Главные вкладки

    Картотека пальчиковой гимнастики 2 младшая группа
    картотека (младшая группа) по теме

    Упражнения для детей 2 младшей группы

     

     

    «Прилетели гули» русская народная потешка

     

    Прилетели гули, гули-голубочки.

    Сели на головку, на головку дочке.

    Ты, моя дочка, помаши ладошкой.

    Кыш-кыш-кыш!

    Махать руками, как крылышками.

    Положить руки на голову.

     

    Махать кистями рук, «прогоняя гулю»

     

                                                «Бабушка» И. Каплунова

     

    Бабушка очки надела

    И внучаток разглядела.

     

    -Тики-так, тики-так-

    Так ходики стучат.

    -Туки-так, туки-так-

    Так колеса стучат.

     

     

    -Туки-ток, туки-ток-

    Так стучит молоток.

    Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки».

    Все пальцы собраны в кулачок, указательные пальцы поднять вверх и покачивать ими вправо-влево.

    Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения ладонями от себя, к себе, не отрывая их друг от друга.

    Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачками друг о друга.

     

    «Платочки» И. Каплунова

     

    Мы платочки постираем,

    Крепко-крепко их потрем.

    А потом повыжимаем,

    Очень крепко отожмем.

    А теперь мы все платочки

    Так встряхнем, так встряхнем.

    А теперь платки погладим,

    Мы погладим утюгом.

    А теперь платком помашем

    И с ним весело попляшем.

    Пальцы сжаты в кулаки, тереть кулак о кулак.

    Выполнять движение «выжимаем белье».

     

    Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями вверх-вниз.

    Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной руки по ладони другой.

    Выполнять движение «фонарики».

     

    «Кот Мурлыка» И. Каплунова

     

    Вот он кот Мурлыка ходит,

    Он все за мышкой бродит.

    Мышка, мышка, берегись,

    Смотри коту не попадись.

    «А-а-ам!»

    Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка».

    Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.

    Сделать резкое движение пальцами обеих рук «кошечка» и сжать в кулаки.

     

    «Наша бабушка идет» И. Каплунова

     

    Наша бабушка идет

     

    И корзиночку несет.

     

    Села тихо в уголочек,

    Вяжет деточками чулочек.

     

    Вдруг котята прибежали

    И клубочки подобрали.

    -Где же, где мои клубочки,

    Как же мне вязать чулочки?

    Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой рукой.

    Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки.

    Положить руки на колени.

    Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.

    Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка».

    Развести руки в стороны.

    Выполнять движение «вязание на спицах».

     

    «Моя семья» И. Каплунова

     

    Этот пальчик-бабушка,

     

    Этот пальчик-дедушка,

     

    Этот пальчик-мамочка,

    Этот пальчик-папочка,

    А этот пальчик-я.

    А это- вся моя семья.

    Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.

    Указательным пальцем левой руки дотронуться до указательного  пальца правой руки.

    Дотронуться до среднего пальца.

    Дотронуться до безымянного пальца.

    Дотронуться до мизинца.

    Выполнить движение «фонарики» или положить ладонь правой руки в ладонь левой и пожать ее.

    Выполнить это же упражнение, поменяв руки.

     

    «Две тетери» русская народная потешка

     

    Как на нашем на лугу

     

    Стоит чашка творогу.

     

    Прилетели две тетери,

    Поклевали,

     

    Улетели.

    Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями, ладонями вниз.

    Пальцы прижать друг к другу и соединить руки так, чтобы получился большой круг, локти приподнять.

    Помахать кистями рук, как крыльями.

    Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клюв».

    Помахать руками.

     

    «Масленица»

     

    Положи блинок в ладошку:

    Угости мурлыку-кошку,

    Угости щенка Трезорку,

    Потом мальчика Егорку,

    Дай блиночек мамочке,

    Дай блиночек папочке.

    Прочертить пальцем круг на ладошке.

    Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.

     

    «Идет коза рогатая» русская народная потешка

     

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая.

     

    Ножками топ-топ.

    Глазками хлоп-хлоп.

     

     

    -Кто кашу не ест,

    Кто молоко не пьет-

    Того забодаю, забодаю.

