Картотека игр для детей дошкольного возраста
картотека ( группа) на тему

Абакумова Наталья Анатольевна

Картотека включает в себя:

-игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций;

-игры на развитие коммуникативных навыков;

-игры на развитие познавательных процессов;

-игры и упражнения на снятие страхов, снижение застенчивости и повышения уверенности в себе;

-игры на развитие эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_agressiyu.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon na_obshchenie.doc39 КБ
Microsoft Office document icon na_poznavat_protsessy.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon na_strahi.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon na_emots._sferu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА СНИЖЕНИЕ АГРЕССИИ И ОСЛАБЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Игра «Злые – добрые кошки» (с 3 лет)

Цель: снятие общей агрессии.

Описание: Дети стоят в кругу, в центре на полу лежит обруч – «волшебный круг» для превращения. Ребенок входит в обруч и по сигналу взрослого превращается в злющую кошку: шипит, выпускает когти. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг, говорят: «Сильнее, сильнее…». По сигналу взрослого «превращение» заканчивается и ребенок выходит из круга.

Игра повторяется со следующим ребенком. После детям предлагается превратиться в добрых и ласковых кошечек.

Мешок с капризками (с 4 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций.

Описание: Дети встают полукругом, психолог показывает мешок и говорит:

- Посмотрите, это не простой мешок - в нем собрались все детские капризы и упрямства. Иногда они вылезают из него и заставляют нас капризничать. Давайте прогоним капризы, чтобы они не портили нам настроение. Для этого нужно изо всех сил постучать кулаками по мешку.

По окончании упражнения психолог выясняет у детей, не осталось ли у них «капризок» и «упрямок».

Игра «Злые мыльные пузыри» ( с 4 лет)

Цель: учить контролировать гнев с помощью одной из дыхательных техник.

Описание: Детей просят назвать ситуации, когда они злятся на кого – нибудь.

«Сейчас я научу вас, как справляться со своей злостью. Закройте глаза и представьте, что у вас в руках трубочка для мыльных пузырей. (дети поносят к губам ладони, имитируя соломинку). Мед-ленно выдыхайте, чтобы образовался мыльный пузырь, который наполнен злостью. Сделайте большой злой пузырь. Вот он образовался и полетел вверх, выше и выше. Он становится меньше и меньше и вот совсем исчез. Теперь сделайте другой злой пузырь и подождите пока но исчезнет или лопнет. Пускайте пузыри до тех пор, пока вся злость не выйдет из вашего тела. Затем можно открыть глаза». 

Дети открывают глаза: «А теперь подул прохладный ветерок и унес остатки всех злых пузырей, которые были у нас в группе».

Игра «Закрытая дверь» ( с 5 лет)

Цель: снижение агрессии, упрямства, ослабление негативных эмоций

Описание: Дети делятся на пары, садятся «по-турецки» напротив друг друга, упираясь ладошками в ладошки напарника.

- Один из вас - железная, крепкая, неподвижная дверь. Держите свои ладошки очень крепко. А ваш напарник должен сильно давить на «дверь», пытаясь ее открыть. Игра начинается на счет «три», а заканчивается по сигналу «стоп». Внимание! Раз-два-три!..

Через минуту дети меняются ролями. По окончании упражнения выясняют у детей, что понравилось больше - быть «дверью» или «открывать» ее.

Игра «Ругаемся овощами» ( с 5 лет)

Цель: снижение вербальной агрессии, ослабление негативных эмоций.

Описание: Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.

Игра «Рвакля» (с 3 лет)

Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Описание: Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружиня

Игра «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия, коррекция агрессии. 

Описание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. 

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. 

Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение дня или 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина. 

Игра «Конкурс художников»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Описание: Психолог заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п.

При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех?

Игра «Улитка» (Н.Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Описание: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Игра «Маленькое привидение»

Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка, гнев.

Описание: Ведущий: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и поизносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Игра «Жужа»

Цель: снятие общей коллективной агрессии.

Описание: Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить Жужу, кривляться перед ней:

Жужа, Жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони/

«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят на «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен к «Жуже»).

Игра «Волшебные превращения»

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение или проявить агрессию, постепенно сводя их на нет.

 

Описание: Взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в какой они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но, что Это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик). Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (дети бегут каждый в свое «логово»). Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание — и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь обратно превращайтесь в мальчиков и девочек».

