Консультация для воспитателей
консультация по теме

Утина Наталья Павловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

№ 35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Методика пересказа

литературных произведений»

Подготовила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2016г.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

  • Воспитание звуковой культуры речи
  • Словарная работа
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи

Сегодня мы поговорим о развитии связной речи. А именно о пересказе.

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи.

Как вы думаете это сложная деятельность?

Да, т.к. в ходе данной деятельности активно участвуют такие психические процессы как, мышление, память, воображение.

Задачи педагога по обучению дошкольников пересказу:

  • учить детей связно,  живо, выразительно пересказывать литературные произведения,
  • рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не торопясь, помогая подбирать нужные слова, выражения,
  • развивать образную речь

Подскажите, какие виды пересказов существуют в детском саду:

  • Подробный или близкий к тексту,
  • Краткий или сжатый,
  • Выборочный,
  • С перестройкой текста, от лица разных героев,
  • С творческими дополнениями (придумать например, начало или конец)

Какой вид пересказа  в основном используется в детском саду? (близкий к тексту)

Почему? (т.к. он легче других)

Скажите, все ли литературные произведения можно брать для пересказа? Нет!

Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров:

  • рассказ и описание,
  • народную и авторскую сказку.

Давайте вспомним, какие существуют требования к отбору детских произведений для пересказа:

  • доступные  по содержанию (знакомые герои, персонажи)
  • доступные по объёму
  • написанные в прозе
  • имеющие воспитательную ценность (учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу).
  • динамичные, с хорошо выраженной последовательностью действий
  • написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм (не содержащие причастных и деепричастных оборотов).

С какого возраста мы может использовать пересказ? (с 3г.ж.)

Существует определенная методика обучения детей пересказу.

В разных возрастных группах методика имеет как общие, так и специфические особенности:

- 3г.ж. – дети рассказывают  вместе со взрослым: отвечают на его вопросы или договаривают отдельные слова (посадил дед …) или используют подсказывающие вопросы (жили – были… Кто жили - были?). Короткие, знакомые сказки. Положительную оценку дает взрослый.

- 4г.ж. –  пересказывают совместно с  воспитателем. Используют рассказы и сказки, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), драматизируют произведение с помощью игрушек, настольного театра,  кукольного, теневого, картинок на фланелеграфе. Положительную оценку дает взрослый.

- 5 г.ж. – пересказывают самостоятельно сначала знакомые произведения, затем и новые тексты.  Перед пересказом обязательно проводится беседа, наводящие вопросы, оцениваются характер и поступки героев. Пересказ начинает педагог, ребенок продолжает.  Воспитатель использует подсказ нужных слов, фраз, вопросы. Привлекают внимание детей к языку, к средствам выразительности. Оценку пересказу дает воспитатель, отмечает положительное и недостатки.

- 6г.ж. – применяется план пересказа (или данный воспитателем или предложенный детьми), если рассказ большой по объему, применяется пересказ по частям, по ролям. К оценке привлекаются дети: выделяют достоинства и ошибки.

- 7 г.ж. – наряду с повествовательными рассказами, вводятся рассказы-описания. Вводится пересказ от лица главного героя. Применяется выборочный пересказ, придумывание продолжения, сочинения по аналогии с прочитанным. Оценку пересказам дают дети, отмечают пропуски, соотносят пересказ с текстом, отмечают выразительность.

Давайте разберем структуру занятия по пересказу:

  1. Вводная  часть

(мотивация, интерес к воспроизведению текста – это небольшая беседа, загадка, наблюдение)

  1. Первичное чтение произведения.

(воспитатель сообщает название произведения, автора, читает текст без установки о пересказе, с целью целостного восприятия произведения)

Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

  1. Беседа по содержанию прочитанного

(с целью анализа текста, тщательно продумывая вопросы. Вопросов не должно быть слишком много, чтобы дети запомнили последовательность изложения. Объяснение трудных слов, фраз.  Передача интонационной выразительности, общего тона пересказа)

  1. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ («Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым).
  2. Пауза  - несколько секунд (для запоминания текста).
  3. Пересказы детей (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка) .

