Программа "Цветные ладошки"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Замыслова Алена Александровна

Программа "Цветные ладошки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsvetnye_ladoshki.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №20 «Рябинушка»

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности

для детей раннего возраста  

 

«Цветные ладошки»

(Срок реализации 1 год)

Урай, 2012 г.

 

          СОДЕРЖАНИЕ:    

                                                                                                                                                                                           

          

1.

Паспорт программы

стр. 3

2.

Пояснительная записка

стр. 4

3.

Цель и задачи программы

стр. 5

4.

Механизм реализации программы

стр. 6

5.

Условия реализации программы

стр.8

6.

Материально-техническое оснащение программы

стр.11

7.

Система мониторинга

стр.12

8.

Приложения

стр.19

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно-эстетической направленности

для детей раннего возраста  

 «Цветные ладошки»

Воспитатель

Белова Анжелика Револиевна,

Лосева Виктория Владимировна

Организация-исполнитель

МБДОУ детский сад №20 «Рябинушка»

Адрес организации-исполнителя:

628285, Тюменская обл. ХМАО-Югра, г. Урай, мкр 3 дом 50

Телефон,

факс

(8-346-76) –29156

(8-346-76) -34750

Ф.И.О. автора

Замыслова Алёна Александровна заместитель заведующего по ВМР

Целевые группы

10 - 12 человек (от 1,5 до 3 лет)

Цель программы

Создание педагогического пространства активного взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей для художественно-эстетического развития и формирования основ продуктивной деятельности  и активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности.

Направленность

Художественно-эстетическое развитие

Срок реализации

1 год

Вид программы

Адаптированная

Уровень реализации

Дошкольное образование

Способ освоения содержания образования

Креативный

Краткое содержание программы

                       

        

Представляет условия взаимодействия детского сада и семьи по художественно-эстетическому направлению развития и формированию основ продуктивной деятельности у детей от 1,5-3 лет для активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности, успешного прохождения адаптации при поступлении в детский сад. Оказывает консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и  развития детей  раннего возраста.

1. Пояснительная   записка

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение.

В детском саду ребёнок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.  

Период раннего детства – время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребёнка. Организованная воспитательно-образовательная деятельность, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте до 3-х лет, является базой для дальнейшего развития интеллектуального потенциала. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребёнок имеет большие возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

В конечном итоге, и семья,  и детский сад заинтересованы в том, чтобы ребёнок, пройдя все этапы своего развития и становления, стал самодостаточным и успешным человеком, членом современного общества. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Одним из важнейших средств формирования такой личности является художественное воспитание и развитие.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Предлагаемая  программа «Цветные ладошки» направлена на художественно-эстетическое развитие ребёнка и формирование у него основ продуктивной деятельности и, кроме того, предполагает педагогическую поддержку семьи в воспитании и развитии  своего малыша представляет собой модель взаимодействия в триаде: ребёнок – педагог – родитель, где совместное с семьёй воспитание и развитие детей в условиях детского сада обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка и формирование гармоничных отношений с ним взрослых.

Данная программа позволяет создать условия для решения базисных задач художественно-творческого развития детей и приобщения их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, посещение детьми раннего возраста группы кратковременного пребывания позволит ребёнку наиболее успешно адаптироваться к условиям детского сада в дальнейшем, при переходе в группу полного дня.

Ведущим видом деятельности детей раннего дошкольного возраста является игра и общение со взрослым, поэтому образовательный процесс в группе строится на основе игровой мотивации и игровых упражнений, выполняемых детьми, совместно с родителями с целью обеспечения психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

 

Цель программы:

Создание педагогического пространства активного взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей для художественно-эстетического развития и формированию основ продуктивной деятельности  и активного освоения мира ребёнком в процессе различных видов деятельности.     

Задачи программы:

  1. развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  2. развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
  3. сохранение и развитие психофизиологического потенциала каждого ребёнка;
  4. создание атмосферы эмоциональной сопричастности;
  5. приобщение ребёнка к культурному наследию человечества: знакомство с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальным произведениям и т. д.;
  6. своевременное физическое, сенсорное, музыкально-художественноое развитие;
  7. развитие потребности в речевом общении;
  8. оказание консультативной помощи и поддержки родителям по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста;
  9. создание условий для успешного прохождения каждым ребёнком адаптации при поступлении в детский сад в группу полного дня.

Предполагаемый результат освоения программы: у ребёнка должны быть сформированы основные качества и психические процессы по сенсорному развитию, развитию крупной и мелкой моторики, развитию продуктивной и доизобразительной деятельности в соответствии с возрастными показателями нервно-психического развития детей от 1 года до 3-х лет; у родителей – повышение педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития своего ребёнка. (См. раздел 4 - «Мониторинг реализации программы»)

Образовательная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста «Цветные ладошки» разработана на основе авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой; пособия для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 1 года до 2-х лет «Мир раннего детства» Т.Н. Дороновой; в программе использованы материалы книги «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет» В.В. Гербовой, материалы методического пособия по работе с детьми раннего возраста «Дружная семейка» Е.О. Севостьяновой, методического пособия – приложения к журналу «Обруч» «Самые маленькие в детском саду» (из опыта работы московских педагогов) автор-составитель В. Сотникова.

