дети ждут тебя! 
Детский сад – это второй наш дом, 
В котором мы каждый день живём. 
Детский сад – повторяю снова я, 
Быть воспитателем – судьба моя


И теперь я все чаще задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный воспитатель, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности?»

Мой опыт позволил мне сделать следующие выводы:

  • Как выяснилось, это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. 

  • Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам. 

  • Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми, и он детям будет интересен и востребован.

  • А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем интереснее работать с детьми, чувствуя поддержку родителей.

Невыносимо слышать, когда родители начинают унижать своих детей, начинают сравнивать их с другими, не дают возможности детям высказаться, и просто - не понимают их… Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных. 

  • Необходимые качества современного воспитателя – толерантность и доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

  • Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и «причудами», и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам я  научилась  относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить. 

  • Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например, устное народное творчество, на чем выросло ни одно поколение.

  • Быть воспитателем - это значит, по - матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми –забываешь о своём возрасте, ты их друг,  увлекаясь с ними общим делом , чувствуешь себя порой ребенком.. 

Многие современные воспитательно-образовательные инициативы нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим должно идти духовно – нравственное воспитание. Если этот процесс недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в дальнейшем для ребенка и общества в целом. Задача современного воспитателя помочь «облагородить» детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, истинные человеческие ценности.

В поучениях преподобного Серафима Саровского есть мудрый совет:

«Не торопитесь учить детей по - французски и по - немецки, а приготовьте их душу прежде, а прочее приложится потом».

Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.

И важно помнить вечную заповедь: не навреди.

Ведь душа ребёнка – это не каменистая почва, а цветок, которому необходимо помочь раскрыться. И, более того, необходимо научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания. Вот поэтому наша задача заключается в том, чтобы не просто заполнить сосуд готовыми знаниями, а привить тягу к самопознанию.

Принцип моей работы: «Каждый ребёнок - уникальная личность» и я стараюсь создать условия для раскрытия способностей каждого.
Время не стоит на месте, и мы - педагоги не можем работать по «старинке». Новые инновационные технологии входят в нашу жизнь. Я стараюсь не отставать и применяю на практике все возможные и интересные новшества.
В своей работе широко применяю метод проектной деятельности, использую такие технологии как: информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая; исследовательская; личностно - ориентированная; игровая.                                          Метод проектирования делает детей активными. Они получают опыт самостоятельности, уверенности в своих силах. При возникновении новых проблем у ребёнка входит в привычку самостоятельно искать пути решения в любых условиях. Особенность любого проекта заключается в том, что в нём принимают участие дети, родители, педагоги. Совместная работа по разработке темы занятия, игры, конкурсов, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что  сказывается на результатах. Детей и родителей сближает их совместная работа, дети на родителей смотрят по-другому и родители недоумевают, что дети в таком возрасте знают много нового.  Как я радуюсь, когда вижу теплые взаимоотношения моих воспитанников с их родителями, когда семьи сотрудничают со мной, с воспитателем их деток.  Мы с ними участвуем в конкурсах, часто занимаем призовые места. Совместная победа – это моменты счастья.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.  Изменившаяся современная семья заставляет искать новые  формы взаимодействия.  Я нахожусь в постоянном поиске самых лучших и эффективных форм работы с родителями.  Сегодня обществу нужны воспитанные, толерантные, с доброй душой  дети, которые быстро адаптируются к новым условиям быстро меняющейся жизни. В этом им поможем мы:  воспитатели и родители, если будем работать в тандеме.

Активными участниками в образовательном процессе являются родители моих воспитанников. С целью создания единого пространства развития ребенка в семье и в детском саду на базе своей группы я организовала «семейный клуб» - это большой долгосрочный проект. В работе с родителями использую различные формы работы - консультации, занятия с участием родителей, мастер-класс, выставки совместных творческих работ, экскурсии, дни открытых дверей, фотовыставки и многое другое. Работая в рамках семейного клуба, я убедилась, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Надеюсь, наш семейный клуб будет и дальше совершенствоваться, и находить все новые и нетрадиционные формы работы.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в группе. Например, «Новый год», «8 марта», «23 февраля», «День матери», «Выпускной», «День защиты детей» и др..

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, активно участвуют в выставках. Например, в группе  проходили  выставки  рисунков совместного творчества на тему «Золотая  осень», «Я и мой папа», к 70-летию Тюменской области «Я люблю тебя, Тюменский край», «Зимушка – зима», «Я помню, я горжусь»,  выставка из природного материала «Дары природы»,  выставки из бросового материала «Новогодний Снеговичок», «Новогодняя елочка», «Новогоднее украшение», стенгазет «Моя семья»,  фотовыставка «Моя мамочка».

В ходе моей  работы с родителями я убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом,  продолжаю  искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких людей.

Воспитатель – это больше, чем профессия. Быть воспитателем для меня – это значит жить. Но жить так, чтобы не было стыдно за каждый прожитый день. Дети не всегда умеют слушаться взрослых, но они очень хорошо умеют их копировать. И копия твоего поведения навсегда откладывается в детской душе и влияет на дальнейшую его жизнь. Я несу ответственность за своих воспитанников. 
Быть воспитателем—   это значит быть еще и уникальным актером, который ежедневно придумывает увлекательные истории, как добрый волшебник, и помогает детям поверить в чудо. Откуда я такая, я из своей семьи. Мне удалось  унаследовать умения и талант  своей мамы. Быть трудоголиком,  как папа. Любить все, что окружает меня научилась  в своей семье. Вырастила дочь, воспитываю сына, они всегда мои помощники. Называют детей из моей группы: «Это твои ребятишки». Я счастлива, что воспитываю детей.

Я могу закончить своё эссе словами:

«Каким быть должен воспитатель? Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя без сожаленья он должен детям подарить! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...

Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»

Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...