(могут использоваться схемы, модели, план пересказа – сначала расскажите о …, затем как …, не забудьте рассказать о таком то герое…, в конце отметьте… )

  1. Заключительная часть.  Анализ пересказа. Анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется… », «Я советую Сереже… », «А может быть, лучше… »

К детским пересказам тоже предъявляются определенные требования:

  • Осмысленность, т.е. понимание текста
  • Полнота передачи (отсутствие пропусков)
  • Последовательность и связанность
  • Использование в пересказе оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимов
  • Выразительность, фонематическая правильность речи, культура поведения во время пересказа

Для овладения пересказом необходимо научить детей:

  • Внимательно слушать произведение
  • Понять его основное содержание
  • Запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста
  • Осмысленно и связно передать текст.

Для успешного пересказа необходима предварительная работа:

  • Обогащение детского опыта через наблюдения,
  • Рассматривание картин
  • Бесед
  • Объяснение незнакомых слов до чтения
  • Рисование, лепка, аппликация после первичного ознакомления с произведением

 

Приемы обучения пересказу:

  • Беседа
  • Загадки
  • Образец чтения произведения
  • Объяснение
  • Индивидуальные и хоровые проговаривания
  • Подсказ слов, фраз воспитателем
  • Совместный пересказ педагога и ребенка
  • Игра-драматизация
  • Пересказ от первого лица или лица героя

Литература

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
  2. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М.: Просвещение, 1970. –148с
  3. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М., Просвещение, 1981. –255с
  1. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1976.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. - М., 1972
  3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. –368с.
  4. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников

№35 «Цветик-семицветик»

Консультация для воспитателей

«Требования к содержанию и наполнению центра изобразительного творчества в разных возрастных группах»

Составила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2015г.

В детском саду должны быть созданы условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей вне занятий. Для этого в группах оборудуются центры (уголки) изодеятельности.

Этому центру/уголку отводится хорошо освещенная часть групповой комнаты, по возможности удаленная от игрового уголка.

Обязательное условие - высокая культура оформления, эстетичность центра. Может быть хозяин уголка. Варианты оформления центров.

Оборудование и материалы:

  • Мебель
  • стол,
  • мольберт,
  • доска для демонстрации детских работ,
  • Технические средства
  • наборы цветных карандашей;
  • простые карандаши
  • наборы фломастеров;
  • гуашь;
  • акварель;
  • цветные восковые мелки и т.п.;
  • пластилин, глина;
  • школьные мелки
  • уголь
  • сангина
  • пастель
  • витражные краски и др.

  • Оборудование
  • подставки
  • кисточки  - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; 
  • баночки для промывания ворса кисти от краски;
  • палитры
  • бумага для рисования разного формата, фактуры;
  • салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти;
  • губки из поролона; с
  • салфетки для рук;
  • доски для лепки;
  • стеки;
  • большие клеёнки для покрытия столов;
  • навесные валики с рулонами бумаги;
  • Тычки, ватные палочки, расчески, зубные щетки, нитки
  • Трафареты, обводки
  • наборы для творчества (контейнеры с бусинами, пайетками, бисером, крупы, зерна кофе, горох, соломинки)
  • ножницы
  • клей

  • Дидактический материал
  • Раскраски с образцами. Тематические раскраски.
  • Образцы декоративно-прикладного искусства, иллюстрации и альбомы для рассматривания (волшебная береста, городецкая роспись, богородская игрушка, урало-сибирская роспись, гель, хохлома и т. д.)
  • Репродукции картин, скульптуры малых форм.
  • Схемы последовательного рисования предметов (технологические карты) .
  • карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги, глины, и других материалов.
  • Дидактические игры для развития изобразительных навыков.
  • Альбом с разнообразным природным ландшафтом в разное время года и суток.
  • Выставка детских работ (работы детские д/б подписаны Ф.И. ребенка, дата)
  • Консультации для родителей (источник)

Наполнение центра/уголка  изо деятельности

1-МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Цветные карандаши 4-х основных цветов, лучше треугольные
  • фломастеры,
  •  мелки,
  • трафареты,
  •  пластилин,
  •  формочки для лепки,
  • бумага для рисования,
  • гуашь
  • кисти
  • палитра
  • печатки,
  • ватные палочки.