    Средние и безымянные пальцы согнуты, большие их придерживают, указательные и мизинцы выпрямлены. Покачивать руками.

    Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачком по кулачку.

    Большой палец снизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединять большой палец с остальными пальцами.

    Погрозить указательным пальцем правой руки.

    Погрозить указательным пальцем левой руки.

    Выполнять первое движение – «коза».

     

    «Уточка»

     

    На волнах качаясь,

    Уточка плывет.

    То нырнет, то вынырнет-

    Лапками гребет.

    Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево.

    Имитировать движения лапок утки в воде.

     

    «Листочки»

     

    Ты весною видел чудо?

    Как из маленькой из почки

    Появляются листочки.

    Сложить ручки в кулачок, затем разжать их.

     

    «Котик»

     

    Гладим котика рукой.

    Выгнул спинку он дугой.

    Потянулся он, зевнул,

    Замурлыкал и заснул

     

    Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев (гладим котика).

     

    «Качели»

     

    Дети сели на качели,

    И качели вверх взлетели.

    Опустились плавно вниз.

    Ну-ка, с нами прокатись!

    Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее -двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

     

    «Щенок»

     

    Крутит хвостиком щенок –

    Увидал в саду цветок.

     

    Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

     

    «Игра в прятки»

     

    Прячься, Петенька,

    Прячься, Анечка,

    Прячься, Зиночка,

    Прячься, Манечка!

    Не найдет вас веселый мальчик,

    Хоть и самый большой он пальчик.

     

    Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с мизинца.

     

    «Дружные ребятки»

     

    Здравствуй, Петенька!

    Здравствуй, Анечка!

    Здравствуй, Зиночка!

    Здравствуй, Манечка!

    Ах, и дружные ребятки,

    Поиграем вместе в прятки.

     

    Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

     

    «Ножки»

     

     

    Вот бегут босые ножки

    Прямо к речке по дорожке.

     

     

    Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

     

    «Утро»

     

     

    Светит солнышко в окошко.

    Под окошком дремлет кошка.

     

     

    Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики».

     

    «Деревья»

     

     

    Появились мы из почки –

    На ветру дрожат листочки.

     

     

    Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

     

    «Качаем лодочку»

     

    Мила в лодочке плывет,

    Песни весело поет.

     

    Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно совершать качающие движения руки влево - вправо.

     

     

    «Птичка»

     

    На ладонь посадим птичку,

    Кормим милую синичку.

    Птичка зернышки клюет,

    Деткам песенку поет:

    «Тень, тень, потетень,

    Я летаю целый день».

    Ждут синичку пять птенцов –

    Голосистых молодцов.

    Детки в гнездышке сидят

    И, конечно, есть хотят.

     

     

    Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть к ладошке, имитируя движение, как птичка клюет зернышки.

     

    «Пароход»

     

    Пароход плывет по речке,

     

     

    И труба дымит, как печка. У-у-у!

    Ладони складываются вместе, руки перед собой. Выполняются плавные, волнообразные движения вверх-вниз.

    Большие пальцы ритмично поднимаются вверх.

     

    «Дружба» А. Сиротюк

     

    Дружат наши дети,

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим

    Наши пальчики.

     

    Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы, переплетаем пальцы обеих рук.

     

    «Сосульки»

     

    От сосулек звон, звон.

    Просыпайся клен, клен.

    Растопился снег, снег.

    Ручейки в бег, в бег.

    Мы по лужам – топ-топ,

    Через лужи – прыг-скок!

    Хлопаем ладошками слева и справа от головы.

     

    Круговые движения руками от себя «волны».

     

    Ритмичные хлопки ладонями по коленям.

     

    «Фрукты» Е. Краузе, стихи В. Волниной

     

    Осень добрая пришла,

    Нам подарки принесла.

    Яблоки душистые,

    Персики пушистые,

    Груши золотистые

    Осень принесла.

    Хлопаем в ладоши.

     

    Загибаем пальцы левой руки с указательного по безымянный.

     

    Протягиваем руки вперед ладонями вверх.

    Повтор упражнения другой рукой.

