Проект «Мир драгоценных камней»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Першина Людмила Николаевна

Наша страна, как и многие другие страны, богата полезными ископаемыми, но дети не знают, что драгоценные камни - это тоже дар природы, то есть, те же полезные ископаемые.

У детей нет знаний о камнях и об их предназначении. Многие  видели ювелирные изделия из камней, но не понимают, откуда они берутся.

 

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - это один из видов практической деятельности, с помощью которой ребенок познает окружающий мир.

Приобщение к исследовательской деятельности поможет расширить знания об окружающем мире, даст возможность лично поучаствовать в ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_dragotsennyh_kamney.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир драгоценных камней»

Автор проекта: Першина Людмила Николаевна.

ГБДОУ детский сад №9.

Калининского района, г. Санкт-Петербург.

Образовательная область - познание.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Цель:

Развивать познавательные способности детей посредством поисковой деятельности. Стимулировать познавательную активность и любознательность. Вызвать желание заниматься поисково-познавательной деятельностью.

Задачи:

  • формировать интерес к изучению драгоценных камней;
  • формировать умение определять названия некоторых камней, а так же названия ювелирных изделий с использованием этих камней.
  • развивать мышление, память, внимание;
  • обогащать словарный запас ребенка;
  • воспитывать бережное отношение к дарам природы.

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы (6-7 лет);
  • родители воспитанников;
  • воспитатели.

Проблема:

На предыдущем проекте «Путешествие в страну сказок» при чтении сказки «Волшебник изумрудного города» А.М.Волкова  детьми был задан вопрос:

«Что такое изумруд?». Мы решили, что тема следующего проекта будет о камнях.


Актуальность проекта:

Наша страна, как и многие другие страны, богата полезными ископаемыми, но дети не знают, что драгоценные камни - это тоже дар природы, то есть, те же полезные ископаемые.

У детей нет знаний о камнях и об их предназначении. Многие  видели ювелирные изделия из камней, но не понимают, откуда они берутся.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - это один из видов практической деятельности, с помощью которой ребенок познает окружающий мир.

Приобщение к исследовательской деятельности поможет расширить знания об окружающем мире, даст возможность лично поучаствовать в ней.

1 этап:

Подготовительный

Предварительная работа с детьми:

Чтение книги «Волшебник изумрудного города».

Диагностика детей по теме: «Что мы знаем о камнях?».

Выставка книг, иллюстраций по теме проекта.

Подготовка атрибутов .

Перспективное планирование.

Предварительная работа с родителями:

Создание коллекции камней. Подготовка ювелирных изделий из драгоценных и полудрагоценных камней.

Предложить посетить выставку «Мир камня».

2 этап - перспективное планирование

3 этап:

НОД - интеграция областей, презентация рассказов детей «Расскажи историю своего камня». Создание книги по презентации.

4этап:

Заключительный

В результате работы над проектом у детей повысилась познавательная активность. Ребята узнали много интересного о происхождении и назначении драгоценных и полудрагоценных камней.


Содержание образовательной работы с детьми

Образовательные области

Тема

 Основные задачи работы с детьми

Формы работы

(НОД, проекты и др.)

Работа с родителями

 Мир драгоценных камней

Социально-коммуникативное развитие

Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья ситуациях, предметах, встречающихся на природе .Знакомить с правилами поведения на природе.

Продолжать формировать дружеские взаимоотношения. Закреплять представления о дружбе.

Формировать у детей социокультурные  компетенции. Развивать игровую деятельность .Систематизировать и углублять знания детей по заданной теме .Обогащать сюжет игры. Развивать познавательный интерес.

Упражнять детей в самостоятельной организации игры, учить их правильно подбирать материал для игры, считаться с интересами других детей. Уметь выполнять игровые действия в соответствии с ролью.

Формировать умение понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам, соотносить свое поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием окружающих.

Познакомить детей с основными правилами обеспечения безопасности во время прогулок на природе.

Способствовать развитию слуховых качеств ребенка. Развивать образное мышление и память

Формировать у детей положительное отношение к трудовой деятельности, желание помогать. Ответственно выполнять порученное дело

Дать представления о пользе физического труда на свежем воздухе

для здоровья.

Беседа на тему:

«Какие опасности подстерегают нас на природе» 

Беседа на тему:

«Если с другом вышел в путь».

Сюжетно ролевая игра:

«Семья». Сюжет: «Готовимся ко дню рождения мамы».(покупаем ювелирное украшение для мамы).

