Воспитание патриотизма в игровой деятельности детей (из опыта работы)
материал по теме

Максименко Галина Николаевна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма

 в игровой деятельности детей

 (из опыта работы)

                                                Воспитатель:

                                                Максименко Г.Н.

(подготовительная группа №8)

                                               

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране, к культуре родного народа.

Проведя диагностику по данному разделу, мы сделали вывод, что основная масса детей показала высокий и средний уровень развития и лишь один ребенок (новенький в нашей группе) низкий уровень. Но работа в этом направлении ведется, и к концу учебного года мы надеемся достичь более высоких результатов.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта ребенка. Для формирования этих чувств у ребенка мы использовали различные методы и приемы.

 Мы провели анкетирование среди родителей и выяснили, какие вопросы их интересуют, какие проблемы существуют и как совместно можно их решить. Основываясь на этих данных, мы определили приемлемые формы работы по данному направлению. Так как ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Мы в работе по воспитанию патриотических чувств у детей  за основу взяли игру.

Совместно с родителями организовали выставку на тему: «Моя любимая игрушка и любимая игрушка моих родителей». Нас порадовало то, что активное участие в этой выставке принимали не только дети, мамы и папы, но и бабушки, дедушки. Дети принесли свои любимые игрушки, с удовольствием рассказывали о них, менялись, организовывали игры с ними. Также дети рассказывали об игрушках своих родителей, как они с ними играли, у многих родителей любимые игрушки были потеряны, но воспоминания, чувства любви и тепла к ним остались. Остались  фотографии на которых мамы, папы, бабушки и дедушки изображены со своими любимыми игрушками. Взрослые с удовольствием принесли эти фотографии на выставку и поделились своими чувствами с детьми.

По завершению выставки мы организовали конкурс рисунков на тему

« Моя любимая игрушка».

Также в рамках проектного метода мы работали над темой «Игра и игрушка в жизни детей». Большой раздел был отведен народной игрушке. Мы организовали поход в лесничество «Лосиный остров». Там дети смогли увидеть русскую избу и ее убранство, русскую печь, как спали на печи, лоскутное одеяло, прялку и как на ней пряли, как стирали белье, из какой посуды ели (чугунок, горшок), кочергу, ухват и конечно народные игрушки, в которые играли наши предки. У детей осталась масса положительных впечатлений и памятных фотографий, рассматривая которые они каждый раз будут испытывать чувство гордости за богатейшие культурные традиции нашего народа.

Гуляя по Лосиному острову на полянах дети с удовольствие играли в народные подвижные игры «Салки», «У медведя во бору» «Гуси – лебеди», игры экологической направленности «Узнай дерево по листьям», «С чьей ветки детки» и другие.

 Тему народной игрушки мы прослеживаем в течение всего учебного года. На занятиях и в свободное время. Проводим беседы с детьми, знакомим с народными промыслами, рисуем узоры, раскрашиваем силуэты игрушек, лепим игрушки, посуду из соленого теста, а затем раскрашиваем их различными узорами, рассматриваем иллюстрации и конечно играем с матрешкой, в кольцеброс, деревянные игрушки «Заяц на лыжах», «Медведь», в тряпичные куклы.

В нашей группе имеется несколько видов театра: настольный театр, пальчиковый, би-ба-бо. Дети с большим желанием в самостоятельной игровой деятельности организуют представления по сюжетам русских народных сказок. Одним из любимейших кукольных героев стал Петрушка, который с давних времен выступал на ярмарках, разыгрывал различные представления, являлся русским народным героем, балагуром и весельчаком. В своих диалогах дети часто используют краткие поучения – пословицы: «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Семеро одного не ждут». Русские народные сказки, пословицы, поговорки являются одним из ярких примеров трудолюбия, справедливости, мудрости и таланта русского народа. Дети испытывают огромную любовь и симпатию к русским народным сказкам и их героям.

           Мы рекомендовали родителям нашей группы совершить семейный маршрут по памятным местам города, посетить различные музеи, выставки, театры. Многие родители с удовольствием откликнулись на данное предложение. После посещения выставок дети приносили фотографии, буклеты, проспекты. Самым запоминающимся стал рассказ Максима В. о посещении с. Бородино. Максим принес солдатиков в военной форме 1812 года и с восторгом поделился своими впечатлениями об увиденном. Дети с большим интересом рассматривали солдатиков, игрушечные пушки. В их глазах был виден интерес к прошлому нашего народа и гордость за победу в этой войне.

Решая задачу выходного дня  «чем занять ребенка в выходной» мы познакомили родителей с некоторыми играми, в которые дети играют в группе. Это игры на развитие мелкой моторики: «Выложи из палочек флаг», «Раскрась герб России», «Раскрась флаг России». Интеллектуальные игры: разгадай кроссворд (кроссворд можно составить самим на знание членов семьи, на знание имен родственников).  Также существует много настольных игр «Я шагаю по Москве», «Московский кремль». Цель этих игр обобщить знания детей о городе, в котором они живут, познакомить с особенностями и достопримечательностями, закрепить представление об истории родного города.

Одними из любимейших игр у детей являются сюжетно-ролевые игры. Наблюдая за играми  «Мы солдаты» или «Моряки»,  мы заметили что патриотические чувства прослеживаются на протяжении всей игры. Дети защищают свой дом, свою семью, лечат во время ранений, проявляют чувства любви и заботы.

 Во время игры «По Москве» дети строят автобусы, машины, метро «ездят»  по городу, объявляют знакомые остановки, объясняют, как добраться до того или иного места, просят объяснить как проехать или пройти. Учатся правилам поведения в общественном транспорте, уступают место, не толкаются, не кричат и т.д.

Из этих игр мы поняли, что дети любят свой город, стремятся узнать его еще больше, и поделиться своей любовью с окружающими.

Через игру «Путешествие» дети пытаются поделиться с друзьями увиденным во время поездок с родителями в другие города. В игре дети используют сувениры, ракушки, игрушки купленные во время поездок. Рассказывая о поездках друзьям, они формируют интерес к своей стране.

Самой любимой игрой является «Семья». В эту игру дети приносят все впечатления из реальной жизни свих близких, своей семьи. И здесь наша задача сформировать чувство любви и заботы как к старшему, так и к младшему поколению.

Мы считаем, что человек начинается с детства.  Так как ведущим видом деятельно у детей дошкольного возраста является игра, то через различные виды игр мы можем воспитать у детей чувство любви к семье, к детскому саду, к друзьям, к родному городу, к стране и желание жить в мире.