Использование ИКТ на интегрированных занятиях учителя-логопеда с детьми ОНР
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Бутусова Ирина Вячеславовна

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии активно внедряются и в дошкольную логопедическую практику. Использование ИКТ в коррекционном процессе - важная задача современного дошкольного образования.  Средства ИКТ помогают учителям-логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, сделать его более продуктивным и эффективным.            

Одной из актуальных проблем в современной коррекционной работе является      использование ИКТ в системе интегрированного обучения.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integrirovannye_zanyatiyabez_imeni_3.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Бутусова Ирина Вячеславовна,

учитель-логопед,

МБДОУ « Детский сад № 440»,

г. Нижний Новгород

Использование ИКТ на интегрированных занятиях учителя-логопеда с детьми ОНР                                                                                                                                              

                                                                                                                                                       

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии активно внедряются и в дошкольную логопедическую практику. Использование ИКТ в коррекционном процессе - важная задача современного дошкольного образования.  Средства ИКТ помогают учителям-логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, сделать его более продуктивным и эффективным.            

Одной из актуальных проблем в современной коррекционной работе является      использование ИКТ в системе интегрированного обучения.      

Как известно, важнейшим условием организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Такой подход предполагает взаимодействие разных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, педагога по физическому воспитанию и др. Участие этих специалистов в работе учителя-логопеда позволяет объединять, обобщать знания детей из разных образовательных областей вокруг одной лексической темы, устанавливать межпредметные связи. Выбранная тематическая модель интеграции позволяет каждому специалисту самостоятельно определять наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы, систематизировать имеющийся опыт и обмениваться интересными профессиональными находками.

Интегрированные занятия позволяют решать коррекционные, образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Решение этих задач на одном занятии представляется очень важным, т.к. у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, замедленность, застревание на одной позе, трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто невозможно. На интегрированных занятиях решаются и здоровьесберегающие задачи. Переключение детей на разные виды деятельности, смена поз при выполнении заданий, организация релаксации на занятии позволяют предотвратить перегрузки.

Залогом успеха интегрированных занятий является использование информационно-коммуникативных технологии. Применение ИКТ способствует увеличению заинтересованности и формированию положительной мотивации у детей, приносит им радость, эмоциональные переживания.

При подготовке интегрированных занятий совместно создаем методические материалы средствами программы «MS Power Point». В занятия включаем фото слайды, мультимедийные презентации. Использование презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Презентации «Деревья в осеннем лесу», «Зимний лес», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Сказки А.С. Пушкина», «Весеннее путешествие кораблика» и др.

Активно используем возможности интерактивной доски.  Данное коммуникативное средство позволяет одновременно получать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Интерактивная доска помогает  учителю-логопеду находиться на занятии в постоянном  взаимодействии с детьми.                                                

В интегрированные занятия включаем игры и упражнения компьютерной программы по коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» по

формированию у детей фонетической и фонематической стороны речи,  лексико-грамматических средств языка.                  

Практическое применение на занятиях находит КП «Kids Mart».                                

На каждый учебный год нами разрабатывается циклограмма образовательной деятельности. В ней   указываются   итоговые мероприятия - интегрированные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий.    

Безусловно, участие ИКТ во всех   формах и направлениях   работы учителя- логопеда активизирует и улучшает коррекционный процесс, позволяет детям воспринимать информацию на качественно новом  уровне. Использование ИКТ на интегрированных занятиях побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности. Высокая динамика таких занятий способствует эффективному усвоению материала детьми, совершенствованию всех компонентов языковой системы.

Список литературы.

1.Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. -М.: Творческий центр,    2007

2.Афанасьева О. В. Использование  ИКТ в образовательном процессе.

3.Белая К.Ю. Интеграция-как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление    ДОУ   2003. №4

4..Беляков Е.В. Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе.

5. Дуева Т. И., Суворова Е.Н.  Интегрированные занятия для детей с нарушением речи // Логопед. 2010.№8.

6.Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост .Громова  О.Е. М.2008.

7.Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед.2010 №8.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)

Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить понятия «звук», «бу...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и психолога с детьми средней логопедической группы «Разноцветная сказка»

Интегрированные образовательные области:Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...

"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий

quot;Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий...