Макет "Дымково"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Давыденко Оксана Ивановна

Предназначен для детей дошкольного возрасата 4-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_dymkovo.docx190.28 КБ

Предварительный просмотр:

                    Уважаемые коллеги, педагоги, родители!

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение  народного искусства. Детей воспитывает все, и особенно то, что их окружает. Поэтому работу надо начинать с создания условий для приобщения родителей и детей к народной культуре.

В детском возрасте, когда ребенок особенно эмоционально относится к  окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

         Знакомство  детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства поможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

         Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать. Глядя на дымковские игрушки, представленные в макете «Дымково» можно организовать занятия по декоративному рисованию дымковской игрушки, что дает возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

          Рассматривая и рисуя пятнистых лошадок, индюков и нарядных кукол развивает у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству

          Рассматривая дымковские игрушки, дети знакомятся с историей России, заглядывают в далекое прошлое, познают быт русской деревни, ее традиции.

         Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего  она необходима  детям.                        


                                       Макет «Дымково»

                        (для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет)

Описание макета: макет состоит из специально оформленной коробки с изображением силуэтов дымковской игрушки карусели с лошадками, глиняными куклами – барышнями, расписанными элементами дымковской росписи, деревьями. Макет  может использоваться как демонстрационный материал в уголке изодеятельности при ознакомлении детей с дымковской росписью, в уголке патриотического воспитания при ознакомлении с культурой и историей русского народа и игровой материал в театральной деятельности с детьми 4 – 7 лет.

Цель: дать детям представления о  дымковской игрушке.

Задачи:

  1. Познакомить с новым видом декоративно – прикладного искусства – дымковской игрушкой;
  2. Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;
  3. Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;
  4. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
  5. Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

                       Варианты использования макета «Дымково»

Вариант 1.  «Чудо – роспись»

Цель: Учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, развивать художественный вкус;

Вызвать желание овладеть навыками в рисовании дымковских узоров;

Реализация:

Макет выставляется в уголок изобразительной деятельности, как  демонстрационный материал. Воспитатель знакомит детей с дымковской игрушкой, элементами росписи. Дети рассматривают глиняные игрушки, изучают элементы росписи – где и как эти элементы можно использовать и применять (роспись, юбок у барышень, роспись лошадок, индюков и т.д.)

Вариант 2. «Народные промыслы России» 

Цель: Познакомить детей с декоративно - прикладным  искусством народов России - дымковской игрушкой, дать детям знания о родине Дымки.

Макет представляется в уголке патриотического воспитания. Педагог знакомит детей с историей возникновения глиняной дымковской игрушки, почему именно так эти игрушки назвали, где их лепили.

Вариант 3.   Игра  « Найди отличия» 

цель: Учить детей правильно называть элементы росписи, составлять небольшой описательный рассказ – сравнение, развивать внимание, мышление, речь.

Материал:  дымковские  игрушки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть дымковские  игрушки, украшенные по-разному (например – барышни) и рассказать, чем  узор  на одной игрушке  отличается  от узора на другой игрушке.

Вариант 4 «Ярмарка в Дымково» 

Цель: продолжать воспитывать у детей эстетические чувства, используя русские народные традиции, игры;

Ход игры. Игра проводится в виде развлечения

Воспитатель: знаете ли вы ребята, что на большие праздники на Руси устраивали ярмарки. На них можно было купить всевозможные товары, сделанные русскими мастерами – умельцами, покататься на каруселях, хорошо повеселиться, поиграть в русские народные игры. Людей, которые продавали игрушки, называли коробейниками, так как свой товар они носили в специальных коробах. Давайте поиграем в такую ярмарку, сами будем и продавцами, и покупателями. Чтобы товар хорошо продавался, его нужно хорошо расхвалить, а покупателей зазывать.

Воспитатель:

Проходи честной народ, всех вас ярмарка зовет!

Расписными огоньками, калачами пирогами!

Сказками, игрушками, пряником, ватрушками!

Посмотрите господа, что за чудо у меня!

На подносах расписных много кукол озорных,

Карусели звонкие  и свистульки громкие!

Барыни красавицы, все нарядом славятся!

Их весь день и до утра лепят в Вятке мастера.

Месят глину, топят печи, тратят краски, кисти, свечи,

Что за чудо? Что за диво? Так расписано красиво?

Это, знаю, там и тут сказку Дымкою зовут!

Ребенок - зазывала: в русском народном костюме  

У нашего Якова – товару всякого!

Нитки, катушки, веселые игрушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки,

Игрушки наши для души вашей!

Не бьются, не ломаются,

Порче никакой не подвергаются!

Выходит коробейник  с товаром. Дети покупают товар, который им понравился, но для того, чтобы купить, надо обязательно сказать, почему тебе понравился этот товар.

Воспитатель:

Вот и ярмарка в разгаре, загорелись огоньки,

Появились на прилавках, расписные индюки!

В ярких платьях барыни с бравыми гусарами!

В ярких лентах карусель закрутилася теперь!

Какая же ярмарка без веселья, давайте – ка поиграем, повеселимся.

Проводится игра «Золотые ворота»

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах –

На весь мир молва идет!

Вот и ярмарке конец,

А кто был здесь – молодец!

Описание: C:\Documents and Settings\User\Мои документы\дымка фото\DSC04473.JPG

                               

Художественное слово о Дымковской игрушке.

Ели спят у большака

В инее седом,

Спят деревья, спит река,  

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Средь поля, средь леса, в снегу и сугробах

Приткнулась деревня домишек убогих

В них печи топили, хоронясь от зимы.

Трещали в печурках поленья осины,

Забаву ребятам лепили из глины.

Дымы над домами всю зиму стояли,

И Дымково все ту деревню прозвали.

Давно это было, но всех и сейчас

Игрушки из Дымкова радуют нас.

Не птица, а сказка, и сказочный конь

От щедрости красок горит, как огонь.

Пусть воет, свистит под окошками ветер,

Узор на игрушках, как солнышко, светел.

Обычная глина и форма простая,

А ты посмотри, красота-то какая!

 

Приезжали взрослые с ярмарки, с базара,

Привозили домой вороха товара.

Ну а ребятишкам - девчонкам и мальчишкам -

Свистушки да игрушки, веселые частушки.

Свищет глиняная птичка, козлик, лошадь и синичка,

На боках орнамент ярок - то из Дымкова подарок!

Вечера зимою длинные,

Лепит мастер здесь из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.