Использование ИКТ на интегрированных занятиях учителя-логопеда с детьми ОНР
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии активно внедряются и в дошкольную логопедическую практику. Использование ИКТ в коррекционном процессе - важная задача современного дошкольного образования. Средства ИКТ помогают учителям-логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, сделать его более продуктивным и эффективным.
Одной из актуальных проблем в современной коррекционной работе является использование ИКТ в системе интегрированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_integrirovannye_zanyatiyabez_imeni_3.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бутусова Ирина Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБДОУ « Детский сад № 440»,
г. Нижний Новгород
Использование ИКТ на интегрированных занятиях учителя-логопеда с детьми ОНР
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Компьютерные технологии активно внедряются и в дошкольную логопедическую практику. Использование ИКТ в коррекционном процессе - важная задача современного дошкольного образования. Средства ИКТ помогают учителям-логопедам разнообразить формы поддержки образовательного процесса, сделать его более продуктивным и эффективным.
Одной из актуальных проблем в современной коррекционной работе является использование ИКТ в системе интегрированного обучения.
Как известно, важнейшим условием организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Такой подход предполагает взаимодействие разных специалистов: учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, педагога по физическому воспитанию и др. Участие этих специалистов в работе учителя-логопеда позволяет объединять, обобщать знания детей из разных образовательных областей вокруг одной лексической темы, устанавливать межпредметные связи. Выбранная тематическая модель интеграции позволяет каждому специалисту самостоятельно определять наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной темы, систематизировать имеющийся опыт и обмениваться интересными профессиональными находками.
Интегрированные занятия позволяют решать коррекционные, образовательно-воспитательные задачи, а также задачи по расширению двигательной активности детей, развитию музыкально-ритмических способностей. Решение этих задач на одном занятии представляется очень важным, т.к. у детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, замедленность, застревание на одной позе, трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий зачастую просто невозможно. На интегрированных занятиях решаются и здоровьесберегающие задачи. Переключение детей на разные виды деятельности, смена поз при выполнении заданий, организация релаксации на занятии позволяют предотвратить перегрузки.
Залогом успеха интегрированных занятий является использование информационно-коммуникативных технологии. Применение ИКТ способствует увеличению заинтересованности и формированию положительной мотивации у детей, приносит им радость, эмоциональные переживания.
При подготовке интегрированных занятий совместно создаем методические материалы средствами программы «MS Power Point». В занятия включаем фото слайды, мультимедийные презентации. Использование презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Презентации «Деревья в осеннем лесу», «Зимний лес», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Сказки А.С. Пушкина», «Весеннее путешествие кораблика» и др.
Активно используем возможности интерактивной доски. Данное коммуникативное средство позволяет одновременно получать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию. Интерактивная доска помогает учителю-логопеду находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми.
В интегрированные занятия включаем игры и упражнения компьютерной программы по коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» по
формированию у детей фонетической и фонематической стороны речи, лексико-грамматических средств языка.
Практическое применение на занятиях находит КП «Kids Mart».
На каждый учебный год нами разрабатывается циклограмма образовательной деятельности. В ней указываются итоговые мероприятия - интегрированные занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Безусловно, участие ИКТ во всех формах и направлениях работы учителя- логопеда активизирует и улучшает коррекционный процесс, позволяет детям воспринимать информацию на качественно новом уровне. Использование ИКТ на интегрированных занятиях побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности. Высокая динамика таких занятий способствует эффективному усвоению материала детьми, совершенствованию всех компонентов языковой системы.
Список литературы.
1.Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. -М.: Творческий центр, 2007
2.Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе.
3.Белая К.Ю. Интеграция-как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ 2003. №4
4..Беляков Е.В. Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе.
5. Дуева Т. И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи // Логопед. 2010.№8.
6.Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост .Громова О.Е. М.2008.
7.Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед.2010 №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"
В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ на тему: «Путешествие в осенний лес» (подготовительная группа)
Цель: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование положительного эмоционального фона.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить понятия «звук», «бу...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и психолога с детьми средней логопедической группы «Разноцветная сказка»
Интегрированные образовательные области:Социально-коммуникативное развитие;Познавательное развитие;Речевое развитие;Художественно-эстетическое развитие....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...
"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий
quot;Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий...