ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.
методическая разработка ( группа) на тему

Кутепова Наталия Валериевна

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :
1.  понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
2.  выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
3.  распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
4.  отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc115.77 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :

  1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
  2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
  3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.
  4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться спец.группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом. Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: «Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива».

Предварительно для каждого ребенка готовится буклет, состоящий из бланков методик и чистых листов, необходимых для рисования испытуемым его ответов по методикам, не имеющим специальных бланков.

Практически все обследования проводятся в присутствии родителей. Исключение составляют только две методики «Домик» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Во время проведения этих методик родители не присутствуют, т.к. при срисовывании домика они могут отвлекать детей, а при исследовании доминирования мотивов случайной или сознательной репликой могут повлиять на выбор ребенка. При выполнении остальных заданий присутствие родителей очень желательно. Когда родители лично видят какие задания выполняют их дети, у них нет оснований считать, что к их детям были чрезмерно строги и предвзяты.

По окончанию выполнения всех заданий в случае необходимости родителям даются рекомендации, как лучше за оставшееся время подготовить их ребенка к школе.

Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься  детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми. По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что он все делает правильно и хорошо.

Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица «Сводные данные о работе с ребенком», заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика в школе.

Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога.

К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом.

При переходе ученика в новое учебное заведение карта может передаваться психологу этого учреждения.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

Варианты развития.

По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие большей или меньшей коррекционной работы.

При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить интеллектуальные механизмы, чем личностные.

Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении

КАРТА  ГОТОВНОСТИ  И  НЕГОТОВНОСТИ  РЕБЕНКА

 К  ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Проявление

 Готовности учащихся к обучению

Уровни развития  проявлений готовности к обучению в школе

Высокий - 5

Средний - 4

Низкий – 3

Психологическая  и социальная готовность к школе

  1. Желание учиться в школе.
  2. Учебная мотивация.

  1. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.

  1.  Планирование (возможность организовать  свою деятельность в соответствии с ее целью).

Ребенок хочет идти в школу.

Осознает важность и необходимость  учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл адекватно  ведет себя.

Действия ребенка  полностью соответствуют  содержанию цели. Может организовать свою  деятельность в соответствии с ее  целью.

Особого желания идти в школу нет.

Собственные цели  учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (иметь портфель, ходить со сверстниками в школу и др.)

Контакты к общению затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

Действия ребенка частично соответствуют  содержанию цели.

Идти в школу не хочет.

Цели учения не осознает, ничего привлекательного  в школе не видит.

Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании  ситуации.

Действия ребенка не соответствуют цели. Свою деятельность самостоятельно организовать не может.

Развитие познавательной  деятельности

  1. Кругозор.

  1. Развитие речи.

  1. Развитие познавательной активности, самостоятельности.

  1. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).

  1. Произвольность деятельности.

  1. Контроль деятельности.

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, о животных, растениях и и.д.

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Ребенок любознателен, активе, задания выполняет с интересом самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах.

Правильно определяет содержание  смысла анализируемого, точно и четко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие наречия при сравнении обнаруживает закономерные связи.

Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

 

Соответствие результатов усилий ребенка и поставленной  цели, ребенок сам может  сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.

Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.

Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна.

 Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.

Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей,  выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проявляет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается,  трудности преодолевает только при психологической поддержке.

Частичное соответствие результатов усилий  ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие.

Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок.

Уровень активности самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любопытности не проявляет.

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна помощь, воспринимается помощь с трудом,  самостоятельные перенос не осуществляется.

Деятельность хаотична, непродуманна,  отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывается деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая помощь малоэффективна.

Полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение психологической готовности детей к школьному обучению.

Памятка для родителей по психологической готовности детей к школьному обучению....

Статья "Процедура определения психологической готовности к школе."

Рекомендация адресована воспитателям, работающим в подготовительной к школе группе...

Определение психологической готовности детей ЗПР к обучению в школе (диагностический материал)

1. Определение психологической готовности к школьному обучению  2 Программа диагностики готовности к обучению в школедетей с ЗПР 7-го года жизни Блок № 1ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕНН...

Комплекс методик для определения уровня психологической готовности к школе

В данной работе собраны различные методики, помогающие определить уровень психологической готовности к школе...

Определение психологической готовности ребенка к школе

Готов­ность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных-психологических исследований. Приведена подробная информация о готовности, рекомендации по подго...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Презентация "Определение психологической готовности к школьному обучению" (по Гуткиной). Презентация содердит материалы программы....

Диагностический материал для определения психологической готовности детей к школьному обучению.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые ш...