.Сюжетно-ролевая игра:

«Кинотеатр». Просмотр

Фильма «Хозяйка медной горы». По мотивам сказки «Каменный цветок»

 

Дидактическая игра

«Поделись хорошим настроением»

Дидактическая игра:

«Безопасное поведение на природе»(настольно-печатная).

Дидактическая игра:

«Узнай звуки и голоса природы».

Трудовая деятельность

:: «Разбираем завал»(сложенные горой стулья».

«Поиск драгоценных камней» в горных камнях.

.

Принести ювелирные украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Диск с записью фильма «Хозяйка

медной горы».

Изготовление кассы из картона и билетов

Электронный носитель с записью звуков природы, птиц и животных..


Содержание образовательной работы с детьми

Образовательные области

Тема

 Основные задачи работы с детьми

Формы работы

(НОД, проекты и др.)

Работа с родителями

 Мир драгоценных камней

Физическое развитие

Активизировать деятельность дыхательной, сердечно сосудистой систем организма .Стимулировать работу внутренних органов. Улучшить общее состояние организма.

Следить за своей осанкой, развивать координацию движений.

Способствовать активизации дыхательной системы

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук .Развивать умение подражать взрослым, тренировать память.

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Развивать зрительное внимание.

Способствовать снятию мышечного напряжения, повышению общего тонуса организма.

Формировать умение изображать по очереди людей разных профессий.

Снять напряжение с мышц, вызванное неподвижным состоянием.

Способствовать восстановлению работоспособности детей.

Формировать умение отбивать мяч от плоскости .Развивать коорди

нацию речи с движением. Способствовать развитию памяти и мышления.

Развивать скоростные качества: быстроту и ловкость. Воспитывать волевые качества, способствовать правильному физическому развитию ребенка.

Воспитывать уверенность в себе, решительность.

Совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия.

Формировать умение выполнять упражнение, развивать силовые качества.

Утренняя гимнастика:

«Солнце стало пригревать»

(конспект).

Дыхательная гимнастика:

«Раздуваем огонь».

«Дышим свежим воздухом»

Пальчиковая игра:

«Шел геолог на разведку»

Физкультминутки:

«Мамочке цепочку, бусики для

дочки».Н.С.Голицына, стр.126.

«Потрудились -отдохнем». Н.С.Голи

цына, стр.159.

«Угадай профессию». Н.С.Голицы

на, стр.64.

«Одолела вас дремота»

Н.С .Голицына, стр.69.

Подвижные игры:

Игра с мячом: «Я знаю пять названий украшений».

«Достань жемчуг со дна моря».

Упражнение:

«Хождение по подвисному мостику»(канатные дорожки).

Упражнение:

«Взбираемся на горы».

.

Принести жемчуг для эстафеты и маски для подводного плавания.

Сделать из канатов имитацию подвисного мостика.

Сделать макет гор.


Содержание образовательной работы с детьми

Образовательные области

Тема

 Основные задачи работы с детьми

Формы работы

(НОД, проекты и др.)

Работа с родителями

 Мир драгоценных камней

Познавательное развитие

Дать детям представление о том, где находятся драгоценные камни в природе, какие бывают камни.

Обогащать представления детей о драгоценных  камнях

Рассказать на какие группы они подразделяются.

Познакомить детей с понятием слова –геолог. Формировать представления о профессии геолога. Обобщить знания о

 о профессии людей, связанных с камнями.

Познакомить детей с названиями ювелирных украшений и предметами быта из драгоценных камней.

Обогащать словарный запас, активизировать познавательную деятельность .Развивать интерес к камням.

. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Формировать умение самостоятельно обследовать камни, выявлять их свойства.

Дать понятие детям о том, каким образом можно очищать воду в природных условиях.

Способствовать развитию познавательных способностей..

Закреплять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Упражнять детей в делении предмета на равные части путем складывания по диагонали .Учить показывать одну часть из восьми.

Закрепить у детей, умение составлять числа 4, 5, 6, 7 из двух меньших, раскладывая предметы. Упражнять в прямом и обратном счете.

Развивать память и мышление.

Беседа на тему:

«В загадочном мире волшебных камней».

Показ презентации:

«Волшебные самоцветы»».

НОД:

Беседа на тему:

«Поговорим о профессии геолог».

Беседа на тему:

«Изделия из драгоценных камней»

Беседа на тему:

«Коллекции и коллекционеры»

НОД:

Экспериментирование:

«Обследование камней».

Эксперимент «Фильтруем воду».

НОД:

«Геологическая экспедиция за драгоценными камнями»(игра-путешествие)

НОД:

Тема: «Деление на равные части»

( четырехугольники из цветной бумаги-камни).

