"Путешествие в страну знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Слажнева Оксана Александровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с детьми

среднего возраста (4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 « Сибирячок»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию с детьми

среднего возраста (4-5 лет)

 Тема: «Путешествие в страну Знаний»

Воспитатель I квалификационной категории

Слажнева Оксана Александровна

г. Бердск

2016 г.

Цель: Развитие познавательного интереса детей, умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
  2. Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы, поощрять выдвижение гипотез (предположений), развивать мышление и активную речь.
  3. Развивать творческое воображение и  активность детей в речевой   и художественно-эстетической деятельности на основе элементов ТРИЗ.
  4. Воспитывать желание работать в команде, помогать друг другу.

Оснащение: музыкальное сопровождение, волшебная книга,  куклы Колобок и Лиса, ТРИЗ - схемы для составления причинно-следственных  предложений и схемы с именами признаков для постановки вопросов, декорации для оформления летней полянки, зонт, материалы для творчества на выбор детей (вата, соленое тесто, бумага, глина, снег, пластилин, фольга, «озеро», бумажные корабли и пароходы, бросовый материал для переправы, подарок от Колобка и Лисы, фишки для самооценки детей.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок»; ситуативный разговор о дружбе и взаимопомощи; конструирование из бумаги для познавательно-исследовательской деятельности; игровая деятельность воспитанников «Хорошо-плохо», «Угадай имя признака»; создание и решение проблемных ситуаций.

Ход образовательной деятельности:

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Воспитатель: Сегодня я приглашаю Вас в страну Знаний… Страна эта находится в книге, ведь читая книгу, мы узнаем много нового и интересного. Почитаем?

Воспитатель: Сегодня книга просто вырывается из моих рук! Как-будто какой-то сказочный герой мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…

Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может спросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!

- Кто- кто в  стране Знаний  живет?

- Кто- кто  сегодня к нам в гости придет?

Ответ из книги: Три вопроса мне задайте

                           И скорее отгадайте!

Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?

- Хорошо, что мы  умеем задавать вопросы.  А помогут нам в этом схемы с именами признаков.

Дети считывают вопросы.

Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?

Ответ из книги: светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.

Дети: Сказочный герой, а какой ты по форме?

Ответ из книги: У меня простая форма- форма шара.

Дети: А из какого ты материала сделан?

Ответ из книги: Из муки, сметаны, сахара…

Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?

Дети: Тесто

Воспитатель: Догадались, кто это?

Дети: Колобок!

Воспитатель: Проверим? Открывает книгу - оттуда выскакивает Колобок.

Наши волшебные вопросы  помогли нам правильно угадать: кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?

Дети: Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…

Воспитатель: Так почему вы думаете, что  он добрый?

Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!

Воспитатель: А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?

Дети: Его может съесть Лиса.

Воспитатель: И что же делать?  Как помочь Колобку?

Дети: (Ответы детей:  не нужно гулять одному… Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой)

Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями. А мы друзья Колобка, значит, мы пойдем гулять с ним вместе…

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (работа со схемой ПСП)

Ответы детей: (сейчас зима, потому что…..)

Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться  в лето, закрываем глаза и представляем  цветочную полянку…..(Музыка) Ребята, что вы слышите?

Ответы детей: (птички поют, насекомые летают и т.д.)

Воспитатель: Вот мы и перенеслись в лето. Представьте себе, как мы с  Колобком гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Ой, а это что за звуки? Звучит запись дождя.

Воспитатель: Прячемся, чтобы не намокнуть (под зонт).

Воспитатель: Ребята, когда идет дождь - это хорошо или плохо?

Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).

Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие - плохо. Дождь закончился….

Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?

Дети: Плохо - если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо -  если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему в сказке Лиса хотела съесть Колобка?

Ответы детей: он вкусный…

Воспитатель: Интересно, а можно  сделать Колобка из другого материала?

Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из  ваты…

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами слепить колобка не из теста, а из других материалов. Посмотрите, что я вам приготовила, какие материалы вы видите? (глина, пластилин, вата, снег)

Какие у нас получились красивые колобки – друзья для нашего Колобка. И они покатились дружно по дорожке (дети выполняют соответствующие действия)

 И прикатились колобки к «озеру» (емкость с водой).

Остановились, призадумались: что же делать? Как на другой берег перебраться?

Воспитатель: Давайте  с вами посоветуемся, как помочь колобкам?

Дети:

Опыт «Плавает-тонет» подбор материалов для «переправы» (линейки разной длины, губка, крышка и пр.).

Обобщение экспериментальной деятельности: общие свойства глины и пластилина – тяжелые, тонут в воде; отличия – пластилин в воде не намокает и не меняет своих свойств, водичка чистая; глина в воде намокает, вода становится мутной, из размокшей глины лепить нельзя).

Воспитатель: С вашей помощью, ребята, колобки перебрались на другой берег и решили обсохнуть и погреться на солнышке (лампа)  

Появляется Лиса: Ой, сколько Колобков, сейчас я их съем. (Пробует и понимает, что они невкусные, обиделась и заплакала)

Воспитатель: Ребята, как нам помочь Лисе, что можно ей посоветовать?

Ответы детей: – предложить дружбу.

Лиса радуется.

Лиса и Колобок благодарят детей за помощь и дарят деревянный театр.

Воспитатель: А нам пришла пора проститься с летом и вернуться в зиму. Закрываем глаза, что вы слышите? (зимняя музыка)

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали?

         Что понравилось больше всего?

        Что было самым трудным?

        Как вы оцените свою работу?

Дети прощаются  с гостями.

Анализ НОД.

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны  практические методы  - эксперементирование, наглядные – демонстрация наглядных пособий, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.  схемы, словесные – беседа с детьми, игровые – воображаемая ситуация.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа, перемещение по группе, работа с материалом для лепки, развитие мелкой моторики рук,экспериментальная деятельность. Игровые приемы - внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий.

Быстрая смена приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

В занятие были интегрированы моменты из образовательных   областей: познавательное развитие –обучение детей проводить элементарные опыты, делать выводы, поощрять выдвижение гипотез (предположений), развивать мышление и активную речь; художественно-эстетическое развитие – совершенствование  умения детей скатывать  материал для лепки  между ладонями прямыми движениями, развивая мелкую моторику рук; физическое  развитие -  развитие  двигательной  активности  детей.

В каждом моменте занятия я старалась направлять  детей  на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, придерживалась «партнерских» отношений, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

На мой взгляд, было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов и полных ответов,  уделить больше времени для работы  над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Праздник, посвященный Дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Цель: создать весёлое настроение, принести детям радость, удовольствие, показать результат музыкального образования детей и их достижения.Задачи:Образовательная:Развивающая: развивать музыкальные, арт...

Праздник ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний и игр»

Цель: создать веселое праздничное настроение, воспитать положительного отношения к детскому саду и школе.Задачи:Обучающие: обобщить знания детей о празднике День Знаний, учить быстро переключаться с о...

Сценарий праздника ко Дню знаний «Путешествие в страну Знаний» для детей 6-7 лет

Сценарий может быть интересен для музыкальных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Материал предназначен для детей 6-7 лет...