Что такое фонематический слух и как его развивать
статья (подготовительная группа) на тему
В данном материале раскрываются следующие вопросы:
-Что такое фонематический слух
-Как влияет недоразвитие фонематического слуха на подготовку детей к обучению грамоте
-Какие игры можно использовать для развития фонематического слуха у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_fonemosluh_i_kak_ego_razvivat.docx | 258.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематический слух и как его развивать?
Фонематический слух – это способность человека различать звуки речи по тонким акустическим признакам. Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.
При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет.
У ребёнка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, играя !
Для развития фонематического слуха
можно поиграть с ребёнком в такие игры:
Игра «Эхо»:
Взрослый обсуждает с ребенком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама), а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка,та-да, та-да-та, са-ша, са-ша-са,ла-ра,ла-ра-ла... (ребёнок должен в точности воспроизвести весь слоговой ряд). Постепенно, можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам: мак-бак-так, дом-том-гном, моток-каток-поток, нитка-ватка-ветка, булка-будка-дудка...
«Путаница»:
Взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.
«Цепочка»: называется слово, например, автобус, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.
«Кто больше?»: кто больше придумает слов на заданный звук.
«Третий лишний» ориентируясь на начало слова, найти лишнее (например, зуб, зонт, суп) слово. Усложняя задание можно переходить к игре "Четвертый лишний” и использовать более сложные слова.
" Назови общий звук"- взрослый называет три-четыре слова, в которых есть один общий звук. Ребёнок определяет, какой это звук и называет его.
Например: слон,собака,сова,носорог (с);
ложка, лодка, лопата, пила (л);
сорока,ворона, воробей,страус (р)
трактор,тыква,тучка,торт (т)
зонтик,зайка,змей,коза (з)
«Назови лишнее слово». Взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его.
Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, пора.
Можно другие подобрать ряды таких слов, например:
Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.
Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама.
Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.
Можно использовать двустишия со словами - паронимами.
В лесу живет сазан. По реке плывет фазан.
Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку.
Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки.
На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат.
В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
что такое фонематический слух и как его развивать
фонематический слух и как его развивать...
«Что такое фонематический слух и как его развивать»
Консультация для родителей...
Что такое фонематический слух и как его развивать?
Консультация для родителей...
памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?
У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....
Консультация для родителей на тему «Что такое фонематический слух и как его развивать»
Консультация для родителейна тему«Что такое фонематический слух и как его развивать»...
Что такое фонематический слух и зачем его развивать?
В этой статье мы расскажем что такое фонематический слух и обсудим его важность для гармоничного развития ребенка и успешного обучения в школе....