Рабочая программа. Старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему

Леонтьева Марина Сергеевна

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый  процесс  социализации-индивидуализации  личности  через  осознание  ребенком  своих  потребностей, возможностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_prgramma_leonteva_12_01_2016.doc421.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №93»

Рабочая программа

Леонтьевой Марины Сергеевны

(Старшая группа)

Саранск 2015 г.


Содержание

I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.                                                                 3
  2. Значимые характеристики развития детей старшей группы.        5
  3. Целевые ориентиры.                                                                7
  4. Педагогическая диагностика.                                                        10

II Содержательный раздел

2.1 Учебный план ООП ДО в старшей группе МДОУ «Детский сад

№93».                                                                                                11

2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.                                                14

2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.                                                                                                22

2.4 Взаимодействие с семьёй, социумом.                                                30

2.5 Планирование работы с детьми в группе.                                        32

2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.                                                                                32

 2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).                                                                                        33

III Организационный раздел

3.1 Оформление предметно - пространственной среды.                        34

3.2 Режим дня. Структура образовательной деятельности: сетка занятий, двигательный режим, схема закаливания.                                34

3.3 Перечень методических пособий.                                                40


I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка 

Образовательная программа дошкольного образования – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый  процесс  социализации-индивидуализации  личности  через  осознание  ребенком  своих  потребностей, возможностей и способностей.

Программа направлена на

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее  единый  процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

 

  1.  Значимые характеристики развития детей старшей группы.

Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения— формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми  общепринятых  норм  и  правил  поведения  и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т. п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более порывистые, у девочек - мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7—10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.действие воображения - создание и воплощение замысла –начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого).

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того(произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

  1. Целевые ориентиры.

Социально-коммуникативное развитие

  • развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
  • формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
  • овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Физическое развитие

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
  • обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)

Познавательное развитие

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Речевое развитие

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Музыкальное развитие

  • ребенок овладевает основными культурными способами и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.

Художественное развитие

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
  • развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.

Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики мониторинга используются для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.;
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, апрель).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества  образовательной Программы.

1.4 Педагогическая диагностика.

          Мониторинг для детей 5-6 лет (старшая группа) направлен на определение промежуточных результатов освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ. Детям предлагается выполнить 7 заданий вместе с воспитателем. Продолжительность выполнения 15 - 20 минут. Каждое задание воспитатель озвучивает 1 раз. Все задания дети должны выполнить самостоятельно, без помощи взрослых. В заданиях отражена общая ориентация детей в окружающем мире, пространственные, цветовые и временные понятия, психологический уровень развития дошкольника. Подобранные диагностические задания отвечают принципам событийности, деятельностного подхода, что обеспечивает формирование системных знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений. Все задания составлены с учетом интегративных качеств развития дошкольника, что остается актуальными с принятием ФГОС ДО. Предложенные диагностические задания являются частью системы мониторинга, который сочетает низкоформализованные, высокоформализованные методы, обеспечивающие объективность и точность получаемых данных. Оценка выполнения заданий: - ребенок справился с выполнением заданий полностью; - ребенок частично справился с выполнением заданий; - ребенок не справился с выполнением заданий.


II Содержательный раздел

2.1 Учебный план ООП ДО в старшей группе МДОУ «Детский сад №93».

Направление развития

Виды детской деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Познавательное развитие:

1.ФЭМП

2.Природный

Мир

3. Мордовия

Речевое развитие:

1.Развитие речи

2.Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

1.Рисование

2. Аппликация

3.Лепка

4.Конструиро-вание

5. Музыка

Физическое развитие

 

Физическая .культура

Социально-коммуникативное развитие

1.Социальный мир

Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, восприятие худ. литературы,

Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, восприятие худ. литературы,

Игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная, конструирование, самообслуживание и элементарный бытовой труд

Игровая, двигательная, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд

Игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная, восприятие худ. литературы, двигательная,

Игровые ситуации, игры с правилами (дид., подв., нар.), самодеятельные игры (с., с-р, театр., конструкт.). беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры. наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра.

игровые ситуации, игры с правилами (дид., подв., нар.), самодеятельные игры (с., с-р, театр., конструкт.). беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры. экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игр

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).

Беседы,

народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры под музыку, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, творческие проекты эстетического содержания, поручения (в т. ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд.

Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале, игровые ситуации, игры с правилами (подвижные, народные), подвижные игры под музыку,

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), самодеятельные игры,

рассказывание, чтение, обсуждение, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, двигательные паузы, физкультурные минутки,

25 минут 1раз в неделю

25 минут в 0,5 раз в неделю                    

25 минут 1раз в неделю

25 минут 2 раза в неделю                

25 минут в 0,5 раз в неделю

25 минут 1раз в неделю                      

25 минут в 0,5 раз в неделю

25 минут в 0,5 раз в неделю      

25 минут 1раз в неделю

                     

25 минут 2 раза в неделю                

25 минут 3 раза в неделю                

25 минут в 0,5 раз в неделю      

2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.

Направление развития

Методическое пособие

Наглядно-дидактическое пособие

Рабочие тетради

 Социально- коммуникативное развитие

Тематический модуль «Социализация»

Тематический модуль «Труд»

Тематический модуль «Безопасность»

Познавательное развитие

Тематический модуль «Формирование целостной картины мира»

Тематический модуль «Исследования и эксперименты»

Тематический модуль «Математическое развитие»

Речевое развитие Тематический модуль «Речевое общение»

Тематический модуль «Чтение художественной литературы»

Художественно-эстетическое развитие Тематический модуль «Художественное творчество»

Тематический модуль «Театральное развитие

Тематический модуль «Музыка»

Физическое развитие

Бондаренко А.К.

Дидактические игры в детском саду.

М.:Просвещение 1991

Кукушкина Е.Ю.

Самсонова Л.В.

Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. Методические рекомендации

М.:ТЦ Сфера 2008

Микляева Н.В.

Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников

М.; ТЦ Сфера2013

Микляева Н.В.

Социально – нравственное воспитание дошкольников

М.; ТЦ Сфера2013

Чебан А.Я.

Знакомим дошкольников с народной культурой

М.; ТЦ Сфера2012

Михайленко И.Я.,

Короткова Н.А.

Игра с правилами в дошкольном возрасте.

М.:Сфера 2008

Загуменная Л.А. изд. «Учитель»

 Социально – личностное развитие дошкольников

М.:Учитель

2012

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет.

М.:Мозаика-Синтез

2005

Крулехт М.В.

Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология.

Сп-б.:Детство-Пресс

2003

Буре Р.С.

Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие.

Сп-б.:Детство-Пресс

2004

Куцакова Л.В.

Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов.

М.:Владос

2003.

Маханева М.Д.,

Скворцова О.В.

Учим детей трудиться

М.: ТЦ Сфера

2014

Куцакова Л.В.

Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий

М.: ТЦ Сфера

2014

Бревнова Ю.А.

Художественный труд в детском саду

М.; ТЦ Сфера

2013

Дыбина О.В.

Что было до…Игры – путешествия в прошлое предметов для дошкольников

М.; ТЦ Сфера

2014

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

Основы безопасности детей дошкольного возраста.

Просвещение

2007

 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б.

Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

М.:ООО «Издательство АСТ – ЛТД»

1998

Шорыгина Т.А.

Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 — 8 лет

М.: ТЦ Сфера

2014

Шорыгина Т.А.

Беседы об основах безопасности с детьми

М.:ТЦ Сфера

2013

Белая К.Ю., Зимонина В.Н.,  Кондрыкинская Л.А. и др.

Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада.

М.: Просвещение 2005

Стеркина Р.Б.

Основы безопасности детей дошкольного возраста.

М.: Просвещение 2000

Храмцова Т.Г.

Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие.

М.: Педагогическое общество России

2005

Романова Е.А.

Занятия по правилам дорожного движения

М.; ТЦ Сфера 2013

Старцева О.Ю.

Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения

М.; ТЦ Сфера 2014

Алябьева Е.А.

Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.

М.: ТЦ Сфера

2014

Шорыгина Т.А.

Сказки-подсказки. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях

М.: ТЦ Сфера

2014

Николаева С.Н.  

«Юный эколог»

М.:Мозаика-синтез

1998

Давидчук А.Н.

Познавательное развитие дошкольников в игре.

М.: ТЦ Сфера

2013

Аксенова З.Ф.

Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников

М.: ТЦ Сфера

2012

Вахрушева Л.Н.

Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет

М.: ТЦ Сфера

2012

Вострухина Т.Н.

Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет

М.: ТЦ Сфера 2014

Дыбина О.В.

Ребенок в мире поиска. Программа ДОУ

М.: ТЦ Сфера 2014

Дыбина О.В.

Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников

М.: ТЦ Сфера

2014

Дыбина О.В.

Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников

М.: ТЦ Сфера

2014

Дыбина О.В.

Творим, измеряем, преобразуем. Игры  -  занятия для дошкольников

М.: ТЦ Сфера

2013

Иванова А.И.

Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду

М.: ТЦ Сфера

2010

Иванова А.И.

Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду

М.: ТЦ Сфера

2010

Одинцова Л.И.

