Картотека "Арифметических игр" для ДОУ
картотека на тему

Игры направлены на развитие навыков счета, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arifmeticheskie_igry.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

✵✵✵✵✵✵✵✵✵✵✵✵       Арифметические игры


                                                                              Семейный разговор                                  Развивает речь

  • Разговор о семьях предоставляет маленьким детям возможность познакомиться с различными разновидностями семей.
  • Проскандируйте следующий стишок:

Сколько  людей живет в твоей квартире?

Сколько  людей живет в твоей квартире?

Ты  можешь сосчитать их?

Ты можешь сосчитать их?  

Сколько  людей живет в твоей квартире?

  • Попросите  каждого ребенка (но только без нажима, по его собственной воле) сообщить такую информацию о своей семье.
  • Пока данный ребенок называет родственников и других людей которые живут в его квартире или доме, пусть остальные дети подсчитывают  вместе с ним.

                                                                                      Веселые числа                             Развивает знание чисел

  • Напишите на карточке или на листе бумаги число.
  • Приготовьте одну карточку на каждое число от единицы до десяти.
  • Раздайте указанные карточки детям.
  • Спойте детям нижеследующий текст, воспользовавшись какой-нибудь хорошо знакомой им мелодией, или просто проскандируйте его.

Где же два? Где же два? (ребенок с числом «два» поднимает его вверх)

Вот ты где, вот ты где. Мы так рады тебя видеть,

Мы так рады тебя видеть, убегай, убегай.

  • Продолжайте то же самое с другими числами.
  • При работе с группой маленьких детей начинайте с единицы и переходите затем к последующим числам строго в порядке возрастания.
  • При работе с группой старших детей пропевайте числа в произвольном порядке таким образом, чтобы дети не знали, какое число им ожидать в качестве следующего.

Веселый плюшевый мишка

Обучает навыкам счета

  • Пусть дети вообразят, что каждому ребенку, находящемуся в комнате, нужно дать плюшевого мишку.
  • Сделайте схематический рисунок или список; указав в нем имя каждого ребенка.
  • Позвольте самим детям подсчитать, сколько понадобится плюшевых мишек, чтобы каждому достался свой медвежонок.
  • -Попросите их добавить еще по одному медвежонку для каждого из воспитателей или взрослых.

Подсчет карманов

Развивает  навыки счета

  • Попросите, чтобы дети внимательно осмотрели свою одежду.
  • Попросите каждого ребенка подсчитать количество карманов, которые имеются у пего или у нее.
  • Каждый ребенок говорит остальным детям, сколько у него или у нее карманов.
  • Теперь дети решают, у какого ребенка больше всего карманов.
  • Затем они определяют, у каких детей одинаковое количество карманов.
  • Наконец, они выясняют, сколько детей имеют одинаковое количество карманов.

Давайте подсчитаем

Развивает  навыки счета

  • Это превосходная игра, в которую есть смысл поиграть, когда в вашем распоряжении имеется только несколько минут.
  •  Пусть дети подсчитают что угодно.

Сколько детей носит что-то синее?

Сколько окон в этой комнате?

Сколько детей пришло в белых носках?

  •  Каждый раз, когда вы задаете вопрос, дети, чтобы найти ответ, громко ведут подсчет вслух.

Каждый третий садится

Обучает навыкам счета

  • Попросите, чтобы дети построились в кружок.  Велите им рассчитаться на тройки.
  •  Каждый ребенок, который произносит число «три», садится на стул или на пол.
  •  С детьми, которые все еще остаются стоять, снова рассчитайтесь на тройки,  причем каждый третий вновь выбывает.
  •  Продолжайте играть до тех пор, пока останется стоять меньше трех детей
  • Эта игра дает хорошую возможность попрактиковаться в счете.

Подсчеты на собственном теле

Учит знать части своего тела

  • Вместе с детьми займитесь подсчетом частей тела.
  • Назовите какую-то часть тела.
  • Когда все дети нашли эту часть на своем теле, подсчитайте вместе с ними, сколько этих частей всего.
  • Позвольте детям по очереди называть разные части тела.
  • В этой игре очень популярны такие части тела, как руки, пальцы рук, колени, пальцы ног, уши и локти.