     

    «Пальчики» М. Борисенко, Н. Лукина

     

    -Пальчик, пальчик-непоседа,

    Где ты был? Где ты обедал?

    -С этим братцем ел малину,

    С этим братцем ел калину,

    С этим братцем – землянику,

    А с малышечкой – чернику.

     

     

    Разминаем пальцы по очереди, начиная с большого, загибаем их.

     

    «Два медведя» О. Крупенчук

     

    Сидели два медведя

    На тоненьком суку:

     

    Один читал газету,

    Другой молол муку.

    Раз ку-ку, два ку-ку,

    Оба плюхнулись в муку.

    Нос в муке,

    Хвост в муке,

    Ухо в кислом молоке.

    Руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки), прижаты к туловищу. Ребенок поворачивается из стороны в сторону.

    Разводим руки в стороны, как при чтении газеты.

    Стучим одним кулаком по другому.

     

    Кулаки «падают» на колени.

    Показываем пальцем на нос.

    Показываем рукой за спину.

    Беремся пальцами за ухо.

     

    «Гриб-боровичок» О. Крупенчук

     

    На полянке толстячок-

    Это гриб-боровичок.

     

    А под ним, собрав пожитки,

    В дождик прячутся улитки.

    Большой палец правой руки выставлен вперед и раскачивается вправо-влево, остальные пальцы сжаты в кулак.

    Кулачок разжимается, большой палец сгибается и прячется в кулачок.

    Повторить другой рукой.

     

    «Пальчик, пальчик»

     

    -Пальчик, пальчик, где ты был?

    -С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем щи варил,

    С этим братцем кашу ел,

    С этим братцем песни пел,

    Песни пел, да играл,

    Да всех братцев забавлял.

    Показываем большой пальчик.

    Массаж каждого пальца от основания к кончику пальца.

    (Другой вариант: соединяем поочередно большой палец с остальными пальчиками).

    Хлопки в ладоши.

     

     

     

     

     

     

    «Елка»

     

    Елка быстро получается,

    Если пальчики сцепляются.

    Локотки ты подними,

    Пальчики ты разведи.

    Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, образуя «замок».

    Локти поднимаются вверх, не прижимаясь к корпусу. Пальцы растопырены в стороны.

     

    «Хвать»

     

    Лапоть, лапоть, лапоток,

    Забежал он под мосток,

    Хочет рыбку он поймать,

    Где тут рыбка? Хвать!

     

    Руки перед грудью ладонями от себя. Сгибаем пальцы в кулачок.

     

    «Мои пальчики» Н. Ильина

     

    Этот пальчик самый большой,

    Самый веселый, самый смешной!

    Этот пальчик указательный,

    Он солидный и внимательный.

    Этот пальчик средний,

    Не первый, не последний.

    Этот пальчик безымянный,

    Он не любит каши манной.

    Самый маленький – мизинчик,

    Любит бегать в магазинчик.

     

    Сгибаем по очереди все пальчики, начиная с большого.

     

    «Здравствуйте» А. Сиротюк

     

    Я здороваюсь везде –

    Дома и на улице.

    Даже «здравствуй» говорю

    Я соседской курице.

    Большой палец касается поочередно кончиков других пальцев. Делается и правой и левой рукой.

     

    «Маша варежку надела» М. Борисенко, Н. Лукина

     

    Маша варежку надела:

    -Ой, куда я пальчик дела?

    Нету пальчика, пропал!

    В свой домишко не попал.

    Маша варежку сняла:

    -Поглядите-ка, нашла!

    Ищешь, ищешь и найдешь.

    Здравствуй, пальчик, как живешь?

    Гладим правую кисть с обеих сторон, загибаем большой палец. Поворачиваем ладонь, осматриваем со всех сторон.

     

    Проводим левой рукой по правой от себя. Кисть с выпрямленными пальцами показываем с обеих сторон.

    Пожимаем большой пальчик.

     

     

    «Кузнец Кузьма»

     

    Идет Кузьма из кузницы,

    Несет Кузьма два молота.

    Для всех людей накует гвоздей!