Экспериментальная деятельность в детском саду

М.: ТЦ Сфера

2013

Соловьева Е.В.

«Моя математика» развивающая книга для детей 5-6 лет

М.: ТЦ Сфера

2014

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н.

Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие.

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС

2009

Носова Е. А.

Логика и математика для дошкольников.

СПб.: ДЕТСТВО- 

ПРЕСС

2007

Маханева М.Д. Ширяева Г.И.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста

М.: ТЦ Сфера

2012

В.В. Гербова

«Учусь говорить»: метод.рекомендации для воспитателей

М.: Просвещение 2003

Колесникова Е.В.

«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»;

М.: Просвещение2003

Колесникова Е.В.

«Развитие звуко – буквенного анализа у детей дошкольного возраста»;

М.: Просвещение2003

Колесникова Е.В.

«Развитие у детей способностей и интереса к чтению»: методические пособия для воспитателей.

М.:Просвещение2003

Ушакова О.С.  

Знакомим дошкольников с литературой.

М.: Сфера1998

Ушакова О.С.

Занятия по развитию речи в детском саду

М.: Просвещение, 1993

Алябьева Е.А.

Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет

М.: ТЦ Сфера2014

Алябьева Е.А.

От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет

М.: ТЦ Сфера2014

О. Ушакова

 «Развитие у детей способностей и интереса к чтению»: методическое пособия для воспитателей.

М. Просвещение2003

Васильева Е.В.

Развиваем речь ребенка с помощью стихов

М.: ТЦ Сфера2013

Ушакова О.С.

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации

М.: ТЦ Сфера2013

Гуськова А.А.

Обучаем дошкольников пересказыванию

М.: ТЦ Сфера2014

Л.Гурович, Л.Береговая,

В Логинова.

Ребёнок и книга. Хрестоматия для дошкольников 5 – 7 лет

СПб.: АСТ1996

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

М.: Карапуз– дидактика

2006

Лыкова И.А.

Художественный труд в детском саду: 4-7 лет.

М.: Карапуз – дидактика

2006

Лыкова И.А. 

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

М.: Карапуз-дидактика

2007

Куцакова Л.В.

Творим и мастерим. Ручной труд: Пособие для педагогов и родителей.

М.:

Просвещение

2007

Микляева Н.В.

Интеграция образовательного процесса на основе художественно – эстетического воспитания

М.: ТЦ Сфера

2014

Гончарова О.В.

Театральная палитра

М.: ТЦ Сфера

2010

Григорьева Т.С.

Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет

М.: ТЦ Сфера

2012

Каплунова И., Новоскольцева И..

Этот удивительный ритм ( развитие чувства ритма у детей).

М.:Издательство

«Композитор- Санкт-Петербург»

2005

Каплунова И., Новоскольцева И..

Музыка и чудеса. Музыкально — двигательные фантазии.

М.:Издательство

«Композитор- Санкт-Петербург»

2005

Мерзлякова С.И.

Учим петь детей: в 4 ч.

М.: ТЦ Сфера

2014

Радынова О.П.

Музыкальные шедевры. Музыка о животных и птицах

М.: ТЦ Сфера

2014

Радынова О.П.

Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке

М.: ТЦ Сфера

2014

Радынова О.П.

Музыкальные шедевры. Природа и музыка

М.: ТЦ Сфера

2014

Радынова О.П.

Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты

М.: ТЦ Сфера

2014

Пензулаева Л. И. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

«Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа».

«Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа»

«Физкультурные занятия

в детском саду. Старшая группа».

М.: Мозаика-Синтез

2010

 Алямовская В.Г.

Программа «Здоровье»

Н.Новгород

1993 год.

Харченко Т.Е.

Спортивные праздники в детском саду

М.: ТЦ Сфера 2013

Печатные: учебные пособия, книги для чтения, энциклопедии, картинки Раздаточный материал: атрибуты для создания предметно-игровой среды, материал для трудовой деятельности Аудиовизуальные средства: магнитолы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды

Печатные: учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал, дидактические игры, рабочие тетради Электронные образовательные ресурсы: мультимедиа, энциклопедии и т.д. Аудиовизуальные средства: ноутбуки, магнитолы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды Демонстрационные пособия: гербарии, муляжи, макеты, модели Наглядные пособия: плакаты, карты настенные Учебные приборы: глобус, весы, микроскоп и т.д. Раздаточный материал: различные виды конструкторов, счетный материал

Печатные: учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал Аудиовизуальные средства: магнитолы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды Наглядные пособия: плакаты настенные, разрезные картинки, предметные картинки, азбука, зеркала и т.д.

