профилактика жестокого обращения с детьми
материал ( группа) на тему

Елена Антонова

профилактика жесктого обращения с детьми в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с «Чэчир»

_____________/Алексеева Е.В./

Комплексный план

 по профилактике жестокого обращения

и насилия в семье

МБДОУ д/с «Чэчир» на 2015-2016 уч.г.

Цель:

  • Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.

  • Создать условия для родителей  к мотивации воспитательной деятельности.

Задачи: 

  • Раннее выявление семейного неблагополучия.
  • Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
  • Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Ожидаемый результат:

  • Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
  • Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
  • Создание доверительно-делового контакта с родителями.
  • Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.                                                  

п/п

Мероприятия

Исполнители

 1

Выявление семей и детей, относящихся к «группе риска»

Психолог

Воспитатели

2

Составление банка данных о семьях «группы риска»

Психолог

3

Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания

Психолог

Воспитатели

4

Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника.

Психолог

 

5

Осуществление систематического контроля  за ребёнком в группе

(наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.)

Воспитатели

6

 Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания)

Психолог

Воспитатели

7

Наглядные формы работы с родителями (Памятки, буклеты, информационные стенды)

Психолог

8

Знакомство с правами (занятия с детьми)

Психолог

9

Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Психолог

Педагоги ДОУ

Заведующая,

Старший воспитатель.

                                                                                                               

                                                                                                     Приложение №1

Работа с педагогами:

Консультации:

1.«Право на защиту и помощь».

2. «Знакомимся с Конвенцией ООН».

3. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка».

Круглый стол:

1. «Правовая защита детей в семье и ДОУ».

2. Викторина «Права ребёнка».

Памятки:

1.  «Профилактика жестокого обращения с детьми».

2. «Показатели неблагополучия в семье».

                           


Приложение №2

Работа с родителями:

Консультации:

1. «Я ребёнок - и я имею права».

2. «Как нельзя поступать с ребёнком».

Анкетирование:

1. «Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребёнку?».

2. «Знаете ли вы права детей».

Памятки, буклеты:

1. «Педагогические знания родителям».

2. «Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения  к ребёнку».

3. «Показатели неблагополучия в семье».

Родительское собрание:

  1. «Эмоциональное благополучие ребенка».
  2. «Профилактика жестокого обращения и насилия в семье, аутоагрессивного поведения»

Конкурс рисунка:

1. Совместное творчество родителей и детей - «Моя семья».

Работа с детьми:

1. Занятия в старшей группе  «Знакомство с правами».

2. Конкурс рисунка «Моя семья».

Приложение №3

                                                                              ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п

   Программное содержание

Работа с детьми

1

 Знакомство с правами. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию».

Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.

ОД: Конспект занятия.

Демонстрационный материал «Права детей».

Свидетельство о рождении.

Иллюстрированный материал по теме занятия.

2

«Конвенция о правах  ребёнка». Право на защиту.

Цель: Формирование  представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.

 

ОД:  Конспект занятия.

Карточки по теме – права ребёнка.

Конституция РФ, Конвенция ООН.

Семейный кодекс РФ.

3

Знакомство с правами. «Право ребёнка на охрану физического здоровья».

Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.

ОД: Конспект занятия.

Демонстрационный материал «Права детей».

Иллюстрированный материал по теме.

4

Знакомство с правами. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье».

Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.

ОД: Конспект занятия.

Демонстрационный материал «Моя семья».

Иллюстрированные карточки по теме занятия.

Чтение художественных произведений.

                                                             

                                                               Приложение №4

Анкета.

                                            Знаете ли Вы права детей»

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________

 2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)

                * Дома, из средств массовой информации.

                * В детском саду

                *Из педагогической литературы

                * Из других источников

3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?____________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

4. Какие права у ребёнка в семье?____________________________________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших  

     детей в детском саду?_____________________________________________________

    ________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________

6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении

    ________________________________________________________________________

7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно  

    обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.

Приложение №5

                                                                   

                                                                    Анкета

                              «Какие наказания Вы применяете к своему ребёнку?»

1. Какое  из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным    

    для психики ребёнка?

  • Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
  • Сексуальное насилие
  • Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
  • Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
  • Иное________________________________________________________________

     _______________________________________________________________________

2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить  своего ребёнка?_______________

    _______________________________________________________________________

3.  Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет)

    подчеркните.

4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________

5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________

6. Чтобы наставить дитя на «путь истинный», применять средства физического

    наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.

7. Если наказывать, то  как?__________________________________________________

    ________________________________________________________________________

8. Как  обойтись без унижающих наказаний?____________________________________

    ________________________________________________________________________

9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над  

    детьми?_________________________________________________________________

Приложение №6

                                                     Памятка для родителей

                               по профилактике жестокого обращения с детьми.

6н

Использованная литература: htt//nashaucheba..ru.;  Карабанова О.А. «Психология семейный отношений и основы семейного консультирования»: учебное пособие –М.:Гардарики, 2006г.

Конвенция ООН о правах детей

Семейный кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится всё более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»?

Жестоким обращением  с  детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.

Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.

