Консультация "Консультирование в ДОУ"
консультация ( группа) на тему

Консультация для педагогов-психологов детского сада .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx60.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

                                       

                                                                                                  Из опыта работы

        Педагог- психолог:

                                                                     Белоус О.В.  

        

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «практический психолог». Главная задача  психолога  - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной  прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Для того чтобы решать все эти задачи, практический психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.   Одно из которых мы сейчас рассмотрим - это консультации.

Обычно консультации  проходят в  моем кабинете  психолога (а не в коридоре или на улице, как хотят некоторые родители, потому что у них  всегда мало времени), а в кабинете: т.к. обстановка сама по себе настраивает на сотрудничество, расслабление или, если нужно - собранность. Для разных целей в кабинете есть гимнастический мяч, разнообразные  игрушки дидактические игры, песочная терапия , сказкотерапия   и музыкальное сопровождение.  Есть в кабинете и  удобные мягкие кресла, которые  помогают расслабиться даже взрослым.

Консультации .

 Бывают двух видов: те, которые планируем мы сами, и по «запросу родителей». Первые -  провожу  в течение года по темам, которые, по моему  мнению, актуальны для  детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся  консультации,  которые я даю воспитателям детского сада. http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/b_01_1054.jpg

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам потом к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года я приглашала родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду. Те взрослые, которые не нашли возможности прийти, через некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, в связи с нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те

трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой...»

В своей работе с детьми я считаю главным принятие ребенка таким, каков он есть, и тесное сотрудничество с семьей . Просвещение родителей по вопросам адаптации я начинаю до   прихода их  ребенка в детский сад. Родителям вновь прибывших детей предлагается  заполнить индивидуальную карту развития ребенка. В ней, как правило, бывают вопросы о семейном положении, особенностях течения беременности и родов, родовых травмах . И за день до прихода ребенка в детский сад я передаю воспитателям ясельных групп  всю информацию о ребенке, которая была получена в  ходе беседы с родителями. Это помогает построить работу  практического психолога и воспитателя  с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В консультациях «по запросу» - охватываются любые проблемы , которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом ,любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

При встречах с детьми или детско-родительской парой мы разговариваем, играем игрушками, рисуем и лепим из пластилина,  делаем упражнения на расслабление  . Особенно нравится  родителям и  более приемлемо в моей работе  песочная терапия  с элементами  сказкотерапии. Разыгрывая проблемные ситуации мы находим  пути решения  проблем взрослого и ребенка.

Для более плодотворной работы в детском саду создан консультативный пункт, в  который , за консультациями к специалистам обращаются все желающие , живущие в нашей долине. За время  работы консультативного пункта ко мне обратились с такими вопросами:  «Как подготовить ребенка к детскому саду», «Как помочь ребенку легче пережить процесс  перехода из дома в детский сад».

Работая в сфере образования десятый  год, анализируя психологическую литературу, можно отметить то, что в последнее время возросло количество обращений родителей к практическому психологу с жалобами на негативные проявления в поведении детей, в первую очередь на частые проявления у воспитанников агрессивности и тревожности. Родители все чаще обращаются ко мне со следующими вопросами: «Адаптация к детскому саду»,Готовность к

школе. Что это такое?», «Как бороться с проявлением агрессивности, склонности к агрессии?», «Как мы, родители, можем помочь избавить от страхов, тревожности своего малыша?», «Гиперактивный ребёнок ». «Возрастные особенности развития ребенка», «Застенчивый ребенок», «Особенности психологического развития ребенка», «Развитие способностей ребенка», «Кризис трех лет».

Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых — сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.