Печатные: учебные пособия, плакаты, картины художников, портреты художников и композиторов Аудиовизуальные средства: ноутбуки, магнитолы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды Раздаточный материал: карандаши, кисти, краски, пластилин, ножницы, бумага разного формата, цветная бумага и

картон, ленты, платки, цветы, музыкальные инструменты, шумовые инструменты, костюмы, атрибуты для театрализованной деятельности.

Аудиовизуальные средства: магнитолы, аудиозаписи Раздаточный материал: различные виды мягких модулей, мячи, скакалки, волейбольная и баскетбольные сетки, обручи, кегли, туннели, флажки, султанчики, гимнастическая стенка, массажные дорожки и т.д.


2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

Направление развития

Формы реализации программы

Способы

Методы

Приемы

Совместная деятельность

Самостоятель-ная деятельность

Взаимо-действие с семьей

«Социально-коммуникативное развитие»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Конструктивно-модельная деятельность

Музыкальная деятельность

Физическое развитие

Наблюдение, чтение, игра, игровое упражнение, проблемная ситуация, беседа,

совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра, индивидуальная игра, праздник, экскурсия, ситуация морального выбора, проектная деятельность, театрализованная деятельность, коллективное обобщающее занятие.

педагогическая ситуация, интегративная деятельность, коллективная обобщающая непосредственно образовательная деятельность,

поручения, игровые ситуации, досуг, обучение, совместный труд, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций в книгах, сюжетных картин, дидактические игры, ситуационное обучение, тематический досуг, целевая прогулка по периметру и за пределы детского сада, обучающие игры (сюжетные), подвижные игры, чтение, просмотр и обсуждение видеофильмов..

Создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, экспериментирование, игры с правилами, наблюдение, решение проблемных ситуаций, рассказ, беседа, интегративная деятельность

Беседы- занятия, чтение    худ. литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов,

театрализованные постановки, решение задач Викторины, КВН, познавательные досуги, тематические досуги,

Сюжетно-ролевая игра

Игровые обучающие ситуации

Наблюдение

Рассматривание,

 труд  в уголке природе, огороде, цветнике

Целевые прогулки

Экологические акции

Экспериментирование, опыты

Моделирование

Исследовательская деятельность

Комплексные, интегрированные занятия

Конструирование

Развивающие игры

Создание коллекций музейных экспозиций,

Проектная деятельность

Проблемные ситуации

Экологические, досуги, праздники, развлечения  

Сценарии активизирующего общения.

Дидактические игры

Игры-драматизации

Экспериментирование с природным материалом

Разучивание, пересказ

Речевые задания и упражнения

Разучивание скороговорок, чистоговорок.

Артикуляционная гимнастика

Проектная деятельность

Обучению пересказу литературного произведения

Рассматривание предметов искусства

Беседа

Экспериментирование с материалом

Рисование

Аппликация

Лепка

Художественный труд

Интегрированные занятия

Дидактические игры

Художественный досуг

Конкурсы

Выставки работ декоративно-прикладного искусства

Сюжетно –

ролевая игра

Строительные игры

Рассматривание

Наблюдение

Игра-

экспериментирование

Исследовательская

деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Экскурсия

Рассказ

Беседа 

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

НОД по физическому воспитанию.

В занятиях по физическому воспитанию:

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

- комплекс с предметами

Физ.минутки

Динамические паузы

Подвижная игра большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр, развлечения.

Совместная со сверстниками, игра, индивидуальная игра

Самообслуживание. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, слушание музыки, музыкальные игры

дежурство, ведение календаря природы,

подвижные игры, рассматривание иллюстраций к художественным произведениям, тематических альбомов, строительные игры, обыгрывание ситуаций с транспортными игрушками, настольно-печатные игры.

Сюжетно-ролевая игра

Игры с правилами

Рассматривание

Наблюдение

Экспериментирование

Исследовательская деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Моделирование

Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Деятельность в уголке природы Игровая деятельность

(игры  в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хороводные игры, игры с правилами), дидакт. игры, дежурство, самообслуживание, подвижные, театрализованные

игры, продуктивная деят-ть

рассматривание иллюстраций, совместная со сверстниками игра, настольно-печатные игры

Игра-драматизация

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей.

Самостоятельная художественно-речевая деятельность Пересказ

Драматизация

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

игры

Самостоятельное художественное творчество

Игра

Проблемная ситуация 

Строительные

игры

Сюжетно – ролевая

игра

Рассматривание

Игра-

экспериментирование

Исследовательская

деятельность

Конструирование

Развивающие игры

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.

Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты

Игры в «праздники», «концерт»

Помещать в уголок иллюстрации и иллюстрации с прослушанными музыкальными произведениями

Игра

Игровое упражнение
Подражательные движения

Привлечение к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).  Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй.. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературуПривлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке. Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов. Выработка единой системы требований в ДОУ и семье.  Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение»..

Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми  Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности Собеседование .Совместные досуги и мероприятия. Открытые мероприятия с детьми для родителей.  Посещение культурных учреждений Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.  Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни Создание в выставок при участии родителей: «Дары природы», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей» создание семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Саранске», «Как мы отдыхаем». Совместно создание альбомов экологической направленности

Собеседование. Ознакомление родителей с деятельностью детей, проведение индивидуальных консультаций Открытые мероприятия Посещение культурных учреждений,,,выпуск семейных газет и журналов, Совместные досуги, праздники, литературные вечера,  выставки детских книг при участии семьи. Тематические лит. и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства», Совместное формирование библиотеки для детей

Выставки произведений искусства, проведение конкурсов и выставок детского творчества. Анкетирование родителей, тематические консультации, папки-передвижки, раскладушек. мероприятия, направленные на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка Встречи с родителями в «Художественной гостиной». Участие родителей и детей в театрализованной деятельности. по выпуск семейных газет праздники, досуги, литер. и муз. вечера. Семинары-практикумы .Создание игротеки. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей. Создание семейных клубов по интересам.

Физкультурные досуги; - Физкультурные праздники; - Реализация проектов

Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

 Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Исследовательская, проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства

способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания .

Способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям, приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству.

.

 Проектная, игровая, информационная, практическая деятельность.

Индивидуальная работа во время утреннего приема; культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание); игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание, игровое упражнение, совместная с воспитателем игра, совместная со сверстниками игра.

Совместные действия, наблюдения, игра, поручение и задание, дежурство, совместная деятельность взрослого и детей тематического характера, проектная деятельность, совместные действия, поручение и задание, наблюдения, чтение.

Чтение.

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Проектная деятельность

Обсуждение.

Рассказ.

Инсценирование

Сочинение загадок

Тематические досуги

Самостоятельная детская деятельность Драматизация

Праздники

Литературные викторины

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа с детьми Проектная деятельность

Создание коллекций Выставка репродукций произведений живописи

Развивающие игры

Рассматривание чертежей и схем

Сюжетно –

ролевая игра

Строитель. игры

Рассматривание

Наблюдение

Игра-

эксперимент

Исследовательская

деят-сть

Конструирование

Разв-ие игры

Просмотр

фильмов

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Занятия 

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни: 

-Другие занятия

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок, 

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика.

Подражательные движения

Подвижная игра большой и малой подвижности

Проблемная ситуация

Занятия по физическому воспитанию на улице

Гимнастика после дневного сна.

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники.

Дидактические игры;

подвижные игры и упр., игры малой подвижности; беседы, ситуативные разговоры,

сюжетно-ролевые игры;

театрализованные игры;

игровые обучающие ситуации;

экскурсии, целевые прогулки;

изготовление макетов;

трудовые поручения и дежурство;

коллективный хозяйственно-бытовой труд;

изготовление атрибутов для игр,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, игрушек,

физкультминутки; игры и упражнения .

Дид. игры;

подвижные игры и упражнения, игры малой подвижности;

беседы, ситуативные разговоры;

сочинение сказок, рассказов;

составление и рассматривание альбомов и иллюстраций;

сюжетно-ролевые игры;

театрализованные игры;

     игровые обучающие ситуации;

наблюдения за объектами живой и неживой природы в группе и на участке детского сада;

экскурсии, целевые прогулки;

изготовление макетов;

чтение, рассказывание, заучивание произведений художественной литературы;

изготовление элементов дизайна группы, атрибутов для игр,

различные виды гимнастики,

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,  эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта)

физкультминутки.

Дид. игры;

подвижные игры и упр-я, игры малой подвижности;

беседы, ситуативн. разговоры;

сочинение сказок, рассказов, небылиц;

составление и рассматривание альбомов и илл-ий;

сюжетно-рол. игры;

театрализованные игры;

     игровые обучающие ситуации;

прослушивание аудиозаписей;

чтение, рассказывание, заучивание произведений худ. лит-ры

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам.

