Мои публикации
материал ( группа) по теме

Осипова Ирина Викторовна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И. В. Осипова, музыкальный руководитель, «Подсинский детский сад «Радуга», с. Подсинее, Россия

В работе раскрываются условия развития музыкальной ода­ренности дошкольников. Организация деятельности творческого центра в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: одаренные дети, педагогические технологии, интегрированные проекты, творческий потенциал.

Ориентация дошкольного образования на гуманизацию, созда­ние условий для развития индивидуальности каждого ребенка по­зволяют по-новому взглянуть на проблему одаренности детей-дошкольников. С одной стороны, это обусловлено единодушным мнением психологов и педагогов относительно того, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящих­ся в нем в виде задатков, с другой - раннее выявление, развитие и сопровождение не только актуальной, но и потенциальной одарен­ности является одной из задач современных стандартов образова­нтя.

Коллективом нашего детского сада был накоплен определен­ный опыт работы с одаренными детьми: ансамбль «Соловушки», мини-музей «Русская изба», кружковая работа по театрализованной и художественной деятельности в группах старшего дошкольного возраста. Вместе с тем анализ методических, психолого- педагогических и материально-технических ресурсов ДОО, изучение вопросов выявления и развития детской одаренности позволили определить нам ряд проблем: трудности в выявлении одаренных детей в связи с недостатком диагностических методик; отсутствие систематизированной работы по развитию детской одаренности внутри детского сада; недостаточная профессиональная и личностная готовность педагогов к работе с одаренными детьми необходимость привлечения к сотрудничеству родителей и социальных институтов. В 2012 г. на базе МБДОУ «Подсинский д/с «Радуга» была сформирована республиканская экспериментальна» площадка, направленная на разработку и апробацию эффектными модели развития разных аспектов детской одаренности (в том чис­ле и социальной) в условиях реализации современных ФГОС рекомендующих внедрение технологии проектной деятельности I работе с детьми дошкольного возраста.

В качестве основных педагогических условий мы выдели  следующие: построение единого образовательного пространства  за счет организации творческих центров, объединяющих в себя детей, педагогов и родителей; интеграцию образовательных областей ; применение инновационных педагогических технологии  и методов; изменение отношения педагогов к проблеме детской одаренности. В настоящее время функционирует четыре таких центр» «Юные эрудиты», «Спортландия», центр развития художественно творческих способностей, центр фольклорного творчества «Соловушка».

Реализация указанных условий направлена па аккумуляцию имеющихся в детском саду ресурсов по обеспечению развития  детской одаренности; определение педагогических технологий  методов развития различных видов одаренности, разработка различных форм работы с одаренными дошкольниками, в том числа проектов; проведение непосредственной работы с детьми; обеспечение взаимосвязи с другими творческими центрами через cоздание интегрированных проектов; организацию работы с родителями. В качестве основной образовательной технологии мы выбрали технологию проектной деятельности, позволяющую организовать практическую, исследовательско-образовательную деятель различных областях с обеспечением их интегрирования, активизирующую интеллектуальные и творческие способности детей, способствующую развитию любознательности, самостоятельности, активности.

Хочется подробнее остановиться на работе творческого центра «Соловушка». Он объединил в себе воспитателей групп, музы­кального руководителя, учителя-логопеда, родителей и воспитан­ников детского сада всех возрастных категорий, в том числе и имеющих речевые нарушения. Основными направлениями работы с /детьми являются: развитие музыкально-творческих способностей посредством различных видов музыкальной деятельности; «наро­доведение» - знакомство с народными традициями, обрядами, праздничной культурой, жанрами устного фольклора (считалки, скороговорки, потешки и др.).

Для успешной работы с детьми педагоги создали непринуждённую обстановку: детей не принуждают к действиям, а дают возможность освоиться, захотеть принять участие в образователь­ной деятельности. Соблюдение принципа последовательности и систематичности позволило планомерно усложнять поставленные задачи: 1) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пешие, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музи­цирование; 2) активизацию полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; 3) соотношение музыкального ма-1ср|иала с природным, народным, светским и частично историческим календарем. Также нами обеспечена возможность для самовыражения детей путем создания развивающей среды в группах и предоставления им возможности участвовать в конкурсах, концер­на,, где приобретается опыт публичных выступлений. Результатом реализации указанных условий является высокая активность детей эмоциональная отдача, хорошее настроение и желание дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Непосредственное развитие детской музыкальной одаренности происходит посредством занятий детей в фольклорном кружке «Соловушки», участия их в оркестре народных инструментов и издании театрализованных представлений. Помимо традиционных способов развития музыкальных способностей дошкольников, педагоги разучивают с детьми народные игры, обряды, учат их играть на народных инструментах. Так, фольклорные игры «Яша», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для раз­вития распевного интонирования, так как они активизируют и раскрепощают

 

 детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появ­лению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и само­выражения, при этом они могут использоваться воспитателей в процессе совместной деятельности.