Игра «Драка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук, а также снять эмоциональное напряжение и частично выразить агрессию.

Описание: Помогите ребенку представить такую ситуацию. Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы).От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно. Примечание. Как вы, наверное, уже догадались, эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) связывается с решением не драться, а решать конфликты мирным путем.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Игра «Магнит» (с 3 лет)

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Описание: Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.

Игра «Рукавички» (с 5 лет)

Цель: формирование навыков сотрудничества


Описание: Для игры нужно вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою "пару", отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить совершенно одинаково рукавички. 
Замечание: ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше» (с 4 лет)

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

Описание: Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Игра «Сочиним историю»  (с 5 лет)

Цель:  научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков.

Описание: Ведущий берет какую – нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»

Игра «Зеркало» (с 5 лет)

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы.

Описание: Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Групповой массаж (с 5 лет)

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.

Описание: Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове. Упражнение лучше применять в конце занятия.

Игра «Сиамские близнецы» (с 6 лет)

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Описание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Игра «Слепой и Поводырь»  (с 6 лет)

Цель:  развитие межличностного доверия,  умения чувствовать других.

Описание: Дети разбиваются на пары. Один  - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Игра «Ожерелье пожеланий»  (с 6 лет)

Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.

Описание: На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10 см разного цвета. «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого». В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Игра «Менялки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Описание: Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Игра «Чудесный мешочек» (с 4 лет)

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти.

Описание: Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать

Игра «Дотронься до...» (с 4 лет)

Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей

Описание: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Рыба, птица, зверь» (с 4 лет)

Цель: развитие  переключения внимания, памяти, мышления.

Описание: Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться. 

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

Игра «Три предмета» (с 5 лет)

Цель: закрепление умения классифицировать.

Описание: Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

Игра «Запомни хлопки» (с 5 лет)

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя.

Описание: Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками

На два – объединиться в пары

На три – встать на одну ногу

На четыре – образовать круг и взяться за руки

Игра «Овощи, мебель, цветы» (с 5 лет)

Цель: развитие образно – логического мышления, внимания, создание положительного настроя.

Описание: Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Игра «Есть или нет?»  (с 5 лет)

Цель:  развитие внимания, мышления.

Описание: Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?  Есть ли в море рыбки?  Есть ли крылья у теленка?  Есть ли клюв у поросенка?  Есть ли гребень у горы?  Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха?  Есть ли в нем ошибки? 

Игра «Угадай по описанию» (с 5 лет)

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков. 

Описание: Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

Игра «Говори наоборот» (с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание: Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ, КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ, ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ, УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ, ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ, ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ, ДЕНЬ – НОЧЬ, ЗИМА – ЛЕТО, ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ, ВЫСОКО – НИЗКО, ПОЛ – ПОТОЛОК, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ГОРЯЧО – ХОЛОДНО, ТИХО – ГРОМКО. 

Игра «Сравнение предметов» (с 6 лет)

Цель: развитие мыслительных операций.

Описание: У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Пары слов для сравнения:

МУХА И БАБОЧКА, ДОМ И ИЗБУШКА, СТОЛ И СТУЛЬЯ, КНИГА И ТЕТРАДЬ, ВОДА И МОЛОКО, ТОПОР И МОЛОТОК, ПИАНИНО И СКРИПКА, ШАЛОСТЬ И ДРАКА, ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ, ГОРОД И ДЕРЕВНЯ.

Игра «Я положил в мешок» (с 5 лет)

Цель: развитие внимания и памяти.

Описание: Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Хлопни в ладоши» (с 5 лет)

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание: Психолог говорит детям: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное —вы хлопаете в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Игра «Каскад слов» (с 6 лет)

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание: Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

1) огонь;2) дом, молоко;3) конь, гриб, игла;4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;5) крыша, пень, вода, свеча, школа;6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ СТРАХОВ, СНИЖЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Упражнение «Нарисуй свой страх, победи его» (с 5 лет)

Цель: преодоление страхов ребенка.

Описание: До упражнения желательно поговорить с ребенком: "Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?". Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать "страх" на мелкие кусочки, а мелкие - еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда "страх" рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор - он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и "страх", и больше его никогда не будет.
Замечание: Повторите упражнение через 1 - 2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Игра «Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Описание: В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно психолог должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Психолог проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игра «Зайки и слоники»

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Описание: “Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?...” Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Игра «Конкурс "боюсек"»

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Описание: Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

Игры «Плоды одного дерева» (с 5 лет)

Цель: коррекция страхов, повышение уверенности в себе.

