«Если в доме рыбки, птички»
консультация на тему

Савенко  Анастасия  Альбертовна

В помощь родителям у кого есть домашние питомцы или кто желает завести их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_v_dome_rybki_ptichki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

«Если в доме рыбки, птички» 

Консультация для родителей

Максимовская А.А.,

воспитатель, МБДОУ №7 «Незабудка»

 

Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в сферу своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребенка. И это не случайно! В отличие от растений, животные обладают поведением. С одной стороны, они очень похожи на людей: могут ходить, бегать, лазать, плавать; едят и пьют почти как люди; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, т.е. воспринимать окружающий мир и реагировать на него (затаиваться, кричать, убегать, нападать и т.д.). Сходство, возможность провести аналогию облегчают ребенку познание животных, способствуют раннему пониманию того, что животные – живые существа.

С другой стороны, они обладают яркой спецификой, неповторимым своеобразием как во внешнем облике, так и в поведении, например, многие из них имеют органы, которых нет у людей, – хвост, рога, копыта, плавники, клюв, чешую, перья или волосы на теле и пр. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку и т.д. делать то, что не свойственно человеку.

Своеобразие и динамичность животных очень нравятся детям. Бабочка привлекает взор яркой окраской и красивым полетом, воробей – чириканьем, а вороны – карканьем. Лягушка, встреченная в лесу, молча демонстрирует свои прыжки, а весной возле пруда ее не видно, но зато хорошо слышно, как она квакает. Все это привлекает внимание малышей, вызывает у них удивление, заставляет их задавать вопросы взрослым. Крупные животные могут наводить страх, а маленькие – желание ими овладеть. Именно поэтому дети собирают разных жуков, гусениц, гоняются за бабочками. Уносят из леса лягушат.

Животные в доме – это могучий фактор воспитания малышей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными, если оно пущено на самотек, происходит бесконтрольно и может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности дошкольника. Поведение ребенка по отношению к животному, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно и что нельзя, что для животного оказывается вредно, а что полезно. Во-вторых, при тесном контакте с животным малыш, верховенствуя над ним, обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без внимания и руководства, взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Как же старшие члены семьи должны использовать ситуацию присутствия в доме животных в целях воспитания ребенка дошкольного возраста? Животные разных классов сильно различаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, и поведением, и степенью привыкания к человеку. Понятно, что с рыбами можно делать одно, с птицами – другое, с кошками и собаками – третье. Своеобразие животных и определяет специфику педагогического поведения взрослых.

Аквариум с рыбами, если он заряжен и содержится по всем правилам, – это интересное и красивое зрелище. Подготовка такого аквариума связанна с целым рядом непростых дел, которые должен выполнить взрослый. Дети дошкольного возраста могут быть при этом соучастниками: смотреть, что делает взрослый человек и помогать ему в меру своих возможностей. В воспитательном отношении одинаково ценно и наблюдение детей за делами взрослых, и их непосредственное практическое участие. Следует только помнить, что стремление дошкольника действовать самому очень велико, поэтому долго наблюдать он не может. Взрослому надо находить способы как можно чаще включать ребенка в дела.

С первых же дней важно организовать содержательное времяпровождение ребенка возле аквариума. Этого можно достигнуть, если взрослый будет ставить перед ним конкретные, небольшие по объему и доступные пониманию цели. В этом случае может быть достигнута самостоятельность наблюдений, постепенное углубление знаний о жизни обитателей аквариума, приобретение навыков ухода за ними. При этом взрослый учит ребенка всматриваться, замечать, что происходит, учит быть терпеливым в ожидании результата.

- Мы сейчас выпустим рыб в аквариум. Ты посиди спокойно, полюбуйся ими и посмотри, что они будут делать.

- Наш аквариум для рыбок новое место. Они еще не привыкли к нему: могут бояться и прятаться. А если они спокойно себя чувствуют, то будут знакомиться с ним и везде плавать. Ты смотри, что они делают и как себя чувствуют, а потом расскажешь мне.

Ставя перед ребенком цель наблюдения, взрослый должен проследить, чтобы она была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае старшие члены семьи наблюдают вместе с малышом, помогают ему увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Конечно, время от времени ему следует кое-что пояснять и рассказывать.

