В русской горнице
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

В ходе занятия - посиделок продолжаем знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, развиваем эстетическое восприятие на основе фольклорных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-посиделок

«В русской горнице»

(подготовительная к школе группа)

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа,
  • развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений,
  • воспитывать интерес к русской культуре.

Материалы:

  • русские костюмы, вышитое полотенце, рубашка, вязанные варежки,
  • лапти, корзины,
  • спицы, нитки для вязания,
  • коврик самотканый,
  • самовар, расписные ложки,
  • деревянные игрушки.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением народных костюмов, народных гуляний,
  • разучивание русских народных песен, хороводов, игр, стихов, пословиц;
  • словарная работа со старинными словами

Ход мероприятия.

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входят дети. Воспитатель (хозяюшка) в русском сарафане встречает гостей.

Хозяюшка. Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Давно вас поджидаю, праздник без вас не начинаю. Как полагается, по русскому обычаю отведайте хлеба-соли, гости дорогие! Уши слушают – все слышат. Глаза смотрят – и всё видят. Ноги – руки не мешают. А как звать вас я не знаю.

Чтоб запомнить вас, друзья,

Есть хорошая игра,

С детства мне она родна,

Каравай - принимай,

Своё имя – называй. (Дети угощаются хлебом – солью, называют свои имена).

     Проходите, садитесь, будьте как дома (дети садятся на лавочки). Удобно ли Вам? Посидим рядком, да поговорим ладком. У меня для каждого найдется и местечко, и приветливое словечко. Располагайтесь поудобнее – «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» – не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу. Вспомним обычаи старины далекой. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! Русские посиделки! Ребята, как вы думаете, что такое посиделки? (ответы детей). Давайте вспомним, как это было раньше…

Дети.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, пели песни,
И водили хоровод!

Хозяюшка. Так и было в старину, темными зимними вечерами,  люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали шутки-прибаутки и, конечно же, занимали себя разными работами: пряли, вязали, вышивали, плели, вырезали из дерева разные предметы. Вот такие вечера и назывались посиделками.

       Как я уже сказала, на посиделках женщины пряли пряжу. Ребята, а вы знаете, как это делается? (ответы детей). Я вам сейчас расскажу.

Рассказ воспитателя в сопровождении мультимедийной презентации.

Дети. Не учись безделью,
Учись рукоделью.
Где весело прядется,

Там весело и поется!

Хозяюшка. Эй, девчата-хохотушки!

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

 

Девочки исполняют  частушки.

Эх, пятка-носок

Выковыривай песок.

Уж и так я попляшу

Всю Вам избу распашу.

Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке.

Подою я подою

Белую коровушку

Молочко телёночку,

А сливочки милёночку.

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре!

 Хозяюшка.  Ах,  частушки хороши!
Словом, эти посиделки,
Были праздником души!

Ребята, посмотрите какие прекрасные работы сделаны искусными мастерицами (воспитатель приглашает детей к столу, где размещены вышитые работы). Какими инструментами пользовались мастерицы? (ответы детей). Давайте рассмотрим эти работы.

Дети  рассматривают изделия и инструменты, необходимые для вышивания.

Хозяюшка. Чтобы создать такую красоту требовалось много времени, терпения, усидчивости. А чтобы работа спорилась, народ развлекал себя шутками-прибаутками.

Дети.

- Где ты брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

- Я медведя поймал

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А вкусный был?

- Очень.

Хозяюшка. На посиделках трудились не только женщины, но и мужчины – они делали из дерева разные  предметы быта. Как вы думаете, что это за  предметы? (ответы детей). 

Рассказ воспитателя в сопровождении мультимедийной презентации.

Хозяюшка. А у меня как раз есть ложки расписные. Скажите, ребята, что делают ложками? (ответы детей). Вот вам ложки. Подходите, выбирайте, для забавы поиграйте!

Дети.

Перед вами выступают,

Ох, лихие ложкари.

Наши ложечки играют:

От зари и до зари.

Деревянные, резные,

Расписные напоказ.

Обойдите-ка все страны,

А, такие лишь у нас!

Дети играют на ложках и исполняют песню «Ложкари».

Хозяюшка. На посиделках пряли, вышивали, резали по дереву, вязали. Давайте рассмотрим вязаные изделия и инструменты, необходимые для этого.

Дети рассматривают вязаные изделия и современные инструменты. Воспитатель подводит их к выводу о том, что раньше были другие инструменты – деревянные.

Хозяюшка. Как мы уже знаем, на посиделках каждый взрослый был занят занимательным делом, а что же в это время делали дети? (ответы детей). А дети тоже не сидели сложа руки – девочки учились вышивать, вязать, мальчики – вырезать деревянные изделия, плести лапти и корзинки и как могли, помогали взрослым. Например, сматывать шерстяные нитки в клубочки. И сейчас я предлагаю вам показать свои умения и сноровку в этом деле?

Проводиться  игра «Смотай клубочек».

Хозяюшка. Отгадайте загадку:

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой (береза).

Демонстрация слайдов с изображением березы в разное время года, последний слайд с изображением лаптей, корзинки, шкатулки.

Хозяюшка. Ребята, из чего сделаны лапти, корзинки, шкатулки? (ответы детей). Правильно из коры березы. Как вы думаете, почему для изготовления этих предметов использовалась кора? (ответы детей).  Кто может рассказать стихотворение о березке?

А.Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

В.Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы, и стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы развесила с тонких ветвей.

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен поется в народе о ней.

Хозяюшка. А теперь пришла пора,
Поплясать нам, детвора.

Приглашаю вас на веселый хоровод.

Под русскую народную мелодию дети  танцуют хоровод с березовыми веточками.

Хозяюшка. Чтобы сделать все эти предметы, нужно потрудиться (слайд). Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом сложено немало пословицах. Давайте сейчас вспомним некоторые из них.

  • «Дело мастера боится»,
  • «Маленькое дело – лучше большого безделья»,
  • «Есть терпенье – будет и уменье». Как вы можете их объяснить.

Хозяюшка. Пожелаю вам любить свою родину, народ и не забывать традиции. Русские люди всегда славились гостеприимством и любили угощать гостей пирогами, пряниками, баранками. Вот и я для вас баранки испекла. Сами покушаете и друзей угостите. Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Воспитатель. Вот мы и побывали на русских посиделках. Скажите, ребята, а чем отличаются посиделки наши сегодняшние от посиделок, которые устраивали наши прадедушки и прбабушки?

Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

 






 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...

Мини – музей «Русская горница»

Считая необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях, мы создали мини-музей культурно – исторических традици...

Проект Мини музей "Русская горница"

В данном материале раскрывается план работы с родителями каждой возрастной группы ДОУ, который соответсвует комплексно-тематическому плану работы группы....

Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"

продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;  формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....