Описание: Детям показывают бутафорское дерево, на котором созрели черные и желтые плоды. Плоды черного цвета - наши страхи, а желтые плоды - наши смелые поступки.

Каждому ребенку предлагается сорвать один черный плод и рассказать, чего он боится или боялся раньше, или чего когда-то испугался. Затем сорвать желтый плод и рассказать о своем смелом поступке или о том, чего он не боится. Психолог первым срывает «плоды»: «Однажды я испугалась ... Зато я не боюсь ...»

Игра «Несмеянки» (с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, упрямства, развитие произвольности.

Описание: Детям рассказывают историю о государстве Несмиянок и о Клоуне, который решил их рассмешить. Выбирается Клоун, ему надевают колпак и нос – он должен постараться рассмешить Несмиянок. Остальные дети – Несмиянки – должны постараться не улыбнуться и не засмеяться.

Игра «Король и слуги» (с 5 лет)

Цель: снижение застенчивости, эгоцентризма, повышение уверенности в себе, развитие умения различать разные эмоциональные состояния.

Описание: Среди детей выбирается король (королева), который отдает приказы и распоряжения. Ему предоставляют трон и корону. Остальные дети – слуги – выполняют распоряжения короля. Если король сидит с серьезным лицом, все с серьезными лицами маршируют. Если король улыбается, все улыбаются и машут ему рукой

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

В роли короля (королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

Игра «Страшные маски» (с 6 лет)

Цель:  коррекция страхов.

Описание: Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка о страхе

Цель: коррекция страхов.

Описание: Приготовить бумагу и карандаши. Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?

Дети рисуют Страх, показывают его друг другу и рассказывают о нем.

Игра «Жмурки»

Цель: помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства.

Описание: Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и c теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» — им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников. B случае, если этот процесс затягивается, можно помочь ему таким способом: все не пойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. B следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Игра «Закончи предложение» (с 5 лет)

Цель: учить вербализировать свои состояния.

Описание: ребятам предлагается продолжить предложения:

- я люблю, когда…

- меня беспокоит, что…

- когда я злой…

- когда мне плохо…

- когда меня обижают…

- я боюсь…

Игра «Море волнуется» (5-6 лет)

Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний.

Описание: психолог говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, эмоция … замри!» Можно обсудить, почему у ребёнка могла возникнуть данная эмоция.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Описание: Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость

Игра «Пиктограммы»

Цель: упражнять в изображении различных эмоциональных состояний.

Описание: Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Упражнение «Музыка и эмоции»

Цель: развитию понимания передачи эмоционального состояния и развитию образного мышления.

Описание: Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только.

Игра «Лото настроений»

Цель: распознавание различных эмоций.

Описание: Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

Психогимнастические упражнения (этюды)

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Описание: 1.Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2.Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3. Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

4.Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

Игра «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»


Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Описание: Выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

Игра «Закончи предложение»

Цель: осознание своих эмоций и эмоциональных реакций других людей.

Описание: Детям предлагается закончить предложение:

Когда ребенок плачет, мама чувствует…

Когда дети играют, они чувствуют…

Когда человек говорит неправду, он чувствует…

Когда ребенок болеет, мама чувствует…

Когда человек остается один, он чувствует…

Когда человек сделал доброе дело, он чувствует

Когда у человека есть друг, он чувствует…

Когда человек видит что-то необычное, он…

Игра «Раз, два, три ... Настроение, замри!» (с 5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы, выразительности пантомимики.

Описание: Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Ребята по команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.

Игра «Стулья для животных» (с 4 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы

Описание: В центре комнаты ставятся три стульчика с прикрепленными картинками животных в разных настроениях: веселое, страшное, грустное. Тот, кто сядет на стульчик, превращается в страшного зверя, грустного или веселого животного. Дети поочередно садятся на стульчики и показывают заданное настроение зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

Картотека игр для детей дошкольного возраста.

Хочу поделиться подборкой интересных и полезных, на мой взгляд, игр для детей....

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со свер...

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста.

В этом материале сделана подборка физкультминуток для детей дошкольного возраста....

Картотека физкультминуток для детей дошкольного возраста

Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:...

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал можно использовать при планировании досуговой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста....

Картотека «Физминутки» для детей дошкольного возраста по всем возрастам.

Картотека «Физминутки» для детей дошкольного возраста по всем возрастам....