Статья на тему "Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах"
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В статье раскрываются направления деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность, способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.
Значение и специфика театрального искусства заключается в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.
Задачи, которые я ставлю для себя, в этой работе заключаются в том, чтобы:
- Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Расширять представления детей в окружающей действительности.
- Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Совершенствовать умение выразительно пересказывать сказки.
- Развивать память, мышление, воображение, внимание.
- Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Воспитывать желание играть театральными куклами.
- Развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
К сожалению, в последнее время, детей объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше. Интересы детей однообразны: машинки, куклы Барби, игровые приставки или планшеты. Всё дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому слову. Размышляя над этим – приходишь к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – сложный феномен человеческой активности. Она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к духовным ценностям. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности - неисчерпаемы. Исполняя ту или иную роль, ребенок переносится в иную плоскость бытия, иное пространство и время, перевоплощая, наделяется новыми качествами, приобретает новые возможности, проживает другую жизнь, приобретает новый опыт.
С внедрением федеральных государственных требований в ДОУ театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей.
Детки с удовольствием включаются в театрализацию, воплощают образы, превращаются в артистов. Очень интересно наблюдать как дети разыгрывают сценки из знакомых сказок. Какое они получают удовольствие, какие эмоции они при этом испытывают.
Театрализованная деятельность даёт возможность раскрыть творческий потенциал.
Я являюсь активным участником в творческой жизни детского сада. Участвуя в постановках, погружаешься в особый мир творчества, где царит атмосфера радости и добра.
Младшая группа:
В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми. Например, я показываю куклу детям:
-К вам пришла кукла Катя в нарядном платье. Что это у Кати? (Бантик.) Да, это бантик. А это что? (Шляпка) Что у неё на ножках? (Туфельки) Давайте попросим Катю поплясать: «Катя, попляши пожалуйста». (Катя пляшет.) Катя, наши дети тоже умеют плясать. Посмотри. (Дети пляшут под «Гопачок» укр. нар, мелодию).
Катя: Я — кукла Катя. У меня красивые платье и шляпка. Я люблю петь. Я спою вам весёлую песенку. (Дети слушают песню «Куколка»).
Я спрашиваю у детей:
— Хорошая песенка? Вам понравилась кукла Катя? Давайте пригласим Катю ещё к нам прийти в гости. Приходи к нам, Катя, еще, пожалуйста.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды «Солнышко встаёт», «Солнышко садиться», в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
Средняя группа:
Ребёнок постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
- многоперсонажные игры — драматизации по текстам двух – трёх — частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
- игры — драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю»).
Театрально-игровые этюды и упражнения по «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно — образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям.
Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Старшая группа:
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Подготовительная группа:
Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры — беседы, викторины. Например: «Как Лисёнок в театр ходил», «Правила поведения в зрительном зале» и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра — драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи — куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
- Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь, и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.
Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:
- ящерка;
- ветерок;
- макаронина;
- рыбка;
книжка;
и т. д.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым. Оно направлено на целостное воздействие личности, на раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов, способствует самопознанию и самовыражению личности, создаёт условия для социализации, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417932-1394562048.jpg)
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиватьс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-629976-1500186618.jpg)
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/12/picture-1101271-1547311191.jpg)
Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»
1. Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1135374-1561049135.jpg)
«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1135374-1561049135.jpg)
«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»
Выступление на консультации для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/20/picture-1135374-1561049135.jpg)
«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»
для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/14/picture-1377786-1642169052.jpg)
«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах».
Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольного спектакля, который показывает педагог. Герои театра используются на занятиях, в повседневной жизни. Пе...