Основными принципами реализации образовательных задач являются:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы  соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом есть возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов и других видах деятельности в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Содержание программы определяется психолого-педагогической работой по освоению детьми образовательных областей "Художественное творчество", "Музыка" в форме непосредственно образовательной деятельности (НОД) .   Задачи по развитию речи, математическому, сенсорному и познавательному развитию решаются в других видах детской деятельности и в процессе интеграции содержания образовательных областей, осваиваемых в НОД .

Реализация содержания программы в различных видах деятельности детей

    Таб 1.

Направления

Виды деятельности

Художественно-эстетическое

НОД Художественное творчество, Игры на развитие творческих способностей,

НОД Музыкальное развитие детей

Социально-личностное

Игры на формирование нравственных норм, сюжетно-ролевые игры

Игровые, бытовые ситуации

Бытовые игры «Убираем  игрушки», «Наведем порядок»

Физкультурно-оздоровительное

Подвижные игры на развитие основных движений

Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, игры на развитие  памяти и внимания, игры на эмоциональное развитие, игры на профилактику психоэмоционального напряжения

Познавательно-речевое

Игры на сенсорное развитие детей, игры на развитие  памяти и внимания, игры на развитие логического мышления, игры для ознакомления с окружающим миром, экскурсия в Зимний сад

Игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие речи, пальчиковые игры, игры для развития слухового восприятия, игры на развитие артикуляционного аппарата, народный фольклор

Чтение художественной литературы, театрализация, народный фольклор

2. Механизм реализации программы

Срок реализации программы - 1 год, при постоянном составе детей.

Наполняемость группы 10-12 чел.

Пребывание  детей в группе рассчитано на 2 часа 3 раза в неделю, совместно с родителями. Воспитатель группы в процессе руководства детской деятельностью обучает родителей правильно взаимодействовать со своим ребёнком. Таким образом, ребёнок находится в постоянном контакте со значимым для него взрослым (родителем), что позволяет добиваться определённого воспитательно-образовательного воздействия и, в то же время, эта деятельность проходит под руководством компетентного взрослого (педагога).

Другими формами взаимодействия с родителями являются консультации, беседы, семинары – практикумы с педагогом-психологом, учителем-логопедом и других специалистов детского сада и города по запросу родителей, библиотека для родителей (Приложение 3).

Один раз в неделю с группой сотрудничают специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Так же проводят консультации педагог-психолог и учитель-логопед.

Режим дня

Таб 2

Время пребывания

10.00-12.00

Время пребывания

17.00-19.00

Прием детей, осмотр

9.45-10.00

16.45-17.00

Игры, НОД

10.00-10.55

17.00-18.00

Перерыв

10.50-11.10

18.00-18.10

Игры, НОД

11.10-12.00

18.10-19.00

Учебный план

Таб 3

Образовательная область

Раздел

Продолжительность НОД

Количество в неделю

Музыка

Музыкальное развитие детей

10

1

Художественное творчество

Рисование

10

1

Лепка

10

1

Аппликация

10

1

Итого в неделю

40 мин

4 занятия

Расписание непосредственно образовательной деятельности

 Таб 4

Режим работы

Время пребывания 10.00-12.00

Время пребывания 17.00-19.00

Вторник

10.40-10.50

Художественное творчество. Рисование.

11.30-11.40

Музыкальное развитие детей.

Четверг

10.40-10.50

Художественное творчество. Лепка.

Пятница

17.40-17.50

Художественное творчество. Аппликация.

Циклограмма пребывания воспитанников в ДОУ

Таб 5

День

недели

Время

Вид  деятельности, содержание деятельности

Ответственный

1

вторник

9.40 -10.00

Прием детей

Воспитатель

10.00 -10.05

Игры на формирование нравственных норм

Воспитатель, родители

10.05 -10.15

Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Воспитатель, родители

10.15-10.20

Игры на развитие речи

Воспитатель, родители

10.20 -10.25

Пальчиковые игры

Воспитатель, родители

10.25 -10.35

Игры для ознакомления с окружающим миром

Воспитатель, родители

10.35 - 0.40

Игры для развития слухового восприятия

Воспитатель, родители

10.40 -10.50

НОД. Художественное творчество. Рисование

Воспитатель, родители

10.50 -11.10

Перерыв

Воспитатель, родители

11.10 -11.30

Подвижные игры на развитие основных движений (физкультурный зал)