    Стучим ладошками по коленкам. Вытягиваем вперед кулачки, стучим кулачком о кулачок.

     

    «Где ты был?» Т. Галанова

     

    -Мой мизинчик, где ты был?

    -С безымянным щи варил,

    А со средним кашу ел,

    С указательным запел.

    А большой меня встречал

    Да конфеткой угощал.

    Массаж пальчиков, разгибаемых из кулачка, начиная с мизинца.

     

     

     

    Прикасаемся большим пальцем к губам.

     

    «Как под горкой снег»

     

    Как под горкой снег

    И на горке снег,

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише, не шуметь.

    Опускаем руки вниз и гладим ладонями ковер.

    Поднимаем руки вверх, соединяя пальцы над головой.

    Ладони соединяются вместе и кладутся под щеку.

    Указательный палец подносится к губам.

     

    «Одуванчик»

     

    Одуванчик золотой

    Распустился в мае.

    Он стоит в траве густой,

    Солнышком сияя.

    Пальцы сложены в «бутон», постепенно раскрываем пальцы и разводим ладони, поднимая руки.

     

     

    «Скворечник»

     

    Стук-стук, строим дом,

    Маленький скворечник.

     

    Новых птичек с юга ждем,

    Новых птичек вешних.

    Руки сжаты в кулаки, и один кулачок стучит по другому.

    Локти разведены в стороны, кончики пальцев соединены друг с другом так, чтобы получился «домик».

    Руки вытягиваются вперед ладонями кверху.

    Руки подняты вверх, и выполняются махи в разные стороны.

     

    «Тучи»

     

    Туча тучу повстречала           

    Туча туче проворчала:

    «Что гуляешь на пути?                                          

    Прочь с дороги, дай пройти»                    

    Туча тучу лбом, лбом                                             

    А по небу гром, гром                                            

    Свободные движения руками в воздухе                                           погрозить пальцем

     

    отмахивать руками от себя

    Хлопки

    Топают ногами                                              

     «Пальчики-работники» Е. Косинова

     

    Ну-ка, братцы, за работу!

    Покажи свою охоту.

    Большому-дрова рубить,

     

    Тебе-воду носить,

    Печку среднему топить,

    А тебе-обед варить,

    А тебе-посуду мыть.

    А потом всем песни петь да плясать,

    Наших деток забавлять.

    Кулачками стучим по столу.

     

    Разгибаем большой палец, постукиваем им по другой ладошке.

    Разминаем пальчики от основания к кончику.

     

     

     

    Кисти с растопыренными пальцами поворачиваем в стороны.

     

    «Барашки»

     

    Захотели утром рано
    Пободаться два барана.
    Выставив рога свои,
    Бой затеяли они.
    Долго так они бодались,
    Друг за друга все цеплялись.
    Но к обеду, вдруг устав,
    Разошлись, рога подняв.
     

    Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

     

    «Моя семья»

     

    Знаю я, что у меня
    Дома дружная семья:
    Это - мама,
    Это - я,
    Это - бабушка моя,
    Это - папа,
    Это - дед.
    И у нас разлада нет.

     

    Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
     

     

    «Куклы спят»

     

    В ряд колясочки стоят

    Куколки в них крепко спят.

    Девочки всем мальчикам

    Пальчиком грозят:

    -Тише, тише, не шумите!

    Наших дочек не будите!

    Разводят руки в стороны.

    Ладошки «спят» под щечкой.

    Грозят указательным пальчиком правой руки.

     

     

    «Кошка и мышка»

     

    Мягко кошка, посмотри,
    Разжимает коготки.

     

     

     


    И легонько их сжимает -
    Мышку так она пугает.
    Кошка ходит тихо-тихо,

    Половиц не слышно скрипа,
    Только мышка не зевает,
    Вмиг от кошки удирает.

    Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз, затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
    как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол.

    Ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны, кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
    пальцы другой руки быстро движутся назад)

     

    «Прятки»

     

    В прятки пальчики играли

    И головки убирали.

    Вот так, вот так,

    И головки убирали.

    Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание

    пальчика на обеих руках.

     

     

    «Куклы спят»

     

    В ряд колясочки стоят

    Куколки в них крепко спят.