Жестокое обращение с детьми в семьях многим представляется как единичные случаи, и что есть некоторые семьи, относящиеся к группам риска, в которых насилие против детей имеет «естественные» доминирующие специфические особенности характеристик таких семей: плохое экономическое положение, низкий уровень образования родителей,  отклоняющееся и преступное поведение членов семьи, отсутствие одного из родителей, наличие психических заболеваний у членов семьи - но это ошибочное мнение. До сих пор, во многих семьях, физическое наказание рассматривается как хорошее средство педагогического воздействия на «непослушного ребёнка».

Какую ответственность  предусматривает закон за жестокое обращение

с детьми?

 

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует: Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6); Защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16); Обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24); Признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27); Защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34); Защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37); Меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).

Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте.

D:\картинки\9б.jpg         Телефоны по которым можно обратиться за помощью

        Приложение №7

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ.

хх

Использованная литература:

Фарберова Ф. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» д/в № 6 1992г.

Конвенция о правах детей.

Семейный Кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт

определение понятия «жестокое обращение»

и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

*Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);

*защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);

*обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);                                                                                                

*признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);

*защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);

*защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);

*меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);

Уголовный кодекс РФ предусматривает

ответственность:

*за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в

отношении несовершеннолетних (ст.106-136);

*за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);

Семейный кодекс РФ гарантирует:

*право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);

*право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);

*меру «лишение родительских прав»,как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69);

*немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Закон РФ «Об образовании»       утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства» (ст.5)

 и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или

воспитанника» (ст.56).

Закон РФ «О защите прав детей» гласит:

*жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).

                            Факторы риска, которые могут  спровоцировать

                                          жестокое обращение с детьми в семье.

*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов

  или мачех;

*Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из

  мест лишения свободы;

*Безработица или постоянные финансовые трудности;

*Супружеские конфликты;

*Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

*Нежеланный ребёнок;

*Умственные или физические недостатки ребёнка;

*Трудный ребёнок;

*Статус беженцев,

 вынужденных переселенцев.

В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких  условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.

Признаки неблагополучия  ребёнка в семье:

  • Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
  • На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не

реагируют.

  1. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский

сад в нетрезвом виде.

  1. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не

могут объяснить происхождения синяков и ссадин.

  1. Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре

занятости и не имеют постоянного источника дохода.

  1. Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском

саду не появляются.

   Признаки физического насилия в семье:

Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.

В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой.

В жестоком обращении с животными.

В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.

В стремлении скрыть причину травм.

При выявлении признаков  неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с  просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.

     D:\картинки\9б.jpg  Телефоны, по которым можно обратиться за помощью.

Приложение №8

                                         Показатели неблагополучия семьи

й3

Социально-экономические:

*Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.

*Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.

*Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и

денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери

кормильца и т.д.) не по целевому назначению.

*Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.

*Необеспеченность ребёнка

сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.

*Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.

*Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

Медико-санитарные:

*Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.

*Отсутствие в доме электричества, отопления.

*Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.

*Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.

*Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям

медицинской помощи.

*Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.

Социально-демографические:

*Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.

*Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).

*Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.

*Родители или один из них посещает деструктивную секту.

*Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Психолого-педагогические:

*Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.

*Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.

*Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.

*Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.

*Устойчивое уклонение родителей

от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.

*Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Криминально-аморальные.

*Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.

*Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.

*Аморальный и паразитический

образ жизни родителей (употребление спиртного,

наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.),

вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).

*Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.

*Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.

*Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.

*Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома

Используемая литература:

htt://nashaucheba.ru

Использованная литература:

Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребёнка» - 2008г.

Шорыгина Т.А «Беседы о правах ребёнка» - 2011г.

Нищева Н.В «Мои права: Дошкольникам о правах и обязанностях» демонстрационный материал: - 2009г.

Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» - журнал Воспитатель № 3 2010г.

Голицына Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников - 2012г.

Фесюкова Л.Б. «Моя семья» демонстрационный материал – 2009г.

Кочетова Е.А. «Правильное питание дошкольников» демонстрационный материал 2009г.

Иванова Е.А. «Защитим права ребёнка» журнал Воспитатель № 3 2010г.

Карабанова О.А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования» учебное пособие – М.: Гардарики 2006г.

Островская Л.Ф. «Педагогические знания родителям» - 1987г.

Фарберова Ф.М. «Обязанности и права родителей по воспитанию детей» журнал Дошкольное воспитание № 5-6 1992г.

«Конвенция ООН о правах ребёнка»  проспект 2008г. Изд.

«Семейный кодекс РФ» проспект 2012г.изд.

Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка: координация усилий семьи и детского сада» - 2003г.

Доронова Т.Н. «Детский сад и родители: проблемы взаимодействия"  - 2003г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика жестокого обращения с детьми...

Профилактика жестокого обращения с детьми. Педагогический совет – деловая игра

Для того, чтобы мудро воспитывать своего ребенка, знать спектр методов, применимых при процедуре наказания, чтобы не потерять родительский авторитет и не унижать личность формирующегося человека, роди...

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Простые правила, которые помогут родителям в воспитании ребёнка....

Конспект занятия по профилактике жестокого обращения с детьми на тему "Сказки учат многому…" с детьми дошкольного возраста 5-6 лет

Цель:1. Обобщить знание правил безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми.2. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление, внимание, осмотрительность в общении с не...