                                                          Музыкальная математика                           Развивает умение слушать

  • Эта игра — прекрасное упражнение в счете.
  •  Спойте детям следующий ниже текст, воспользовавшись какой-нибудь хорошо знакомой им мелодией, или просто проскандируйте его. При этом последовательно или вразбивку изменяйте слова, давая тем самым «количественные» указания, сколько раз нужно выполнить соответствующее действие.

Если ты счастлив и знаешь это,

Хлопни в ладоши два раза...

Если ты счастлив и знаешь это,

Прыгни на месте два раза...

Если ты счастлив и знаешь это,

Нагнись два раза, присядь два раза...

  • Старшим детям давайте более сложные указания.

                              Четыре зернышка                       Развивает умение координацию движений

  • Выберите по одному ребенку, которые будут соответственно мышью, вороной, гнилушкой и растушкой.
  • По мере чтения стихотворения указывайте пальцем на каждого ребенка.

Четыре зернышка в лунке лежат. Четыре зернышка в лунке лежат.

Одно — для мышки, чтобы сжевала,

Одно — для вороны, чтобы склевала,

Одно — для гнилушки, чтобы гнить,

И одно — для растушки, чтобы жить.

  • Рассказав стихотворение, посчитайте этих же детей еще раз, держа вначале вытянутыми четыре пальца и убирая их по одному.
  • Повторите то же самое с другими детьми.
  • Можно увеличить число «четыре» на «пять», «шесть» и т. д., добавляя, соответственно, строчки для, например, хомяка, воробья и проч.

Считайте вместе со мной

Развивает навыки счета

  • Следующее стихотворение предлагает игровой способ обучения счету.
  • -Выставляйте один, два и три пальца каждый раз, когда вы говорите «один, два, три».

Считай со мной и смотри: один, два, три. Три маленьких щенка

Нам встретились пока. Считай со мной и смотри: один, два, три.

Трое поросят

Выстроились в ряд.

Считай со мной и смотри: один, два, три.

Трое желтых утят выстроились в ряд...

Три бурых медвежонка

Запачкали пеленки... и т. д.

                                           Одна картошка               Обучает весело и с пользой проводить время с друзьями

  • Эта популярная игра на развитие счета много лет пользовалась успехом у детей в англоязычных странах.
  • Рассадите детей в круг.
  • Попросите их сжать обе руки в кулачки и держать кулачки перед собой.
  • Выберите водящего, который должен прикасаться к каждому кулачку, а все дети тем временем хором говорят: «Одна картошка, две картошки, три картошки, четыре. Пять картошек, шесть картошек, семь картошек, проверим»
  • Тот кулачок, на который придется слово «проверим», должен быть спрятан соответствующим ребенком за спину.
  • Игру начинают снова и продолжают до тех пор, пока остается всего один кулачок.
  • Его обладатель становится водящим для следующего раунда данной игры.

Пятерка, разойдись

Развивает мышление

  • Проводите эту игру с группой из пяти детей.
  • Дайте каждому ребенку карточку с написанным на ней единственным числом.
  • В совокупности у детей должны иметься все числа от единицы до пяти.
  • Покажите детям, как выстроиться в шеренгу в порядке возрастания чисел.
  • Первым разместите ребенка с карточкой, на которой указана единица.
  • Попросите ребенка с карточкой, где написано число «два», встать рядом с тем ребенком, кому досталась единица.
  • Продолжайте до тех пор, пока вся группа не выстроится в шеренгу по порядку номеров.
  • Скомандуйте «разойдитесь».
  • Велите детям по этой команде разбежаться в разные стороны.
  • Скомандуйте «постройтесь».
  • Предоставьте детям возможность попробовать самим построиться в порядке возрастания номеров.
  • Для старших детей можете усложнить данную игру, велев детям после того, как они разбежались, обменяться между собой карточками (чтобы они строились по новым номерам, а не так, как стояли раньше).
  • Можно также усложнить игру, увеличив численность группы.