Игра на народных музыкальных инструментах (ложках, тре-щётках, погремушках) способствует развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учит грамотно связывать пение с иг­рой, что вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполне­нии песен, увлекает детей и вызывает у них интерес.

Особого внимания заслуживает народный театр, где с детьми создаются мини-спектакли, как проектные продукты: «Колядки», «Капустники», «Кузьминки» и др. В их подготовке и проведении дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли, пробуя себя в различных видах деятельности: пении, танцах, игре на инструментах, драматизации. У них формируется уверенность в себе, желание петь, танцевать и музицировать, делиться творче­скими успехами со сверстниками и взрослыми, что создает пред­посылки для дальнейшего развития и совершенствования творче­ской личности ребенка и формирование его музыкальной культу­ры уже в школе.

Не менее интересны и другие формы работы с детьми. Так, размышление о музыке позволяет в речи выразить свои чувства и ощущения. Важно не только содержание, но и форма рассуждения, выразительность, интонация речи ребенка. В эмоциональной ок­рашенности речи: восхищении, радости, равнодушии, раздражен­ности, - выражается отношение ребенка к музыке, нравственной проблеме. Импровизационные этюды развивают интонационный и ладовый слух, творческую фантазию. При импровизировании ре­бёнок может продолжить начатую педагогом мелодию и завер­шить ее в тонике заданной тональности, или же, наоборот, выйти за пределы предложенного и завершить её так, как ему хочется. Пластическое интонирование (возможность «проживания» обра­зов, когда любой жест, движение становятся формой эмоциональ­ного выражения содержания) обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние через жесты, движения, пла­стику. Музыкально-исполнительская и сочинительская деятель­ность помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музицирования. Приём графического, цветово­го моделирования музыки позволяет развивать цветовое воспри­ятие, выражать эмоциональное состояние ребёнка, так как требует выбора цвета, общей графической композиции, соответствующей характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательны и интересны дтя педагога особое положе­ние линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

Обобщая вышесказанное, мы с уверенностью можем сказать, что, занимаясь в нашем центре развития музыкальной одаренно­сти, дети в полной мере реализуют свой творческий потенциал. У них есть возможность для самовыражения и во время различных выступлений, и во время выполнения обыкновенных заданий пе­дагога. Реализуя различные интегрированные проекты, дети рас­ширяют границы своего мировоззрения, обогащают социальный опыт общения со взрослыми и сверстниками, приобретают опыт публичных выступлений. Силами детей, педагогов, родителей реа­лизуются различные музыкально-театральные проекты, которые представляются вниманию родителей, гостей сада (слушателей курсов ХакИРОиПК, студентов Колледжа педагогического обра­зования, информатики и права, ветеранов войны и труда).

В заключение хочется отметить, ансамбль «Соловушки» - не­однократный победитель городских и республиканских конкурсов народной и патриотической песни (2011, 2012, 2013 г.г.), постоян­ный и желанный участник концертов в сельском Доме культуры, в смотрах художественной самодеятельности Алтайского района. Описанный выше опыт работы получил признание у педагогиче­ской общественности Республики Хакасия: в 2013 г. мы стали по­бедителями конкурса Министерства образования и науки РХ по разработке специальных разделов образовательных программ по выявлению, развитию и сопровождению детской одаренности; представили свой опыт работы на V республиканском образова­тельном форуме «Доступность и качество образования: разным детям - равные возможности».

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития творческой одаренности у детей в период ранне­го онтогенеза находится сегодня в центре внимания многих исследовате­лей и практиков, работающих в сфере образования. Внедрение ФГОС, рекомендующих внедрение технологии проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, обусловило необходимость реализации ряда педагогических условий, стимулирующих развитие творческой ода­ренности дошкольников: построение единого образовательного про­странства за счет организации творческих центров, объединяющих в себе детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей; применение инновационных педагогических технологий и методов; из­менение отношения педагогов к проблеме детской одаренности.

