СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
статья по теме

Щербицкая Светлана Анатольевна

Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.88 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ПЕДАГОГА

Щербицкая С. А. МАДОУ ДС №66 «Забавушка» Нижневартовск, Россия

Культура как «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащие дальнейшему прогрессу человечества»1 и как «форма выражения человека, демонстрирующая то, что являет собой человек»2 проявляется во многих аспектах духовной жизни человека. В первую очередь свое отражение культура находит в речи. Под речевой культурой понимается упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, выработанных практикой человеческого общения, оптимально выражающих содержание речи и удовлетворяющих условия и цели речевой деятельности3.

Роль речевой деятельности человека в современном мире велика. Изменение речевой практики за последние десятилетия и мощный сдвиг культурно-этических ценностей в обществе обострили кризисные явления в речевой культуре общества: прослеживается утрата лучших языковых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры, в т.ч. культуры речи.

При общем снижении уровня владения правильной, грамотной речью распространенным явлением стало неумение и нежелание говорить красиво, точно, уважая собеседника и выдерживая принятые в обществе нормы речевого этикета. Приходится с сожалением констатировать, что речевые проблемы дня вчерашнего видоизменились в речевые болезни дня сегодняшнего. Свобода от норм, правил и этических установок традиционной речевой культуры, складывающейся в обществе не один год, привела к неразборчивости в использовании языковых средств многих носителей языка. Особенно прискорбно, что средства массовой информации, пользуясь этой свободой, тиражируют словесную грубость, нарушения существующих в языке норм вплоть до употребления нецензурной лексики.

Подобные примеры пренебрежения к нормам языка можно видеть не теле- и киноэкранах и на театральных подмостках. Не удивительно, что дети демонстрируют далекие от истинной культуры образцы речи.

Между тем, процесс гуманизации образования ориентирует образовательные учреждения на расширение социального кругозора детей и усвоение ими общечеловеческих и национальных ценностей, что, безусловно, предполагает воспитание у них речевой культуры. Проблема воспитания речевой культуры сегодня приобретает стратегически важное государственное значение. На рубеже ХХ и ХХ1 веков утверждена целевая программа «Русский язык», отражающая языковую политику Российского правительства. Языковое возрождение нации по своим целям совпадает с ориентацией современного образования на развитие национально-культурной, профессионально подготовленной личности. Решение этой проблемы особенно важно для педагогов, поскольку именно они понесут идеалы речевой культуры в общество.

Современное общество дает определенный выбор в подходах совершенствования речевой культуры педагогов: издаются словари и энциклопедии, научно-педагогическая литература по вопросам культуры речи. Тем не менее, к сожалению, уровень речевой культуры у педагогов подчас желает оставлять лучшего.

Недостатки их речевой культуры проявляются во всей совокупности коммуникативных качеств:

в соотношении «речь – язык» страдают такие качества как правильность речи, ее чистота и богатство;

в соотношении «речь – мышление» – точность (особенно понятийная) и логичность на уровне текста;

в соотношении «речь – ее адресат» – вежливость, соблюдение норм речевого общения;

в соотношении «речь – условия общения» страдает уместность речи.

Между тем, культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому, развитию способствует. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об ее усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. Исходя из знания интересов детей, особенностей детской психики и возрастных проявлений их развития, он должен владеть основными методическими приемами по развитию речи, мастерством их применения.

Культура его собственной речи должна влиять на культуру речи окружающих. Он должен стремиться поднимать речь детей и всех, с кем он имеет общение, до уровня своей речи. К сожалению, многие ошибки и неправильности речи, представленные в общераспространенном языке, часто заимствуются людьми, уровень образования и культура которых должны были бы исключать возможность такого явления.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Поэтому работа воспитателя по развитию речи детей должна идти рука об руку с работой с родителями и со всеми взрослыми, окружающими детей.

Но учить речи следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера, образца. Поэтому нельзя в достаточной степени не подчеркнуть значение того, что и как говорят окружающие. Ведь от них дети заимствуют и выговор, и ту или другую манеру речи, и запас слов и речевых оборотов. Педагог, являющийся часто если не единственным, то основным лицом, от которого дети могут слышать правильную литературную речь, должен во всем объеме понять лежащую на нем ответственность и предъявить к своей собственной речи наивысшие требования.

Помня о том, что дети — великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи, каждому педагогу следует позаботиться о развитии, упорядочении собственной речи.

К речи педагогов со времен еще Е.И. Тихеевой предъявляются следующие требования:

1. Речь педагогов должна быть абсолютно грамотной, литературной. Многие ли не делают таких недопустимых ошибок, как одеть или раздеть пальто вместо надеть и снять, сколько время? вместо который час?, хужее вместо хуже, я занял ему рубль вместо одолжил, и обратно, он одолжил у него рубль вместо занял? Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка. Этому способствует общение с людьми, владеющими совершенной речью, слушание художественного чтения в исполнении мастеров художественного слова и самостоятельное внимательное чтение художественной литературы.

2. Особого внимания к себе требует культура речи, ее этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

3. Форма и содержание речи необходимо согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткие, простые. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт. «Все слова рождены деянием, трудом, поэтому язык является костью, мускулом, нервом, кожей фактов, и поэтому точность, ясность, простота языка совершенно необходимы для того, чтобы правильно и ярко изображать процессы создания фактов человеком и процессы влияния фактов на человека» (Горький М. Литературные забавы). В своем словесном общении с детьми педагог должен следовать этому правилу.

5. Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть, и мышления. В этом смысле язык людей изобилует погрешностями. Мы часто употребляем слова не по назначению; называем детское кресло стульчиком, форточку окном, кирпичик кубиком, предлагаем детям «одевать» туфли или шапки, а их надо надевать (!) и т. п. Это вредит пониманию детей, точности и ясности их восприятий, обедняет словарь и извращает язык.

Включать в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения ребенком правильной речью.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шепот речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Прислушиваться они не способны. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тонут слова и их содержание.

8. Мы не можем предъявлять к речи педагога требования художественности, но его речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

Мы уже говорили о том, что интересы развивающейся социальной личности требуют расширения социальных связей. Ребенок скоро перестает удовлетворяться обществом матери и других взрослых лиц. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

Осознание педагогами потребности в развитии собственных речевых умений и неприятие к речевой безграмотности на личностном уровне – это первый шаг по пути воспитания речевой культуры детей. А эмоционально-ценностная атмосфера, в которой дети будут получать радость от грамотно построенной речи, от умений излагать мысли точно и правильно, от творчества на материале речевых заданий, будет способствовать развитию не только их речевой воспитанности, но и развитию личности будущих носителей родного языка.

Литература

1. Философская энциклопедия. Т.3 М.,1964. С. 118.

2. Ермаков С.А. Культура и человек// Очерки по философии/ Под ред. Э.Ф. Звездкиной. Новгород, 1993. С. 40.

3. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев-Одесса, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"

Консультация "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя"...

круглый стол для воспитателей на тему:"Речь воспитателя- основной источник развития речи детей в детском саду"

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником этих знаний выступает воспитатель. Дети дошкольного возраста...

Консультация «Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »

Консультация«Речь воспитателя – основной источник развития речи детей. Требования к речи воспитателя »...

РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ - ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ТРЕБОВАНИЯ К КУЛЬТУРЕ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя...

Речь воспитателя - основной источник развития речи детей в детском саду

Какие требования предъявляются к речи воспитателя?...