Дидактические игры, художественное слово о Дымкове
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Давыденко Оксана Ивановна

Игры, стихи, загадки о дымковских игрушках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

        Дидактические игры

«Обведи элемент»

Дидактическая задача: учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения дымковских элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными на них дымковскими элементами дымковской росписи, кисть.

Ход игры: воспитатель предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошину.

«Обведи и раскрась»

Дидактическая задача:

- продолжить знакомить детей с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);

-  выбирать форму и расписывать её;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: различные контурные силуэты дымковских игрушек.

Ход игры: предложить детям выбрать любой контурный силуэт и расписать его.

«Парные картинки»

Дидактическая задача:

- знакомить детей с дымковской игрушкой;

- развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Материал: картинки с изображением дымковской игрушки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям подобрать к каждой картинке такую же, назвать вид росписи.

«Найди пару»

Дидактическая задача: научить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель.

Ход игры: воспитатель предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Декоративное домино»

Дидактическая задача:

- закрепить знания детей о народных росписях, знания их элементов;

- развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: 28 карточек с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

«Собери целое»

Дидактическая задача:

- научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;

- закрепить знания детей об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий расписанные под Дымку, Городец, Хохлому, Гжель, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: воспитатель предлагает собрать детям изделия, назвать вид росписи.

Варианты:

• Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.

• Игроки собирают изображение без образца.

• Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.

• Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

«Найди лишнее»

Дидактическая задача: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре карточки с изображением одного промысла и одна - любого другого.

Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры: выставляются четыре-пять карточек. Следует найти лишнюю и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача: учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила: точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры: предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах.

Материал: предметы разных промыслов.

Игровые правила: игрок, первый заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

«Составь узор»

Дидактическая задача: 

-учить составлять декоративные композиции;

-располагать элементы, подбирая их по цвету;

 - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов

узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Стихи о Дымковских игрушках

Чем знаменито Дымково? -

Игрушкою своей,

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы...

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично!

В ней молодость — изюминка!

В ней удаль и размах...                                  

Сияет охра с суриком

На всей земле в домах.

Сияет охра с суриком,

Чтоб всем светло не сумрачно

И злость и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!

(В.Фофанов)

                 ***

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

     «Водоноска»

За студеною водицей

Водоноска- молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша-

Эта девица краса,

Тугая черная коса.

Щеки алые горят.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет

Песню тихую поет.

              «О барыне»

В Кировском крае, на Вятке реке

Люди лепили на радость себе

Лепили из глины коньков-горбунков

Оленей, утят, петухов, индюков.

Самой красивой игрушкой слыла

Барыня  дымковская.

В кофточке яркой, юбке цветной,

Она остается всегда молодой.

Сияет румянец у ней на лице

С зонтиком ярким, с корзиной в руке.

То в лодке плывет, то с младенцем идет

Барыня  дымковская.

Мастера славить она продолжает

И слава ее границы не знает

Любят игрушку взрослые, дети,

Смотришь, и словно солнышко светит.

                 ***

Идет весна, весна-красна!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник,

 Не зря весенний праздник.

              ***

Красна девица в венце

у неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

              ***

Я игрушка расписная

Хохотушка вятская

Щеголиха слободская

Кумушка посадская.

Мои руки крендельком,

Щёки, словно, яблоки.

Со мною издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

                   ***

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

               ***

Ой, люли, ой, люли!

Кони на лужок носили!

Кони удалые,

Гордые, лихие.

      «Индюк»

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

А высокий гребешок

Красной краскою горя

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг

Птица важная- индюк.

               ***

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

                ***

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

     

       ***

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинки!

О дымковской игрушке.

Мастера для всех ребят

Налепили жеребят,

Всадников, цыплят,

Посадили их в ушат.

Посадили, подсушили, побелили.

Краской яркой нарядили.

Разложили все в лоток.

В изукрашенный платок.

И скорее продавать.

Всех игрушкой развлекать.

Пышные, нарядные,

До того приятные.

В сказках сказочных секрет.

И каких тут только нет.

В свекле красный виден цвет.

Жёлтый в лицах виден цвет.

Рыжий, яркий, золотой,

Есть в морковке налитой.

Белый в теплом молоке,

Что с коровой належке.

Зелень яркая в траве.

Вот так краски, ну и ну,

А игрушку всё ж лизну.

             

          Дымково

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Делают игрушки не простые,

А волшебно расписные:

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

               

            ***

Дымковские барыни

В нарядах удивительных:

В клеточку, кружок, полоску

Тонко так расписанных.

Глины маленький комок

В чудо превратится,

Если только попадет

В руки мастерицы.

          ***

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

         ***

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и свинки.

А ну, назови-ка меня?!

                                 (Дымка)

                     ***

Зонтик грибком,

Руки крендельком –

 Ходит девица пешком.

 Что за игрушка?

                        (Дымковская барыня)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дидактической игры "Странные слова" при знакомстве детей с омонимами."

Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Описание игры:Игра представляет собой набор карточек кружков с изображением многозначного слова, а также карточки – вкладыши, с ...

Презентация обучению грамоте.Дидактическая игра "Два слова один звук".

Целью этой игры-упражнения является развитие фонематического слуха детей, определять первый звук в слове.На слайде появляются 6 картинок. Необходимо определить первый звук слове и найти пару,т.е. слов...

Дидактическая игра «Цепочка слов». Часть1.

Методическая разработка на тему: "Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников старшего и подготовительного возраста"....

Дидактическая игра "Найди слово в слове"

В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята  должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...

Дидактический материал, художественное слово по пожарной безопасности

Стихи и загадки по теме "Пожарная безопасность"...

Чтение художественной литературы на тему «Чтение небылиц. Дидактические игры со словами»

Цель: Развивать, память, внимание, мышление, воображение.              Задачи:  Формировать умение различать стихотворения от небылиц.  Разв...