Периодически старшего дошкольника можно приучать к уходу за аквариумом: почистить дно, стереть со стенок налет, протереть их снаружи.

Новый интерес и новое содержание наблюдений возникают у ребенка, когда в аквариуме появляются незнакомые рыбы, улитки. Сравнение их внешности и поведения обостряет наблюдательность ребенка, углубляет его знания. Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными. Этого можно достигнуть, если время от времени практиковать рисование рыб и аквариума, придумывание описательных загадок и т.д.

Помимо рыб, в домашних условиях нередко содержат птиц. Чаще всего декоративных – канареек, попугаев. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем за рыбами. Птицы не выдерживают голода всего несколько часов, не выносят грязной воды, сквозняков, гари. Они очень пугливы. Летая в страхе по комнате, могут разбить окно, т. к. его не замечают. К ним должно быть особо осторожное и бережное отношение. Все это должны иметь в виду взрослые, приобретая птиц и приобщая к наблюдениям и уходу за ними дошкольников.

Первое время взрослый полностью берет на себя весь труд по уходу за пернатым жильцом. Ребенок же активно наблюдает и учиться, что и как надо делать. И, самое главное, учиться спокойно вести себя возле птицы: негромко говорить, не размахивать руками, не устраивать рядом с клеткой шумных и подвижных игр. Он должен помнить, что птичка очень пуглива, от страха начинает биться в клетке и может умереть.

Постепенно ребенок начинает помогать взрослым: моет кормушку, поилку, наливает чистую воду. Взрослый показывает малышу, как осторожно следует ставить все в клетку, чтобы птичка не вылетела в открытую дверцу и не испугалась.

Пернатый жилец в доме — это предмет внимания и заботы всех членов семьи. Ребенка тоже следует научить содержательному и правильному общению с птицей. Прежде всего – предельно бережному отношению ввиду хрупкости ее жизни. Затем – умению видеть красоту птички во всех ее проявлениях. Не менее важен и познавательный интерес – как клюет зерно, как спит, почему может летать и т. д.

Взрослый учит ребенка умению наблюдать, замечать, что делает птица, как и когда она это делает, что означает ее поведение. Учит видеть ее состояние: здоровая и веселая (спокойно скачет, щебечет), неблагополучное (выглядит малоподвижной, нахохлилась), испуганная (мечется, тревожно кричит). Все это ребенок сможет понять, если с самого начала ставить перед ним конкретные ,небольшие по объему цели наблюдения:

- подойди и рассмотри внимательно нашего попугая: чем покрыто у него все тело, какого цвета перья, где их нет;

- сегодня вечером, когда стемнеет и в комнате не будет света, посмотри, как птичка отдыхает, в какой позе она спит;

- интересно узнать, слышит ли птичка, есть ли у нее уши. Вот тебе колокольчик. Позвони издалека, то с одной  стороны, то с другой стороны и понаблюдай – услышит ли она звонок.

Такое содержание наблюдений поможет ребенку лучше узнать различные особенности пернатого жильца, его образ жизни, привычки. Широкая  осведомленность, в свою очередь, ляжет в основу понимания, как надо вести себя с птицей, что можно, а что нельзя с ней делать.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если в доме пожар

Подборка материала к занятию "Если в доме пожар"...

Если в доме начался пожар!

Рекомендации и правила поведения при пожаре для родителей....

«Если в доме случилась беда»

Рассказать о причинах возникновения пожара. Как вести себя при пожаре....

Инструкция для папы «Если мамы дома нет»

Как правило, мама знает, чем занять активного, любознательного малыша. Она готовит, стирает, гладит и убирает, при этом рисует, читает и играет с ребенком. Но вот у мамы возникли важные дела...

Грязь на ручках- не беда, если в доме есть вода

Формирование культурно- гигиенических навыков. Ранний возраст...

Родительское собрание на тему: " Если в доме каждый рад, значит в доме мир да лад " (деловая игра)

Родительское собрание на тему:" Если в доме каждый рад, значит в доме мир да лад "(деловая игра)...