Главные вкладки

    Круглый стол по теме: "Адаптация дошкольников к условиям детского сада"
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Беляева Алёна Анатольевна

    Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adaptatsiya_k_dou_belyaeva_a.a.doc49.5 КБ
    PDF icon prezentatsiya_adaptatsiya_detey_v_dou.pdf1.16 МБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада.

    Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

    Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

    Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

    Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

    Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

    Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
    1. легкая адаптация:

    • временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
    • аппетита (норма по истечении 10 дней);
    • неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость,

    агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

    • характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность

    практически не изменяются;

    • функциональные нарушения практически не выражены,

    нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

                               2.        Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно

    • сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
    • ориентировочная деятельность (20 дней),
    • речевая активность (30-40 дней),
    • эмоциональное состояние (30 дней),
    • двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
    • Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.
    • Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

    3.        Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым
    нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

    • Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),
    • резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться,
    • отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).
    • Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
    • При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
    • После проведения обследования в 1 младшей группе выявлены следующие результаты:
    • Легкая адаптация 26%
    • Средняя адаптация – 38%
    • Тяжелая адаптация – 15%
    • И ещё один вид, это

    Незаконченная адаптация -21%, это дети которые только начинают ходить или ходили совсем мало

    Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

    Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

    I        этап - подготовительный.

    Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

    Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

    II        этап - основной.

    Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.

    Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

    III этап - заключительный.

    Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон.

    Меры облегчающие адаптацию у детей:

    • Формирование у ребёнка положительной установки, желание

    идти в детский сад.

    • Создание атмосферы тепла и уюта в группе.
    • Формирование эмоционального контакта
    • Воспитание доверие к другим взрослым и детям.
    • Формирование потребности в общении.
    • Развитие  потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
    • Развитие у детей умение адаптироваться в социальной среде.
    • Приобщение детей к миру взрослых, их деятельности, к миру чувств и переживаний.

    Формы работы в период адаптации с педагогами:

    - Консультации,- беседы«Возрастные особенности детей», «адаптационный период в д/с» «игры в адаптационный период в детском саду»,
    - Совместная организация игровой деятельности

    Формы работы в период адаптации с родителями

    - Консультации
    - Анкетирование
    - Беседы
    - Оформление  стендов
    - информация на сайте доу

    Формы работы в период
    адаптации с детьми

    - Укороченное время пребывания ребёнка в группе во время адаптационного периода.
    - Беседы.
    - Алгоритмы «Я одеваюсь», «Я умываюсь», «Учимся складывать».
    - Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем (« Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Лови – лови» и т.д.).

    Условия успешной адаптации

    Развивающие игры, пальчиковые игры, массаж рук, развитие мелкой моторики, подвижные игры, психогимнастика и т.д.

    Исход адаптации.

    Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

    Адаптационный период считается законченным, если:

    •Ребенок ест с аппетитом;

    • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

    •Эмоционально общается с окружающими.

    •Играет.

    Важно помнить

    • Чтобы ребенок не смерился с детским садом, а действительно полюбил его -нашёл для себя что – то интересное и не имел никаких серьёзных проблем в стенах дошкольного учреждения.
    • Адаптационный период будет успешно завершен  только при  тесном взаимодействии  педагогов и семьи, объединенных общей целью – комфортной адаптации ребенка к ДОУ.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Участие в работе круглых столов, деловых игр и семинаров на базе детского сада

    В детском саду проходят методические недели, проводятся различные мероприятия: семинары, деловые игры, открытые занятия, дни открытых дверей....

    Семинар: "Успешная социализация дошкольника в условиях детского сада". Тема выступления: "Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке"

    Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке.Доклад воспитателя Исаевой С. П.   Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность д...

    Круглый стол для педагогов на тему: «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»

    Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленько...

    Круглый стол для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Цель данного мероприятия -  раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать...

    Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

    Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...