«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».
методическая разработка ( группа) на тему

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

            Проект (буквально «брошенный вперёд») – прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта.

            Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приёмов и действий педагога в определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_po_proektnoy_deyatelnosti.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Цель: внедрение  технологии проектирования в деятельность дошкольной организации.                                                          

№ п/п

Вид деятельности

Ответственный

ПЛАН ПЕДСОВЕТА

1

Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета.

Ст. воспитатель

2

Актуальность темы педсовета

ст. воспитатель

3

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

Ст. воспитатель

4

Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе дошкольной организации.

ст. воспитатель

5

Выступления педагогов ДОО. Презентация проектов

воспитатели

6

Итоги тематической проверки .

Старший воспитатель

7

Решение педагогического совета.

             воспитатели

Ход педсовета

1.Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета.

2.Актуальность темы педсовета.

        В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.

        Проект (буквально «брошенный вперёд») – прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование – процесс создания проекта.

        Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приёмов и действий педагога в определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.

Проектная технология предполагает:

-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельную деятельность воспитанника;

-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

-использование исследовательских методов, то есть определение проблемы, вытекающих  из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировку, выводы.

        Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность даёт возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

-является одним из методов развивающего обучения, так как в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-повышает качество образовательного процесса;

-служит развитию критического и творческого мышления;

-способствует повышению компетентности педагогов.

        Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОО условия для эффек- тивной образовательной работы.

2. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций.

Выступление старшего воспитателя.

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

        Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментирования и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка.

        Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

        О перспективности метода проектов свидетельствуют те факторы, что он даёт возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.

        В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

        В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестаёт быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им,  проявить его в своём творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.

        В образовательной практике, где проектный метод обучения после забвения вновь начал применяться с 80-х годов прошлого века, уже накоплен достаточно большой опыт его реализации.

        В последнее десятилетие в научно-педагогической литературе много написано о сущности и современном прочтении метода проектов. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

        Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижении поставленной цели.

        Находясь в постоянном поиске новых форм и методов повышения качества образования, специалисты дошкольной ступени также обратили внимание на метод проектов. Использование его в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, то есть нововведение, новшество.

        В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Расширить проблему или работать над проектом в данном случае – значить применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

        В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

        Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, - творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызывать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

        В образовательной практике выделяются следующие основные этапы работы над проектами:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

* к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

* с какими предметами научиться работать для  достижения цели.

3. Выполнение проекта (практическая часть).

4. Публичное представление продукта проектной деятельности.

5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Как правило, темой проектов (чаще её определяют педагоги) становится раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе самих детей, что иногда случается, то это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

        Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: «Что я уже знаю об этом?», «Что хочу узнать?», «Что надо для этого сделать?». Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации.

        Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, в младшем дошкольном возрасте определяются так:

-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

        В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

        Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то,  начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты что не противоречит, а лишь подчёркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками, например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».

        В старшем дошкольном возрасте появляется видовое разнообразие проектной деятельности: проекты комплексные – выставка творческих работ и праздник «Моя родина – Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора …», Книжкина неделя»;  творческие – спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам»; практико-ориентированные – благоустройство группы, оформление и уход за клумбой;  индивидуальные – «Здоровье моё», «Моя семья»; групповые – «Нам на улице не страшно», «В Стране математики», «Мы любим спорт»; исследовательские – «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «Здоровое питание» и др. Всё обучение не должно сводиться к проектной деятельности, какой бы продуктивной она ни являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до 5 проектов, среди которых краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

        К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведён до конца, должен быть осязаемый  продукт проектной деятельности (макет, выставка, альбом, праздник и др.). Ребёнок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда.

        Проектная деятельность может быть зафиксирована в виде традиционного плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект». Можно разработать специальную проектную карту с указанием видов коллективной деятельности, через которые реализуются отдельные этапы (задачи) проекта и матрицу проектной деятельности.

Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе дошкольной организации.

        Выступление воспитателя подготовительной группы.

        Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определённые этапы:

1-й этап.

На первом этапе воспитатель формирует проблему и цели проекта, после чего  определяется  продукт проекта; вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

        Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2-й этап.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

        Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

3-й этап.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

        У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4-й этап.

Педагог готовите презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

        Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

        Классификация проектов.

В настоящее время проекты в ДОО классифицируют по следующим признакам:

*По тематике.

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

*По составу участников.

Различаются по составу групп участников проекта – индивидуальные, групповые и фронтальные.

*По срокам реализации.

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятия), так средней продолжительности и долгосрочными (ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проектов.

*Выбор цели проекта.

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.

*Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, с какими предметами научиться работать для достижения цели, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.

*Выполнение проекта.

Выполняется практическая часть проекта.

*Подведение итогов.

Проводится «разбор полётов, оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОО.

*Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

*Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

*Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

*Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

4. Выступление педагогов ДОО. Презентация проектов.

Исследовательско-творческие проекты.

Выступление воспитателя.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально развивалось в процессе саморазвития.

        Использование проектно-исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольной образовательной организаций и семьи. Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во-первых, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что программа дошкольных образовательных организаций должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

        Во-вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

        В-третьих, всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Творческие проекты.

Выступление музыкального руководителя.

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.

        Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

        Основная задача педагога – приобщить ребёнка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему. Стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

        В детском саду ребёнок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-этические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребёнка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно-эстетические понятия, ценностные ориентации.

Решение педагогического совета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

«Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС»

В докладе для воспитателей подробно рассмотрено понятие проектной деятельности, вариативность использования данного метода в педагогическом процессе детского сада, общая схема организации проектной де...

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях ФГОС

Метод проектов-совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иноую проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС

Презентация знакомит с технологией проектирования в деятельности дошкольного учреждения, применение которой способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, с...