НОД:

Тема: «Состав числа».

распределение камней по ячейкам –

Д.и: «Кто больше знает профессий»

Принести коллекцию драгоценных и полудрагоценных камней  и ювелирные украшения из драгоценных камней.

Принести чистый песок.

Сделать карту для НОД

«Геологическая экспедиция»

за драгоценными камнями».

Обклеить спичечные коробки цветной бумагой.


Содержание образовательной работы с детьми

Образовательные области

Тема

 Основные задачи работы с детьми

Формы работы

(НОД, проекты и др.)

Работа с родителями

 Мир драгоценных камней

 Речевое развитие

 Совершенствовать умение составлять  рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями. .Приобщать  к словесному творчеству .Упражнять в подборе слов.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе

Уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

Рассказать о своих впечатлениях о прослушанном произведении, кто из героев понравился больше всего и почему?.

Формировать умение понимать смысл прочитанного произведения, уметь высказывать свои предположения.

Приобщать детей к словесному искусству. Развивать разговорную речь .Упражнять в подборе слов, характеризующих героев сказки.

Воспитывать у детей желание слушать новые литературные произведения и умение передавать их содержание.

Формировать умение рассказывать о драгоценных камнях по таблице .Развивать сообразительность, находчивость .Расширять представления об окружающем мире через игру.

Формировать умение четко произносит слова, протягивая последние слоги.  .Развивать фонетический слух, точность слухового восприятия.

.

НОД:

Рассказы детей: «Волшебный камень желаний».

Чтение художественной литературы:

НОД:

«Малахитовая шкатулка». П.Бажов

(отрывок).

«Волшебник изумрудного города».

Н.И.Волков.

Стихотворение «У каждого камня история есть».(интернет-ресурсы).

«Серебряное копытце»

П.Бажов.

Стихотворение «Алмаз (интернет-ресурсы).

Дидактическая игра:

«Расскажи-ка» (с использованием таблицы).

Дидактическая игра:.

«Эхо в горах».

Принести художественную литературу: сказки, рассказы о драгоценных камнях.

Оказать помощь в оформлении таблицы для дидактической игры «Расскажи-ка».


Содержание образовательной работы с детьми

Образовательные области

Тема

 Основные задачи работы с детьми

Формы работы

(НОД, проекты и др.)

Работа с родителями

 Мир драгоценных камней

 Художественно-эстетическое развитие

Развивать творческие способности детей., умение аккуратно вырезать отдельные детали.

Формировать умение проявлять дизайнерские способности, создавая свои собственные коллекции украшений. Подбирать цвет, форму камней.

Формировать умение правильно передавать форму цветка, уметь лепить из отдельных деталей.. Использовать в своей работе освоенные приемы лепки.

Вызвать интерес к ювелирным изделиям. Воспитывать эстетические чувства. Предложить выбрать для показа понравившееся ювелирное украшение.

Закрепить с детьми названия ювелирных украшений, уметь определять их по внешнему виду, правильно определять название камней в изделии.

Формировать умение изготавливать предметы  бижутерии своими руками .Развивать творческие способности детей, фантазию и воображние.

Формировать умение работать с  выкройками по готовым схемам. Уметь рассказать о результате своей работы.

Выучить  с детьми песню. Способствовать повышению эмоционального настроя.

Формировать умение классифицировать камни.

НОД:

Аппликация на тему:

«Мы в город изумрудный идем дорогой трудной».

НОД:

Рисование на тему «Мы-дизайнеры»

Мастерская «Народные умельцы».

Лепка на тему: «Каменный цветок».

Показ ювелирных изделий под музыкальное сопровождение.

Рассматривание иллюстраций с изображением ювелирных изделий.

«Предметы украшений».

(изготовление украшений из бросового материала).

Конструирование: «Малахитовая шкатулка».

Знакомство и разучивание песни:

«Вместе весело шагать по просторам.

Дидактическая игра:

«Найди такой же».».

Распечатать иллюстрации бижутерии из драгоценных камней.

Принести раскраски по теме проекта.

Принести бусинки разного цвета и разного размера, проволку.

Принести фонограмму песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Проект мини-музей камня "В гостях у хозяйки Медной Горы"

Проект мини-музея камня «В гостях у Хозяйки Медной Горы» знакомит детей с разными видами камней, их особенностями, значением и применением человеком....

Итоговое мероприятие по экологическому проекту "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЯ" в подготовительной группе

закрепление знаний детей о камнях, минералах и природных ископаемых....

Расскажите детям о драгоценных камнях 3-7 лет

Карточки для занятий в детском саду и дома...