    Девочки всем мальчикам

    Пальчиком грозят:

    -Тише, тише, не шумите!

    Наших дочек не будите!

    Разводят руки в стороны.

    Ладошки «спят» под щечкой.

    Грозят указательным пальчиком правой руки.

     

    «Зайка»

     

    По лесной лужайке

    Прыгал серый зайка,

    Ушками шлеп-шлеп,

    Ножками топ-топ!

    Он к пенечку прибежал,

    Лапочками застучал:

    «Тра-та-та! Тра-та-та!

    Жизнь у зайки - красота!

    Не боюсь я никого,

    Даже волка самого.

    Как услышим волчий вой-

    Убежим скорей домой!»

    Легко ударяют пальцами правой руки по левой ладони.

    Показывают «ушки»

    Топают ногами

    Ритмично шлепают по коленям.

     

     

     

    Качают указательным пальцем  вправо-влево.

    Ладошками показывают, как волк стучит зубами.

    Бегают пальчиками по коленям.

    «Белочка»

     

    Белочка-резвушка,

    Лесная веселушка,

    Целый день старается

    На зиму запасается,

    С ветки – прыг,

    На ветку – скок!

    Раз – грибок!

    Два – грибок!

    Три – орешек в скорлупе,

    Будет он лежать в дупле,

    А еще в кладовочке

    На тоненькой веревочке

    Высохнет рябина,

    Красная калина.

    И зимою в холода

    Будет белочка сыта.

     

    Хлопки ритмично чередуются со шлепками по коленям.

     

    Стучат кулачком о кулачок.

     

    Поднимают руки вверх.

    Опускают руки на плечи.

    Загибают пальцы левой руки соответственно тексту

     

    «Пальчик Петя»

     

    Жил-был пальчик Петя

    Вышел пальчик к детям

    -Есть у вас шалуны?

    Есть у вас драчуны?

    -Нет у нас шалунов,

    Нет у нас драчунов.

    Смотри, какие малыши!

    Лучше с ними попляши!

    Тут собачка прибежала,

    Всех ребяток испугала!

    Пальцы спрятались в кулак,

    Собачке не найти никак.

    Кулачки тут застучали

    И собачку вмиг прогнали!

    Снова пляшут пальчики

    У девочек и мальчиков.

    Тут лисичка прибежала,

    Всех ребяток испугала!

    Пальцы спрятались в кулак,

    Лисичке не найти никак.

    Кулачки тут застучали

    И лисичку вмиг прогнали!

    Снова пляшут пальчики

    У девочек и мальчиков.

    Пальчики играли,

    Пальчики устали.

    Вместе собрались

    И под щечку улеглись.

    Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком.

     

     

    Дети качают пальцами влево - вправо.

     

    Пальчики «пляшут» - движение кистями рук «фонарики».

    Воспитатель показывает пальцами собачку.

     

    Дети сжимают пальцы в кулаки.

     

    Стучат одним кулачком о другой,

     

    «Фонарики».

     

    Воспитатель показывает пальцами лисичку.

     

    Дети сжимают пальцы в кулаки.

     

    Стучат одним кулачком о другой.

     

    «Фонарики».

     

    Мягкие движения кистями рук.

     

    Соединяют ладошки вместе и кладут их под щеку.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

    картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

    картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

    картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

    Картотека.Пальчиковая гимнастика (подготовительная группа)

    Картотека.Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы...

    Картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа.

    Картотека составлена по тематическому планированию....

    Картотека пальчиковой гимнастики (средняя группа) для детей с системным недоразвитием речи

    Картотека пальчиковой гимнастики составлена с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и подходит для использования на занятиях с детьми с ОВЗ, имеющими системное недоразвитие речи. Материал сос...

    Картотека пальчиковая гимнастика младшая группа

    Картотека пальчиковая гимнастика младшая группа...

    Картотека пальчиковой гимнастики средняя группа

    Картотека пальчиковой гимнастики средняя группа Сентябрь.Комплекс № 1«Дружба»Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)Девочки и мальчики.Мы с тобой подружим (Стучат кул...