Значение игры для ребёнка дошкольного возраста
статья ( группа) на тему

Одной из разновидностей активных методов обучения является - игра.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Психологическая теория деятельности (Л. Выготский и А. Леонтьев) выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную, которые тесно взаимосвязаны. Одной из разновидностей активных методов обучения является дидактическая игра.

Немецкий психолог К. Гросс, в начале ХІХ в. первым предпринявший попытку систематизировать изучение игры, называет её начальной школой поведения. По его мнению, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, их смысл именно в том, чтобы стать для ребёнка школой жизни.

Следует отметить, что в последнее время заметно возрос интерес психологов, педагогов, в частности дидактов, к игре как средству развития познавательного интереса. Современная психология определяет, что игра охватывает все периоды жизни человека, что это вовсе не возрастной признак, а важная форма его жизнедеятельности. С игрой связана вся жизнь человека, изменяются лишь мотивы игры, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.

Игра – явление многогранное, как феномен культуры она учит, развивает, даёт возможность отдохнуть. Детство без игры и вне игры является аномальным. В детские годы игра является ведущим  видом деятельности, именно через неё ребёнок быстрее знакомится с окружающим миром, правилами и нормами общения с людьми, быстрее усваивает навыки и привычки культурного поведения. В игре дети проверяют свою силу и ловкость, у них возникает желание фантазировать, открывать тайны и стремиться к чему-то прекрасному.

В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия, что способствует развитию и формированию художественного творчества.

Игра – это образное, деятельное отражение жизни. Она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду, к активному познанию окружающей действительности. В дидактическом словаре-справочнике         К. Баханова игра определяется как «вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воспроизведение и усвоение общественного опыта, в котором создаётся и совершенствуется самоуправление поведением».

Выделяют следующие функции игры:

•        развлекательную – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес, подвигнуть (вдохновить);

•        коммуникативную – усвоение норм поведения;

•        самореализации – возможность самоопределения;

•        терапевтическую – преодоление трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

•        диагностическую – определение отклонений от норм поведения;

•        коррекционную – внесение положительных изменений в структуру личности;

•        социализации – включение в систему общественных отношений.

Структура развёрнутой игровой деятельности содержит следующие основные компоненты:

•        побудительные – потребности, мотивы, интересы, стремления, определяющие желание ребёнка участвовать в игре;

•        ориентировочные – определяющие выбор средств и способов игровой деятельности;

•        исполнительские – действия, операции, позволяющие реализовать игровую цель;

•        контрольно-оценочные – коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Об учебном, развивающем значении игры высказывались философы, мыслители, учёные: Платон, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо,           М. Монтессори, К. Ушинский, Л. Толстой. Проблемы использования игр в учебно-воспитательном процессе изучали известные отечественные педагоги-практики, новаторы – А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Яковлев. Игру рассматривают как ведущую деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Но еще Л.С. Выготский подчеркивал, что в дальнейшем «игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в школьном обучении и труде». Именно поэтому педагоги и психологи ориентируют на это воспитателей детских садов, подчеркивая, что создаваемые в учебно-воспитательных целях дидактические игры, в частности интеллектуально-развивающие, имеют функции интенсивного развития для дошкольников. Дидактические игры «дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивания детей на основе общих замыслов и интересов» (А.А. Люблинская).

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого. Однако педагог отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребёнок действует активно, мыслит, строит, комбинирует, моделирует человеческие взаимоотношения.

Деятельность А. Макаренко является ярким примером игровой позиции педагога. Он определял игру как важный метод, считая, что между игрой и трудом нет большого различия, что в каждой хорошей игре есть трудовое усилие и усилие мысли.

Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения.

По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности, а Т. Маслова считает игру одним из эффективных средств умственного развития ребёнка. Она подчёркивает, что включение дидактической игры в педагогический процесс способствует тому, что дети, восхищённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. Таким образом, игра является средством самореализации и самовыражения.

Выдающийся психолог Д. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он отмечает, что сущность детской игры заключается в реализации стремления ребенка «быть, как взрослый». Д. Эльконин  выделял следующие этапы развития детской игры: предметная игра (до 3-х лет), ролевая игра (3-7 лет) и игра с правилами. Проанализировав структуру игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя играющий. К характерным признакам игры также относится игровое действие: что именно происходит в определённых границах времени и места по добровольным правилам.

Игровые правила – это ещё один, очень важный компонент игры. Игровое действо в определённой воображаемой ситуации – это образное преобразование реальности, где личность, спрятавшись за маской, «играет» другую роль. Для игры характерна свобода, выход за пределы «настоящей жизни».

Игра принадлежит к признанным методам обучения и воспитания.

Её ценность заключается в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитательная функции тесно связаны и взаимодействуют друг с другом.

Исследователи игры рассматривают её как:

•        особое отношение личности к окружающему миру;

•        особую деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается как его субъективная деятельность;

•        социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);

•        деятельность, благодаря которой происходит развитие психики;

•        социально-педагогическую форму организации обучения.

Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.

Игру можно рассматривать как:

•        особое отношение личности к окружающему миру;

•        особую деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается как его субъективная деятельность;

•        социально заданный и усвоенный играющим вид деятельности (или отношение к миру);

•        деятельность, благодаря которой происходит развитие психики;

•        социально-педагогическую форму организации обучения. [50]

Итак, под игрой в данной работе понимается такой вид непродуктивной деятельности, имеющий действия и ограниченный правилами, который направлен на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Игра – это отличающийся своеобразием, свойственный дошкольному возрасту путь усвоения опыта общества, отражение жизни. Игра нужна для полноценности развития каждого индивида, именно в игре реально приобретать новые навыки, именно с помощью игры можно опробовать новые пути взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.