Дид. игры;

подвижные игры и упр., игры малой подвижности;

беседы,

составление и рассматривание альбомов;

строительные игры;

сюж-рол. игры;

театрализованные игры;

     игровые обучающие ситуации;

наблюдения за объектами живой и неживой природы

экскурсии, целевые прогулки;

изготовление макетов;

прослушивание аудиозаписей;

изготовление элементов дизайна группы, атрибутов ,  и  открыток к праздникам;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, игрушек, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, обсуждение средств выразительности;

упражнения на развитие мимики;

физкультминутки; игры и упражнения под тексты стих-ий для.                                                                                                  

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

подвижные игры и упражнения, игры малой подвижности;

     игровые обучающие ситуации;

различные виды гимнастики:пальчиковая, дыхательная, зрительная, для профилактики плоскостопия, нарушений осанки;

физкультминутки; игры и упр. для развития координации  движений.

2.4 Взаимодействие с семьёй, социумом.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

Консультации для родителей:

Роль отца в развитии ребенка.

Гиперактивный ребенок.

Родителям о правилах дорожного движения.

Роль детского сада и семьи в нравственном воспитании дошкольников

Развитие речи у детей дошкольного возраста.

Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста.

 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста                                      

 Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в дошкольном возрасте.                                                      

Впереди лето: играйте вместе с детьми. 

Родительские собрания:

«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».                                                                                        Задачи на учебный год.

 «Как укрепить здоровье ребенка»

 «Воспитываем добротой»

 «Наши успехи». Итоги работы за год.

Утренники:

«Здравствуй, осень золотая»

«День матери»

«Встреча нового года»

«День защитника Отечества»

«Женский день»

«День птиц»

«Светлая пасха»

«День Победы»

Выставки рисунков

«Осень золотая»

«Портрет мамы»

«Здравствуй, зимушка зима»

« На страже Родины»

«Весна красна»

«Этот День Победы»

Конкурсы поделок

 «Осенняя фантазия»

«Зима-волшебница»

«День птиц»

«Космическое путешествие»

Воспитатели :

Надькина Е.Е.

Леонтьева М.С.

Воспитатели :

Надькина Е.Е.

Леонтьева М.С.

Воспитатели :

Надькина Е.Е.

Леонтьева М.С. муз рук. :

Климентьева  О.Е.

Воспитатели :

Надькина Е.Е.

Леонтьева М.С.,   родители

Совместно дети и родители

Совместно дети и родители

Совместно дети и родители

Совместно дети и родители

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Май

Май

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Май

Октябрь

Декабрь

Март

Апрель

2.5 Планирование работы с детьми в группе.

См. приложение №1                                                                                                

 

2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 

http://detsadmickeymouse.ru/PTISI/sovm_deiatel.jpg

2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная).                                                                                                           

       Климат Мордовии умеренно континентальный, характеризуется холодной морозной зимой и умеренно жарким летом. Дней без солнца в году бывает 93, наибольшее их количество отмечается в ноябре, декабре, январе – соответственно 18, 20, 14.В основном территория республики находится под воздействием воздушных масс умеренных широт, переносимых господствующими западными воздушными потоками. Нередко погоду определяют теплые воздушные массы, поступающие с южными циклонами с Черного, Средиземного и Каспийского морей. Ветровой режим формируется под влиянием циркуляционных факторов климата и местных физико-географических особенностей. В январе преобладают ветры юго-западного и южного направлений, в июле – северо-западные и северные. Средние годовые скорости ветра невелики (3,3–4,8 м/с), возможны и сильные ветры (более 15 м/с), максимальные их скорости 21–23 м/с, порывы – 28–42 м/с.

      Средняя годовая температура воздуха равна +4,1…+4,4 С. Самым холодным месяцем является январь: средняя месячная температура воздуха находится в пределах от –11,1 до –11,6 С. Среднее годовое количество атмосферных осадков составляет 500–550 мм. Максимальное их количество выпадает в июле – 71–79 мм, минимальное – в феврале

      Год делится на теплый и холодный периоды. Теплый период года устанавливается с момента перехода средней суточной температуры через 0 С к положительным значениям. Начинается он 31 марта – 2 апреля, заканчивается 4–6 ноября, продолжительность его составляет 217–221 день. Холодный период года наступает с момента устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через 0 С Зимой преобладает пасмурная погода с небольшими морозами (–10…–15 С), но в очень холодные зимы отмечаются периоды с сильными морозами. Весна начинается в конце марта – начале апреля. Ее предвестником является прилет грачей, в начале апреля прилетают скворцы и жаворонки. В середине мая зацветает черемуха, в конце месяца – сирень. Заканчивается весна с переходом средней суточной температуры воздуха через +15 С (27–29 мая), продолжительность весны 57–58 дней. Осень наступает 29 августа – 1 сентября, заканчивается в первой декаде ноября. Продолжительность ее составляет 65–69 дней. В начале сентября начинается листопад у тополя, к середине сентября – у березы, клена. Режим погоды осенью неустойчив, осадки часто имеют смешанный характер. Неблагоприятные явления осени: ранние заморозки на поверхности почвы и в воздухе, туманы, гололед

Демографические особенности группы №10

Группу посещают 19 детей: 9 девочек и 10 мальчиков.

