трудовое воспитание в ДОУ
консультация на тему

Шашлыгина Марина Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .27.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда»

А.С. Макаренко

«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь»

Китайская мудрость

Трудовое воспитание детей во второй младшей группе

Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Во второй младшей группе предусматриваются такие виды трудовой деятельности, как самообслуживание и бытовой труд в помещение и на участке.

Самообслуживание направлено на удовлетворение личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. 
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей второй младшей группы навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года. 
Начали с выяснения умений воспитанников. Четверо детей могли одеться с небольшой помощью взрослых, у пятерых было желание научиться самостоятельности, а у остальных отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно. Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. Вот этим детям в первые дни мы и уделили особое внимание.

Я, как воспитатель, ставлю перед собой ряд задач:

1. Помочь ребенку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маячку и т.д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.)

2. Научить соблюдать гигиенические правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы.)

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и. т.д.)

С чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей младшего дошкольного возраста?». Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться туалетом).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. С развития несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к трём годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома и в саду для развития ручек малыша.

Массаж пальчиков.

Между ладошками можно катать резиновый мячик с шипами или карандаш, в соответствии с текстом, проговаривая стишок:

«Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!»

- Малыши, малыши! Где у вас карандаши?

По ладошкам их катаем, свои ручки разминаем!

- Пальчики не отдыхают, карандаши перебирают.

- Гусеница вверх ползёт, вниз ползёт, никогда не упадёт.

- У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки, но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник.

Для развития мелкой моторики предлагаю ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходим на чайную), потом с помощью пинцета. Предлагаю ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Для большего интереса детей я изготовила игру «Пятнашки», где на пластиковой пластине закреплены горлышки от пластиковых бутылок, а на крышку наклеила цветную самоклеющуюся плёнку. Дети в этой игре не только развивают свои пальчики, но и закрепляют цвет. Для развития мелкой моторики изготовила ряд игр: «Самолёт» (из того же пластика вырезан самолёт, а на него наклеила разнообразные крышечки от сока, которые можно открывать и закрывать), «Бабочка», «Ёлочка» - на эти фигуры дети крепят цветные прищепки, закрепляя счёт и цвет. Из крышек от фломастеров мастерим бусы и нанизываем их на длинные и короткие шнурки. Сшила «Матрёшек – застёжек». Это несколько разноцветных тканевых матрёшек разных форм: круглые, овальные, прямоугольные и квадратные. Матрёшки вкладываются одна в другую. Внутри вышила лица матрёшек, а по краям застёжки из разных материалов: пуговицы разной формы, ремешки, бусинки. Дети с удовольствием и с пользой занимаются. Изготовили несколько дидактических ковриков с определёнными сюжетами, на которых много застёжек, ремней, шнурков, пуговиц, молний – застёжек. Сшили плоскостные пособия с пуговицами и отверстиями для обучения процесса застёгивания.

Пригодились в развитии мелкой моторики детей пальчиковый театр, воздушно-пузырчатая плёнка, игры с крупой, бусинами, пуговицами, палочками, конструктором, мозайкой.

Для сюжетных игр «Кукла Катя идёт в магазин» (используем кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

В уголок ряженья мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, сарафаны, рубашки, кофты и т. п.). В нем дети нашли красивые вещи, причем по нескольку экземпляров каждой. В большое зеркало дети могли видеть себя. Ряженье внесло много радости и оживления: дети с удовольствием наряжались и рассматривали себя в зеркале, сравнивали себя с другими ребятами. В игре они учились застегивать, завязывать.

Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность. 
С самого начала учебного года мы договорились с няней о правилах одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, например, что прежде чем надеть носок, надо повернуть его так, что бы пятка смотрела в пол, собрать гармошкой, а надевать начинать с носочка; у колгот перед там, где один шов, прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, а не сердились бы, не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед. Одновременно с объяснением показывали детям, как собрать гармошкой гольфы и правильно натянуть их (пяточка смотрит в пол), как определить перед платья (по пуговицам, по вороту и т. п.) и как правильно надеть его. Объясняла, почему мы должны раздеваться в одной последовательности, а одеваться в обратной. Что очень удобно надеть платье, которое висит на стульчике юбкой вниз, обойдя стульчик, просунуть руки в платье и натянуть его на себя. Все это помогло детям быстрее овладеть необходимыми навыками одевания.

Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывала о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, я привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и туфли. Говорила: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Формируя навыки самообслуживания, воспитывала и бережное отношение к вещам. Показывала и рассказывала, как надо складывать вещи, вешать в шкаф. Читала К. И. Чуковского «Федорино горе». Произведение оказало должное впечатление. Дети нередко вспоминали его содержание в нужный момент.

Обучение конкретным навыкам самообслуживания начинаю с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщаю ему кратко и чётко, что я от него хочу. Указание произношу, когда ребёнок смотрит на меня. При необходимости показываю это действие сама. Показ неторопливый, чёткий и последовательный. После объяснения и показа беру своими руками руки ребёнка и проделываю вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляю его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говорю прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, говорю: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составляю алгоритм и действую каждый раз согласно ему. Так, например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

Сядь на стульчик.

Возьми штанишки обеими руками за поясок.

Подними одну ножку и вдень её в одну штанину.

Поставь ножку на пол.

Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.

Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.

На каждое поддействие зарисовываю схематичные мнемо-таблицы, которые можно показывать малышу во время выполнения действия для облегчения запоминания последовательности его выполнения.

Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Советую родителям продолжить развитие мелкой моторики дома. Можно предложить детям проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями, собрание «Как воспитать в ребёнке самостоятельность?», консультации, оформляла информационные стенды и папки-передвижки, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют все условия: удобная одежда, обувь детей, оборудование и пр. Я попросила родителей сделать в шкафчиках для одежды дополнительный крючок, закрепить полочки для обуви и головных уборов. По моей просьбе мамы пришили вешалки к курткам, пуховикам, кофтам, чтобы ребенку было удобно самому вешать одежду. В результате дети стали более организованы, аккуратны и бережливы. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.

Так, применяя различные приемы, мы достигли к концу года того, что дети в хорошем темпе стали дружно одеваться на прогулку.

В такой же последовательности проходит обучение гигиеническим навыкам. Заинтересовываю детей душистым, красивым бруском мыла (мы его режем пополам, так ребёнку удобно держать мыло), намыливаю, приговаривая, «Водичка, водичка умой моё личико, чтобы глазки блестели, чтобы щёчки розовели, чтоб смеялся роток и кусался зубок» или такую потешку «Где тут прячется вода, мы пришли умыться! Лейся на ладошку понемножку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!» Обращаю внимание, чтобы вода сильно не брызгала определяем желательный напор воды, чтобы вода не замочила одежду, учимся засучивать рукава, перед умыванием. Намыливая ладошки, не забываем помыть и тыльную сторону. «Делаем белые перчатки, моем каждый пальчик». Над раковиной повесила схему-алгоритм умывания (последовательные действия при умывании – фотографии самих детей). Закрепление навыка происходит не только словесно, но и зрительно. После мытья нужно взять полотенце и вытереть руки насухо, для этого на одну руку раскладываем полотенце и ею вытираем каждый пальчик, ладошку и тыльную сторону ладони. Обращаю внимание ребёнка на петельку на полотенце и вместе с ребёнком вешаю полотенце в шкафчик на крючок. В течение дня напоминаю, о необходимости мытья рук после туалета и перед едой.

Для закрепления этого гигиенического навыка попросила родителей создать условия для самостоятельного умывания малыша дома. Предложила им смастерить или приобрести маленькую скамеечку и держать её в ванной комнате.

Попросила родителей принести каждому ребёнку расчёску, что бы они могли самостоятельно следить за своим внешним видом. Для закрепления навыка пользования расчёской, организовываю сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская» или сюжетную игру «Кукла Маша собирается в гости». Дети расчёсывают кукол, и причёсывают друг друга. Обращаем внимание, чтобы у каждого ребёнка был в кармашке носовой платок, обучаем им пользоваться.

Прошу родителей закреплять навыки гигиены дома.

Хозяйственно – бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Расширяю и углубляю знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье. Продолжаю знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Обращаю внимание на трудовые действия няни (моет дверь, стены водой с мылом, смывает чистой водой, сухо вытирает их). Учу детей видеть результат труда (няня вымыла стены, двери, они стали чистыми). Раскрываю направленность хозяйственно-бытового труда на удовлетворение потребностей самих детей (няня вымыла двери, стены, в группе стало чисто, приятно). Они усваивают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать. У детей углубляется интерес к хозяйственно-бытовому труду, возникает желание принять в нем посильное участие.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Так, прежде чем попросить принести какую-либо вещь, я убеждаюсь, что ребенок найдет ее в определенном месте. Элементарные поручения ценны тем, что малыш сразу видит результат. За выполнением поручений, нужен контроль. Сначала подсказываю, а со временем просто напоминаю последовательность действий, активизирую деятельность детей с помощью вопросов. Следует также вовремя спросить ребенка о результате, похвалить и переключить его на другую деятельность.

Основное внимание направляю на более широкое вовлечение детей в хозяйственно-бытовой труд. Малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья на место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитываю желание участвовать в поддержании порядка в помещении и на участке.

Систематично приобщаю ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки, поставить стулья для занятия).

Большую радость приносит детям труд, совместный со взрослыми, сопровождаемый объяснениями, доброжелательным общением.

Хозяйственно – бытовой труд направлен и на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.

Со второго полугодия дети учатся дежурить в столовой. Сначала малыша учу ставить на стол салфетницы, хлебницы, затем раскладывать ложки. На первоначальных этапах накрываю стол вместе с ребенком, в дальнейшем он это делает сам с незначительной помощью взрослого. Использую также дидактические игры: «Накроем стол для кукол», «День рождения мишки». Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Дежурные моют руки, одевают фартуки. К концу года дети после еды убирают за собой чашки и ставят их на хозяйственный стол, затем это становится обязанностью дежурных.

Обязательно оцениваю нравственную сторону трудового участия детей: "Таня и Андрюша хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Леночка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

Правильно организованная трудовая деятельность детей формирует позитивные установки к различным видам труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: "Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков".

АктуальностьВоспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. УшинскийВоспитание является одной ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕРОПРИЯТИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИНТЕРАКТИВНАЯ ГОСТИННАЯ» НА ТЕМУ: «Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения»

Трудовое воспитание в ДОУ в системе трудового образования подрастающего поколения Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает ...

Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).

Цель:  Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и  воспитателей о труде.  Систематизировать  знания родителей...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)

Конспект образовательной деятельности в старшей группе  на тему «Профессии наших родителей»...