Организация гуманистической образовательной среды в контексте Ш.А. Амонашвили
статья ( группа) на тему

Создавать образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребенка, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon norets_l.v.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация гуманистической образовательной среды

в контексте Ш.А. Амонашвили

Одной из задач федерального государственного стандарта является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Ключевой позицией педагогической работы в современной дошкольной образовательной организации (ДОО) – ее гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых могло бы происходить полноценное развитие этой личности (45, с.10).

Гуманизация воспитания и обучения – это реализация принципов мировоззрения, в основе которых лежит постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка, формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.  [29, с.114]

В этой связи главной задачей педагога становится помощь ребенку в создании благоприятных условий для самореализации, его становлении и развитии, обеспечение условий, способствующих личностному росту воспитанника. Очевидно, одним из таких условий является специально организованная гуманистическая образовательная среда. Вследствие этого, возрастает активная роль педагогов в поиске путей совершенствования образовательной среды.

Ш.А. Амонашвили сторонник того, чтобы педагогический процесс был гуманным и способствовал развитию личности. Дети сами стремятся к очеловечиванию, к проявлению своих способностей, задатков, талантов, к служению внутреннему призванию. Они не хотят только, чтобы их заставляли учиться, заставляли стать людьми.

Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создавать образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребенка, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков.

«Ребенок хочет, ребенок может, ребенок стремиться быть развитым, знающим и умеющим. Он, или Природа в нем, протягивает руки нам – просит помощи и дает надежду. Все зависит от нас, взрослых, как мы будем принимать ребенка: как такого, в котором сидит добро и ангел, или как такого, в котором поджидают нас зло и черт».[8, с. 89]

Но самым важным является то, что развитие не терпит насилия, имеет свои закономерности и его можно успешно вести в процессе обучения, если подойти к нему с таких гуманных позиций, как сотрудничество взрослого с ребенком, посредничество взрослого между ребенком и культурой.

Надо доверчиво относиться к стремлению ребенка стать человеком, познать действительность. В тоже время, действительная жизнь детей, как полагает Ш.А. Амонашвили, является единственной основой для целостности педагогического процесса.

Шалва Александрович разработал систему основных педагогических установок. К основным установкам педагога гуманного педагогического процесс и гуманистической образовательной среды Ш.А. Амонашвили  относит такие законы педагога, как: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящими принципами педагога должны стать: принцип очеловечивания среды вокруг ребенка, принцип уважения личности ребенка и принцип терпения в становлении ребенка.

Ш.А. Амонашвили провозглашает такие заповеди педагога, как веру в свои педагогические способности, веру в безграничность ребенка, веру в силу гуманного подхода к ребенку.

Опорами в ребенке для педагога должны стать: стремление к развитию, стремление к взрослению, стремление к свободе.

Главными личностными качествами педагога должны являться: доброта, преданность и искренность.

Чтобы создать гуманистическую образовательную среду, нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, следующие педагогические требования.

Первое. В гуманистической образовательной среде ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть делает что хочет). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в неё включается и так же свободно из неё выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это метод познания действительности. Роль педагога заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка.

Второе. Гуманистическая образовательная среда должна характеризоваться ярко выраженной развивающейся тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он их преодолел, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В гуманистической образовательной среде, построенной на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

Третье. Гуманистическая образовательная среда должна предоставлять ребенку радость жизни. Образовательная среда должна обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить, подбодрить ребенка, посоветоваться. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в детский сад. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если между педагогом и ребенком царит духовная общность.

«Ребенок – целостная личность и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей» [4, с.60].

Таким образом, содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.  

Список использованной литературы:

  1. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет [Текст] /Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986
  2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  3. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике  [Текст]: (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: ИКЦ «Март»,2005.
  5. Новосёлова, Т. Развивающая предметно-игровая среда детства [Текст]  / Т. Новоселова //Дошкольное воспитание. – 1998, №4.

©Л.В.Норец , 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей образовательной среды в ДОУ

Консультация для воспитателей.Содержание: Понятие образовательной среды в ДОУ.Требования ФГТ ДО к предметно-развивающей среде.Структура образовательной среды.Требования к построению развивающей о...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...

Организация креативной образовательной среды как условия творческой самореализации субъектов образовательного процесса - включение родителей в образовательную деятельность ДОО через использование цифровых технологий.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе о...

Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...