                                                                              Зоопарк                                       Развивает навыки счета

  • Попробуйте данную игру, в которой используются пальцы и движения, рассматривая ее как хорошее развлечение для детей, сочетающееся с обучением счету.

Один, один, один,

В зоопарк я недавно ходил.(поднимите один палец)

Два, два, два,

Кенгуру я увидел сперва.(держите два пальца) ;

Три, три, три,

А вот шимпанзе, посмотри.

(держите три пальца)

Четыре, четыре, четыре,

Львы сильнее всех в мире:(держите четыре пальца)

Пять, пять, пять,

Тюлени ныряют опять.(держите пять пальцев)

  • Можно попросить детей, чтобы параллельно с чтением они изображали животных, о которых идет речь в данном стихотворении.

                                                                    Что это за число?                    Обучает распознаванию чисел

  • Возьмите обычную колоду игральных карт. Покажите их одну за другой детям.
  • Опознавайте вместе с детьми, какое число
  • стоит на каждой карте.
  • Покажите им отобранные десять карт — от единицы (туза) до десятки.
  • Дайте каждому ребенку одну карту.
  • Попросите, чтобы дети выстроились в шеренгу, соблюдая порядок возрастания номеров (чисел).
  • Соберите розданные карты.
  • Произвольно раздайте их детям таким образом, чтобы каждому ребенку досталась по возможности другая карта.
  • Позвольте детям снова расположиться в правильном порядке, т.е. по возрастанию номеров.

                                                               Веселое вычитание                        Обучает счету в обратном порядке

  • Детям нравится слушать и самим скандировать следующее стихотворение:

Пять обезьянок в кровати скакали,

Одна подскочила неловко,

И сразу с кровати, бедняжка, упала

И сильно ушибла головку.

Пришла тетя-врач и сказала:

«Друзья, Скакать обезьянкам в кровати нельзя».

Четыре обезьянки... и т. д.

Одна обезьянка в кровати скакала,

 Она подскочила неловко,

И сразу с кровати, бедняжка, упала

И сильно ушибла головку.

Пришла тетя-врач и сказала опять:

«Друзья, не пора ли ложиться вам спать? I»

  • Вот еще один пример слегка измененной старинной песенки:

Двенадцать поросят

Пошли купаться в море,

Пошли купаться в море.

Резвиться на просторе.

Один из них утоп,

Ему готовят гроб,

И вот вам результат —

Одиннадцать поросят.

Одиннадцать поросят... и т. д.

Один поросеночек

Пошел купаться в море,

Пошел купаться в море,  

Резвиться на просторе.

На море он женился

И тут же расплодился,

И вот вам результат —

Двенадцать поросят.

  • После чего песенку повторяют сначала.

Подсчет слов

Развивает умение слушать

  • Попросите детей подсчитать, сколько раз появляется в какой-либо песне или стихотворении некое конкретное слово.
  • Можете использовать любые тексты из этой книги или всякие хорошо или не очень хорошо известные детям стишки или песенки. Вы должны исполнять их, а дети — про себя считать.
  • -Если ответы детей окажутся разными, следует повторить исполнение соответствующего стишка или песни.

                                                             Пять маленьких детишек                      Развивает умение рифмовать

  • Расскажите детям следующее стихотворение, позволяя им хором заполнять пропущенные слова.

Пять маленьких детишек напились вдруг кефира.

Один пошел гулять, осталось их ________________.

Четверо детишек пускали пузыри,

Один пошел на улицу, осталось только ___________.

Три маленьких ребенка пошли играть в слова,

Один пошел на кухню, осталось только ___________.

Два маленьких ребенка делили апельсин,

Один домой отправился, остался лишь ___________.

Один ребенок маленький играет без друзей.

Пойдемте, одинокому поможем поскорей.