Хочется подробнее остановиться на работе творческого центра «Со­ловушка» (с. Подсинее), объединившего в себе воспитателей групп, музыкального руководителя, учителя-логопеда, родителей и воспитанников детского сада «Радуга» всех возрастных категорий, в том числе и имею­щих речевые нарушения. Для успешной работы с детьми педагоги созда­ли свободную обстановку: их не принуждают к действиям, а стимулиру­ют желание принять участие в образовательной деятельности. Соблюде­ние принципа последовательности и систематичности позволяет плано­мерно усложнять поставленные задачи: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, музыкально-ритмические движения, музицирование; активизация полученных впечатлений в само­стоятельной игровой деятельности; соотношение музыкального материа­ла с природным, народным, светским, и частично историческим календа­рем. Возможность для творческого самовыражения обеспечивается раз­вивающей предметно-пространственной средой в группах, участием в конкурсах, концертах муниципального, регионального и федерального уровней. Результатом реализации указанных условий является высокая активность детей, эмоциональная отдача, хорошее настроение и желание дальше заниматься музыкальным творчеством.

Непосредственное развитие детской музыкальной одаренности про­исходит посредством деятельности детей в фольклорном кружке «Соло­вушка», участия их в оркестре народных инструментов и создания теат­рализованных представлений. Помимо традиционных способов развития музыкальных способностей дошкольников, педагоги разучивают с деть­ми народные игры, обряды, учат их игре на народных инструментах. Особого внимания заслуживает народный театр, где с детьми ставятся мини-спектакли как проектные продукты - «Колядки», «Капустники», «Кузьминки» и др. В их подготовке и проведении дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли, пробуя себя в различных ви­дах деятельности: в пении, танцах, игре на инструментах, драматизации. У них формируется уверенность в себе, желание петь, танцевать и музи­цировать, делиться творческими успехами со сверстниками и взрослыми, что создает предпосылки для дальнейшего развития и совершенствова­ния творческой личности ребенка и формирования его музыкальной культуры уже в школе.

Не менее интересны и другие формы работы с детьми. Так, размыш­ление о музыке - позволяет в речи выразить свои чувства и ощущения. Важно не только содержание, но и форма рассуждения, выразительность, интонация речи ребенка. В эмоциональной окрашенности речи - восхи­щении, радости, равнодушии, раздраженности - выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Импровизационные этюды развивают интонационный и ладовый слух, творческую фантазию. При импровизировании ребёнок может продолжить начатую педагогом мело­дию и завершить ее в тонике заданной тональности, или же, наоборот, выйти за пределы предложенного и завершить её так, как ему хочется.

Пластическое интонирование (возможность «проживания» образов, когда

пост, движение становятся формой эмоционального выражения содержания) обладает особенным свойством - обобщать эмоционального выражения через жесты, движения, пластику. Музыкально-исполнительская деятельность помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями .навыками, необходимыми для музицирования. Приём графического цветового моделирования музыки позволяет развивать цветовое восприятие выражать эмоциональное состояние ребёнка, т. к. требует выбора цвета, общей графической композиции, соответствующей характеру музыльного образа, эмоциональным переживаниям. Особенно  показательны и интересны для педагога особое положение линий, отражающий регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации.

В заключение хочется отметить, что ансамбль «Соловушка» - неоднократный  победитель городских и республиканских конкурсов народной  патриотической песни (2011, 2012, 2013 гг.) Алтайского района.

Реализуя различные интегрированные проекты, дети расширяют границы мировоззрения, обогащают свой социальный опыт общения со взрослыми, сверстниками, приобретают опыт публичных выступлений.

Силами детей, педагогов, родителей реализуются различные музыкально-

Театральные проекты, которые представляются вниманию родителей,
слушателей курсов Хакасского института развития образования и повышения квалификации, студентов КПОИиП Хакасского государственного
института им. Н. Ф. Катанова, ветеранов войны и труда.

Библиографический список

 

Савенков А И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. Высш. пед  учеб заведений. М: Академия, 2000.232 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

      М.,2013. 20 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...