       Анализ социального статуса семей выявил, что в группе 17 семей (96,2%) - полные семьи, две семьи (3,8%) - неполные (ребёнок проживает с мамой). Уровень жизни семей удовлетворительный.

Национально – культурные особенности группы №10

Русские – 6

Мордва – 12

Татары – 1                                                                                                                                                    Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.. На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.


III Организационный раздел

3.1 Оформление предметно- пространственной среды.                               

      В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

      Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная для детей. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

      Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а воспитателям дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

      Трансформируемость пространства группы предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

      Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих РППС группы.

      Вариативность РППС группы даёт детям возможность свободного выбора деятельности. Оснащение уголков РППС меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В качестве таких уголков развития в группе выступают:

 • уголок для ролевых игр;

 • книжный уголок;

 • зона для настольно-печатных игр;

 • уголок природы (наблюдений за природой);

 • спортивный уголок;

 • уголок ряжения;

 • игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

 • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.

      РППС группы доступна для воспитанников, дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Постоянно соблюдается исправность и сохранность всех материалов и оборудования.

        При организации РППС группы соблюдаются требования безопасности, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

       В группе созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В группе организуется рациональный двигательный режим путем чередования разнообразной активной деятельности и отдыха.

      Развивающая среда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает все направления развития детей.

3.2 Режим дня. Структура образовательной деятельности: сетка занятий, двигательный режим, схема закаливания.                                                             

Режим дня старшей группы (5-6лет)

Холодный период года

Дома

Подъем, утренний туалет

06.30(07.00)-07.30

В дошкольном учреждении

Прием и осмотр, игры, общественно- полезный труд, утренняя гимнастика

6.30(7.00)-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно- полезный труд

8.30-8.55

Игры, самостоятельная деятельность,

8.55-9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00-9.25

9.35-09.55

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

09.55- 10.25

Игры, подготовка к прогулке, общественно- полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.25-12.15

Возвращение с прогулки, игры

12.15-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Непосредственно образовательная деятельность (2-3 раза в неделю)

15.40-16.05

Прогулка: игры, самостоятельная деятельность детей, общественно- полезный труд

16.05-18.30(19.00)

Дома

Прогулка

18.30(19.00)-19.15(19.45)

Возвращение с прогулки, спокойные игры, общественно полезный труд, гигиенические процедуры

19.15(19.45)-20.45(21.00)

Укладывание, ночной сон

20.45(21.00)-6.30 (7.30)

Теплый период года

Дома

Подъем, утренний туалет

06.30(07.00)-07.30

В дошкольном учреждении

Прием на улице, осмотр, игры, общественно- полезный труд, утренняя гимнастика

6.30(07.00)-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.55

Игры, самостоятельная деятельность

8.55-9.15

Подготовка к прогулке, общественно- полезный труд, прогулка (игры, наблюдения, труд), самостоятельная  деятельность

9.15-10.15

Подготовка ко 2 завтраку, завтрак

10.15-10.45

Прогулка, возвращение с прогулки, игры

10.45-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Постепенный подъем, закаливание

15.00-15.25

Подготовка к полднику, общественно- полезный труд, полдник

15.25-15.40

Прогулка, игры, самостоятельная деятельность детей

15.40-18.30 (19.00)

Дома

Прогулка

18.30-19.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

19.15 (19.00)-20.45 (21.00)

Укладывание, ночной сон

20.45(21.00)-6.30 (7.30)

Сетка занятий

на 2015/2016 учебный год

Понедельник

  1. Художественно-эстетическое развитие

      Конструирование                                                                                          9.00-9.25                                                 2. Речевое развитие

   Чтение художественной литературы ./Подготовка к обучению грамоте  9.35-10.00

  3.Физическое развитие                                                                                             Физическая культура                                                                                      10.40-11.05

Вторник

1. Речевое развитие

   Развитие речи                                                                                             9.00-9.25

2. Физическое развитие                                                                           

   Физическая культура                                                                                10.45-11.15

3. Познавательное развитие

    Мордовия                                                                                                  15.30-15.55

Среда

1.Познавательное развитие

   ФЭМП                                                                                                           9.00-9.25                      2.Речевое развитие

   Развитие речи                                                                                               9.35-10.00                                                                                                                                                     3.Физическое развитие на свежем воздухе

Четверг

1.Художественно-эстетическое развитие

   Рисование                                                                                                     9.00-9.25

