Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

КОРОВАЙКИНА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

К2 П3

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с.Куриловка Вольского района Саратовской области»

Рассмотрено и принято

На Педагогическом  совете

Протокол №1 от 01.09.2015 года

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский сад с.Куриловка»

___________ И.А. Матвиенко

Приказ  №60 от 01.09.2015 года.

Рабочая программа кружка «Добрый мир»

по программе Л.Л. Шевченко «Добрый мир»

в подготовительной к школе группе

Срок реализации  программы: 15.09.2015 г.- 25.05.2016 г.

Автор:

воспитатель МДОУ «Детский сад

с.Куриловка Вольского района

Саратовской области»

Коровайкина Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи рабочей программы

1.3. Содержание и формы работы с детьми.

1.4. Принципы кружковой работы.

1.5. Методологические приёмы, используемые в кружковой работе. 1.6.Планируемые результаты освоения кружковой программы.

2.Содержательный раздел.

2.1. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».

3.Организационный раздел.

3.1 Учебный план.

3.2. Учебно-методическое обеспечение программы.

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

В нашем МДОУ в рамках Социально – нравственного направления в развитии и воспитании дошкольников решаются задачи духовно – нравственного воспитания.

Воспитание направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Ведущими духовными ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Необходимый уровень нравственного развития ребёнка зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живёт.

Актуальность:

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль  детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Педагогическая  целесообразность.

В МДОУ обучаются дети из разных социальных семей. Каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности, поэтому очень важно воспитывать толерантные отношения между детьми, научить их уважению к старшим членам семьи – бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру. Содержание программы основано на знакомстве детей с окружающим миром на основе ценностей православной  культуры, способствующему эстетическому воспитанию с элементами творческой деятельности.

1.2. Цели и задачи рабочей программы.

Цель рабочей программы- это развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование у детей эстетической культуры.

Задачи рабочей программы:

  1. Образовательные: приобщать детей к прекрасному через знакомство с искусством(литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.) как классическим, так и народным(в том числе религиозным), через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут развиваются дети.
  2. Развивающие: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает; развитие речи и формирование словаря; формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей.
  3. Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственного поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

1.3. Содержание и формы работы с детьми:

  1. Экскурсии, целевые прогулки.
  2. Просмотр слайдов.
  3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством, посещение.
  4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  5. Беседы(о правилах поведения в православных храмах).
  6. Чтение(художественной литературы по духовно – нравственной тематике).
  7. Слушание(духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).
  8. Творческая художественная деятельность детей.
  9. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
  10. Эстетические беседы.
  11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
  12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
  13. Совместные творческие работы детей и родителей.

1.4. Принципы кружковой работы:

  1. Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»)
  2. Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путём формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе,бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
  3. Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  4. Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям нашего края)
  5. Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребёнка).
  6. Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи и МДОУ).

1.5. Методические приёмы, используемые в кружковой работе:

  1. Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр).
  2. Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).
  3. Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ родителей и детей, проведение экскурсии в храм, организация праздника и его проведение)

1.6. Планируемые результаты освоения кружковой программы.

С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты:

  1. Устойчивость навыков поведения.
  2. Сформированность основ ценностных сфер личности.
  3. Стабильность психического развития.
  4. Целостность восприятия мира.
  5. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
  6. Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
  7. Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
  8. Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям и формам традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
  9. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

2. Содержательный раздел.

2.1.Календарно- тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».

Месяц

Программное содержание

Совместная деятельность

Сентябрь

I раздел: Устроение мира.

1. «Наш красивый добрый мир».

    Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога.

2. «Свет. День. Ночь».

    Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру.

3. «Небо».

    Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие.

1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.

3. Игровая деятельность: с/р игры «Коршун», «Облако и коршун»; п/игры «День и ночь», «Море волнуется».

4. Работа с иллюстрационным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Наш мир», «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Октябрь

1. «Земля. Вода. Растения».

    Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения.

2. «Солнце. Луна. Звёзды».

    Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения».

3. «Птицы. Рыбы. Насекомые».

    Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых.

4. «Животные». «Человек».

    Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога.

1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года.

3. Игровая деятельность: с/р игры «Бычок», «Баранчики», п/игры «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны».

4. Работа с иллюстрационным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Ноябрь

1. «День отдыха».

    Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне»

2. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери».

(4 ноября).Димитровская родительская суббота – день богатырской славы.

3. «Звуки доброго мира»

    Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение.

3. «Русская изба».(Мини-музей).

    Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями.

1. Музыкальная деятельность:послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон).

2. Экскурсия в мини-музей.

3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам.

Декабрь

II раздел: Устроение отношений в мире.

1. «Кто сотворил добрый мир».

    Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку.

2. «Быть добрым – хорошо».

    Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек.

3. «Добрые качества моей души и добрые дела».

    Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души.

4. «Умеем ли мы дружить?».

    Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе.

1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься».

2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года.

3. Игровая деятельность: д/игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; п/игра «Выручалки».

4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет».

5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Январь

1. «Праздник Рождества Христова».

    Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.

2. «О непослушании в рассказах, о творениях».

    Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде.

3.«О трудолюбивых и ленивых».

    Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей.

4. «Наши добрые дела».

    Цель: Учить детей оценивать поступки людей.

1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

2. Музыкальнаядеятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам».

3. Игровая деятельность: д/игра «Стрекоза и муравей».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Февраль

1. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных».

    Цель: Закрепить понятие доброта.

2. «Если нас обидели».

    Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать.

3. «Защитники Руси».

    Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях.

4. «Как следует относиться к людям».

    Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу.

1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться».

2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта».

3. Игровая деятельность: д/игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Март

1. «Скромность и гордость».

    Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости.

III раздел: Устроение отношений в нашей жизни.

2. «Моя мама».

    Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью.

3. «Правда и ложь».

    Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков.

4. «Моя семья»

    Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим.

1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь».

2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом».

3. Игровая деятельность: д/игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь», «Капустка».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Апрель

1. «Что мы называем Родиной».

    Цель: Дать представление о Родине.

2. «Традиции праздника Пасхи».

    Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника.

3. «Православный храм».

    Цель: Познакомить детей с православным храмом.

4. «День Ангела».

    Цель: Раскрыть детям знание их имён.

1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи».

2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов.

3. Игровая деятельность: д/игры пазлы.

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

Май

1. «Наши меньшие друзья птицы».

    Цель: Сформировать доброе отношение к птицам.

2. «Забота человека о домашних животных».

    Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам.

3. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям».

    Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру.

4. «Открытое путешествие в добрый мир».

    Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками.

1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай».

2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака».

3. Игровая деятельность: п/игра «Курочки летят», д/игры «Угадай цветок», «Назови животное».

4. Работа с иллюстративным материалом.

5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой».

6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам.

3.Организационный раздел.

3.1.Учебный план.

Педагог (руководитель кружка): Коровайкина Наталья Анатольевна

Категория воспитанников: дети подготовительной к школе группы.

Время проведения: вторник (1неделя) и среда(2неделя). Длительность 25-30мин.

Данная рабочая программа реализуется в форме кружковой работы.

Мониторинг:  2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Планирование составлено на основе:

программы Л.Л. Шевченко «Добрый мир»

3.2. Учебно- методическое обеспечение программы.

  1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо- плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.
  4. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
  5. Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
  6. Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
  7. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно -  исторических традиций Отечества, 2011г.