2-МЛАДШАЯ ГРУППА

  • Карандаши – 6-ти цветов (красный, синий, зеленый, желтый и черный); в младших группах карандаши должны быть круглыми.
  • Гуашь   в  наборе,
  •   кисти для рисования  .№9,10, 12.  
  • кисти клея;
  • Подставка  для   кистей
  • Баночки для воды, краски, клея;  
  • салфетки,  
  • бумага  цветная  и   белая,   целый альбомный  лист  и   половина,   бумага  цветная - голубая, серая, розовая,   зеленая,   синяя, желтая.  
  • глина,   пластилин,  
  •  стеки  
  • дощечки,  
  • силуэты  и   трафареты   предметов    округлых  форм: грибы,   неваляшки,   яблоко, ягоды,   овощи  и   т.д.,   трафареты   одежды и народных игрушек.
  •  народные игрушки (дымковская, филимоновская, матрешки);
  • произведения, иллюстрации с фольклорными произведениями (Ю.Васнецова);
  • скульптуры малых форм;

СРЕДНЯЯ  ГРУППА

То же, что во 2-младшей   и  дополнительно:

  • Карандаши – 12-ти цветов
  • контуры  домиков,   кукол   разного   размера,   овощи,   фрукты, трафареты  листьев,   одежды,   игрушек,
  •  народно-прикладное искусство (дымковские, филимоновские игрушки, городецкая роспись с   элементами   росписи
  •  Иллюстрации   по   сказкам  в   соответствии   с   тематикой данной   группы,  
  •  книжки   раскраски   предметные,  
  • муляжи овощей,   фруктов,  
  • дидактические   игры  на   закрепление цвета  и   формы.
  • репродукции произведений живописи,
  •  скульптура малой формы;
  • шаблоны, трафареты, силуэты, штампы;
  • книги раскрасок;
  •  пластилин, глина, стеки, дощечки для лепки

СТАРШАЯ    ГРУППА

Дополнительно:

  • Карандаши – 18-ти цветов
  • Простой карандаш
  • Бумага  разного   размера,   формы,   фактуры  и   цвета.
  •  Трафареты   посуды,   овощей,   фруктов.  
  • Силуэты  животных, птиц   и человека.
  •  Керамические   изделия.
  • Предметы  декоративно-прикладного   искусства   с   элементами росписи  (Городец, Полхов-Майдан,  матрешки, бирюльки, богородская игрушка)
  • репродукции произведений живописи,
  • книжная графика,
  • Скульптуры   малых   форм.
  • Муляжи   овощей',   фруктов,   ягод,  
  • образцы  воспитателей   на занятии.
  • Книги   для  раскрашивания   (сюжетные).
  • Иллюстрации по   сказкам, по   временам   года,   выполненные   в  разной    манере   исполнения.
  • Дидактические   игры.  
  • Тематические   папки   с   работами  детей в  самостоятельной   деятельности.
  • гуашь,   акварель-18 цветов,  
  •  сангина,  цветные  восковые   мелки,   фломастеры,  
  • кисти № 12-14,  
  • палитры,
  • пластилин,  
  • стеки,  
  • мозаика,  
  • макеты декораций.
  • картинки   по   временам  года

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА

Дополнительно:

  • Карандаши – 24-х цветов
  • Акварельные краски- 24 цветов
  • Палитры,
  • Мягкие графитные карандаши
  • Кисточки № 1—8 — тонкие, № 8—16 — толстые.
  • Подставка  для натуры
  • Точилка
  • Ластик
  • народное декоративно-прикладное искусство (хохломская, жостовская, гжельская, городецкая росписи),
  • репродукции произведений живописи,
  • скульптуры малой формы;
  • художественные альбомы;
  •  таблицы со схематическим изображением предметов;
  • слайды, художественные фотографии;
  • шаблоны, линейки, трафареты, силуэты;
  • книги раскрасок;
  • дидактические игры («Дорисуй», «Найди такой же», «Какого цвета?», «Радуга»);

Особое место занимает выставка детского творчества. Она должна быть в каждой группе. Непременно в изо уголке должна быть «полочка красоты», на которой выставляются произведения искусства, малые скульптурные композиции.

Литература:

  1. В.А.Еликеева, Н.П.Сакулина «Методика обучения рисованию и лепке в детском саду»
  2. Т.Н.Доронова «Развитие детей от 3до 5 лет в изобразительной деятельности»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...