2. Художественно-эстетическое развитие 

   Музыка                                                                                                         10.40-11.05

Пятница

1. Познавательное развитие

Социальный мир/Природный мир                                                               9.00-9.25

2. Художественно-эстетическое развитие

Лепка/Аппликация                                                                                         9.35-10.00

3. Художественно-эстетическое развитие

   Музыка                                                                                                         15.45-16.10

Организация двигательного режима в старшей группе детей 5-6 лет

Формы организации

особенности организации

Длительность в минутах

физкультурно-оздоровительная работа

утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале

7-10

физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости

3-5

двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз

Ежедневно

7-10

подвижные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно во время прогулки,  подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей

25-30

индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки

12-15

прогулки-походы. Проведение диагностики физического развития на площадке ОУ

2 раза в год

30

оздоровительный  бег

Ежедневно во время утренней гимнастики

1-1,5 мин.

гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

не более 10 мин.

корригирующая гимнастика

подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю

15

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и хореографии

3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня (1 раз на свежем воздухе)

25

самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей

40-60

физкультурно-массовая работа

неделя здоровья

зимой и весной

2 раза в год

физкультурные развлечения

1 раз в месяц по второй половине дня

25-30 минут

физкультурно-спортивные праздники

3 раза в год

40 минут

участие родителей в  физкультурно-оздоровительных мероприятиях

 во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми

http://dou75.ru/45/images/stories/kartinki/1.gif

  3.3 Перечень методических пособий.

Направление развития

Программы

Технологии и методики

1

Социально- коммуникативное развитие

Князева О.Л.        «Я-ты-мы»; М.:Просвещение, 2008;

Комарова Т.С.

Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду»; М.: Мозаика-Синтез, 2007;

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2007;

Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. 

Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

2

Познавательное развитие

Дыбина О.В., «Ребенок в мире поиска», программа ДОУ, М.Т.Ц. Сфера 2014;


Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. – М., 1997.

Ерофеева Т. Изучение возможностей интеллектуального развития ребенка в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 1994.

Ерофеева Т. Изучение подходов к организации вариативного обучения детей дошкольного возраста (на материале обучения математике) // Проблемы дошкольного образования: Материалы научной конференции. – М., 1994.

Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошк. воспитание. – 1996. - № 2. – С. 17.

Ерофеева Т. Психолого-педагогическое изучение особенностей организации занятий с детьми в условиях вариативного обучения // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. – Шадринск, 1992.

Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

3

Речевое развитие

Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.


«Расти счастливым». Программа социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста. – Барнаул: АКИПКРО, 2002.


  • Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1998.

  • Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001.

  • Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 1997.

  • Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3 – 6 лет. – М.: «Генезис», 2002.

  • Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

  • Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –ООО издательство «Речь», 2000.

  • Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

  • Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. статей. СПб. «Детство – Пресс», 2001.

  • Белоусова Л.Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Игры и занятия для детей дошкольного возраста с использованием картинок – обводок: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003.

  • Буре Р.С. Как поступают друзья? Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно – наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5 – 7 лет / Худ. П.Ю. Благов. – СПб.: «Детство – Пресс», 2004

  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение. 1990.

  • Гербова В.В. Развитие речи. 4 – 6 лет. Учебно – наглядное пособие. – М.: Владос, 2003.

  • Занятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1999. 

  • Астафьева Е.О Играем, читаем, пишем: Методическое пособие – конспект /Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство – Пресс, 1999.

  • Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «Детство _ Пресс», 2005

  • Захарова Ю.А. Тетрадь для штриховки (5 – 6 лет). – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.

  • Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2001.


Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели… Игры, занятия, песни, потешки для детей дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. «Детство – Пресс», 2001.

4

Художественно-эстетическое развитие

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей               2-7лет», «цветник ладошки», М.; Карапуз-дидактика, 2007;

Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер для детей 5-7 лет», М.Т.Ц .Сфера, 2012;

Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001.

Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.

Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях).

Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. – М. МИПКРО, 2001.

Серия «Искусство - детям!» в издательстве «Мозаика-синтез».

5

Физическое развитие

Алямовская В.Г. Программа «Здоровье», Н .Новгород 1993,


  1. Комплексная: «Детство»:
     Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И.Бабаева.

  2. Программа «Здоровье»
     - В.Г.Алямовская

  3. «Театр физического воспитания дошкольников» Н.Н. Ефименко

  4. «СА – ФИ- ДАНСЕ» -Ж.Е. Фирилева

  5. Социально – оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» -Ю.Ф.Знамовский

  6. «Здоровьеформирующее физическое развитие» И.К.Шилкова, А.С. Большов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...