  • Можете также воспользоваться приведенным недавно стихотворением про двенадцать поросят, попросив детей хором подсказывать следующее число после слов «И вот вам результат», — это будет полезно для развития навыков счета в обратном направлении.

                                                            Десять пушистых цыплят                       Развивает  навыки счета

  • Вот пример хорошей манипуляционной игры с применением пальцев и телодвижений, которая идеальна, если в вашем распоряжении имеется всего несколько минут.

Пять яиц (растопырьте пять пальцев)

И пять яиц — (растопырьте еще пять пальцев)

Это будет десять.

Курица на них сидела (изобразите, что сидите на яйцах)

Чуть не целый месяц.

Куд-куда, куд-куда,

Что я вижу? Вот беда!

Все пушистые цыплята.

Разбежались кто куда.

Где же, где же весь десяток(покажите обе руки с пальцами)

Моих желтеньких ребяток?

Число три

Обучает знанию чисел

  • Хлопайте в ладоши и громко считайте вслух: «Один, два, три».
  • Попросите детей, чтобы они хлопали и считали вместе с вами: «Один, два, три».
  • Попросите затем детей, чтобы они три раза подвигали различными частями своего тела и при этом каждый раз громко считали вслух, когда двигают чем-либо.

Откройте и закройте свои глаза три раза

Цокните языком три раза

Покачайте головой три раза

Прыгните три раза

Сделайте три шага вперед и затем назад

  • Придумайте другие движения тела.
  • Поиграйте в эту игру, используя любое другое количество движений.

                                             Допрыгни до числа                      Развивает моторные  навыки

  • Поместите на пол прямолинейный отрезок клейкой ленты. Этот отрезок должен иметь длину не меньше метра.
  •  Изготовьте карточки, указав на каждой из них одно, число.
  •  Расположите их последовательно на прямолинейном куске ленты.
  • Давайте поочередно указания одному ребенку за раз, например: «Скачи на одной ножке до числа "три"». «Прыгни до числа "семь"» и т. д.
  • Когда дети поймут, каким образом следует играть в данную игру, позвольте им самим давать указания друг другу

                                                                        Три маленькие рыбки                          Развивает  навыки счета

  • Разделите детей на группы по три ребенка в каждой.
  • Продекламируйте нижеследующее стихотворение и выполняйте соответствующие действия:

Три маленькие рыбки играются в воде,

Играются в воде, купаются в воде,

Три маленькие рыбки купаются в воде,

Буль-буль, буль-буль, буль-буль, Хлюп!

  • При слове «хлюп»
  • один из детей в составе каждой группы падает на пол или на землю..
  • Теперь повторите данный стишок в варианте «Две маленькие рыбки...».
  • Наконец, повторите его таким образом: «Вот маленькая рыбка играется в воде» и т. д.

                                          Пять булок со смородиной                             Обучает вычитанию

  • Выберите пять детей, которым предстоит быть булочками со смородиной.
  • Попросите, чтобы они сели на пол, образуя ряд.
  • Выберите еще пять детей, которым предстоит покупать эти булочки со смородиной.
  • Продекламируйте следующее стихотворение:

Пять булок со смородиной в кондитерской лежат, Большие и красивые, все выстроились в ряд.

Проходит мимо Коленька с монеткой,

чтоб  платить, (или другое имя ребенка)

Кто купит одну булочку и сможет утащить?

  • Один из «покупателей» делает вид, что платит монетку или бумажную денежку.
  • Затем он или она берут одну из «булочек со смородиной» за руку и уводят в другую часть комнаты.
  • Повторите то же самое с остальными четырьмя «булочками со смородиной»

Беззвучный подсчет

Развивает концентрацию

  • Дети садятся на полу, образуя круг.
  • Хлопните четыре раза в ладоши и, по мере того как хлопаете, громко считайте вслух: «Один, два, три, четыре».
  • Попросите детей, чтобы они хлопали и считали вместе с вами.
  • Снова хлопните четыре раза, но на сей раз считайте беззвучно.
  • Двигайте при этом губами таким образом, чтобы дети могли видеть, как вы ведете подсчет, но не могли расслышать слова.
  • Попросите, чтобы дети подражали вам и, как и вы, считали беззвучно.

           Затем проверьте, правильно ли дети подсчитали.

                                                             Стишки с добавлением                                  Обучает сложению

  • Дети обожают оба этих маленьких стишка, рассчитанные на обучение ребят сложению.

Две маленьких собачки обнюхивали двери,

К ним две других прибавились, и стало их четыре.

Вот четверо собачек хотят под дверью сесть,

К ним две других прибавились, и всех их стало шесть.

Шесть маленьких собачек впустить их очень просят,

К ним две других прибавилась, и всех их стало восемь.

Вон восемь собачушек сидят под дверью месяц,

К ним две других прибавились, и всех их стало десять.

Раз птичка-невеличка на дереве сидела.

«Я страшно одинока», — она с тоскою пела.

Летела мимо пташка, решила посидеть,

Теперь в гнезде две птички, им веселее петь.

Две птички-невелички на дереве сидели,

«Мы страшно одиноки», — они с тоскою пели.

Летела мимо пташка, решила посидеть,

Теперь в гнезде три птички, им веселее петь.

  •  Во втором стихотворении продолжайте добавлять по единичке. С младшими детьми остановитесь где-то между тремя и пятью; со старшими детьми дойдите до десяти. После этого продекламируйте им последнюю строфу:

Все маленькие птички на дереве живут,

Вдруг затрещала ветка, сломается вот-вот.

«Ой-ой, — сказали птички, — сейчас, мы упадем».

И тут же все вспорхнули, мы их напрасно ждем.


                                    Падающие листья                           Дает практику вычитания

  • Попросите, чтобы пятеро детей вышли вперед и имитировали, что они — листья, которые летают в воздухе.
  • Продекламируйте следующее стихотворение:

Пять маленьких листочков, веселых и красивых,

Однажды танцевали на тоненькой осине.

Вдруг ветер налетел, по городу пронесся. Фью!

(дуйте наподобие ветра)

Лист один упал, подумав: «Это осень».

(один ребенок кувырком падает на пол)

  • Спросите у группы, сколько листьев осталось.
  • Повторите игру с «четырьмя маленькими листочками» и т. д.

Ложись в постельку

Развивает координацию движения

  • Расскажите детям приведенное ниже стихотворение.
  • Попросите, чтобы они подняли и держали один палец, когда они услышат слово «первая» (про рыбку), два пальца, когда услышат слово «второй» (про фазана), и три — когда услышат слово «третья» (про птицу).

Ложись в постельку первая, золотая рыбка,

Ложись в постель второй, золотой фазан,

Ложись в постельку третья, золотая птица.


Игральные кубики

Развивает  навыки счета

  • Покажите детям, как встряхивать и бросать пару игральных кубиков для игры в кости.
  • Предоставьте каждому ребенку возможность бросить игральные кубики и подсчитать число точек, которые смотрят вверх.
  • -После того как каждому ребенку была предоставлена такая возможность, сыграйте в данную игру снова. Попросите, . чтобы каждый ребенок подсчитал   количество   точек и поднял соответствующее количество пальцев.

Сколько частей тела

Вырабатывает чувство равновесия

  • Попросите детей продемонстрировать, как они умеют передвигаться с помощью каких-нибудь двух частей своего тела (на двух ногах, двух коленях, на одной ноге и одной руке и т. д.).
  • Теперь попросите детей продемонстрировать, как они умеют передвигаться с помощью трех частей своего тела (это могут быть две ноги и одна рука, два колена и один локоть и т. д.).
  • Пусть они попытаются передвигаться на четырех частях тела.
  • Помогите детям опробовать различные способы передвижения с помощью четырех частей тела.
  • А как насчет пяти частей тела?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация " Роль развивающих игрдля детей 3-4 лет"

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека развивающих игрдля детей 2-3 лет

С самого раннего возхраста научить ребёнка можно только играя, при этом развивая его умственные способности....