Воспитатель, родители,

инструктор  по физической культуре

11.30-11.35

Возвращение из спортивного зала

Воспитатель, родители

11.35 -11.50

Сюжетно ролевые игры, дидактический стол

Воспитатель, родители

11.50 -12.00

Игра на эмоциональное развитие, уход детей домой

Воспитатель, родители

2

четверг

9.40 -10.00

Прием детей

Воспитатель

10.00 -10.05

Игры на формирование нравственных норм

Воспитатель, родители

10.05 -10.15

Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Воспитатель, родители

10.15 -10.25

Дидактический стол

Воспитатель, родители

10.25 -10.30

Игры на развитие мелкой моторики

Воспитатель, родители

10.30 -10.35

Игры на сенсорное развитие

Воспитатель, родители

10.35 -10.40

Игры на развитие  памяти и внимания

Воспитатель, родители

10.40 -10.50

НОД. Художественное творчество. Лепка

Воспитатель, родители

10.50 -11.10

Перерыв

Воспитатель, родители

11.10 -11.20

Сюжетно ролевые игры, игры на развитие логического мышления

Воспитатель

11.20 -11.30

 Игры на сенсорное развитие детей

Воспитатель, родители

11.30 -11.40

НОД. Музыкальное развитие детей

Музыкальный руководитель

11.40 -11.50

Возвращение с музыкального зала, экскурсия в Зимний сад

Воспитатель, родители

11.50 -12.00

Игра на эмоциональное развитие, уход детей домой

Воспитатель, родители

3

пятница

16.45 -17.00

Прием детей

Воспитатель

17.00 -17.05

Игры на формирование нравственных норм

Воспитатель, родители

17.05 -17.15

Игры на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Воспитатель, родители

17.15 -17.20

Игры на развитие мелкой моторики

Воспитатель

17.20 -17.30

Чтение художественной литературы

Воспитатель

17.30- 17.40

Игры на сенсорное развитие детей

Воспитатель

17.40 - 17.50

НОД. Художественное творчество. Аппликация

Воспитатель, родители

17.50-18.00

Бытовые игры (наводим порядок)

Воспитатель, родители

18.00 - 18.10

Перерыв

Воспитатель, родители

18.10 - 18.20

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Воспитатель, логопед

18.20.- 18.35

Сюжетно ролевые игры

Воспитатель, родители

18.35 -18.45

Игры на профилактику психоэмоционального напряжения

Воспитатель, психолог

18.45- 19.00

 Бытовые игры «Помоги прибрать группу» (убирают игрушки) уход детей домой

Воспитатель, родители

3. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:  воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Гербова В.В., «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет», Москва «Просвещение» 1993г.;
  2. Доронова Т.Н., пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 1 года до 2-х лет «Мир раннего детства», Москва, 2005г.;
  3. Лыкова И.А.,  Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», Москва, Творческий центр «Сфера», 2009г.;
  4. Петрова В.А., Музыкальные занятия с малышами, Москва, «Просвещение», 1993г.;
  5. Севостьянова Е.О., методическое пособие по работе с детьми раннего возраста «Дружная семейка», Творческий центр «Сфера», 2005г.;
  6. Сотникова В., методическое пособие – приложение к журналу «Обруч» «Самые маленькие в детском саду» (из опыта работы московских педагогов), «Линка-Пресс», 2005г.  

Перечень литературы для родителей

  1. Ветрова В.В. Во что  играть с ребенком до 3 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2008. – 176 с.
  2. Воспитание гармоничного отношения к природе: игры-заняти с детьми 2-3 лет/ авт.-сост. Н.М. Бачерова – Волгоград: Учитель, 2012. – 126с.
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста /под ред. Л.Н. Павловой. – М: просвещение, 1986
  4. Галанов А.С. Я иду в детский сад. Пособие для родителей и воспитателей. М.: Школьная Пресса, 2002. – 80с. – (Библиотека журнала «Дошкольник». Младший школьник». Вып. 5).
  5. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с. (Ранний возраст)
  6. Королева Т.В. Игры с красками: (рисование в младенческом возрасте). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48с. (Ранний возраст)
  7.  Кузнецова А.Е. Лучшие  игры для детей от 1 года до 3 лет, Москва «Просвещение», 2010
  8.  Лункина Е.Н. Растим малыша 2-3 лет. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 96 с. (Ранний возраст)
  9.  Махнева М.Д.., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – 96. – ТЦ Сфера, 2008. (Ранний возраст)
  10.  Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В.
  11.  Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 122с.
  12.  Сорокина, Н.Ф. Кукольный театр для самых маленьких: (театр.занятия с детьми от 1 года до 3 лет)/Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. – М.,: Линка-Пресс, 2009 – 224 с.

Перечень литературы, рекомендуемой для чтения детям

Задачи: приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки, а также авторские  произведения (проза, стихи); предоставлять возможность вслед за  взрослым повторять некоторые слова, фразы.  

Русские народные потешки  и песенки

О больших  и маленьких

1. «Петушок, петушок, ты подай голосок…»

2. «Ладушки, ладушки…»

3. «Идет коза рогатая…»

4. «Сорока – сорока…»

5. «Уж  я Танюшке пирог искепу…»

6. «Люли, люлюшки, люли прилетели к нам гули…»

7. Баю – баю –баинбки, в огороде заиньки!»

8. «Потягунушки, порастунушки…»

9. «Водичка, водичка…»

10. «Вода текучая, дитя растущее…»

11. «Дыбочек – дубок…»

12. «Катя, Катя, маленька…»

13. «Киска, киска…»

14. «Большие ноги шли по дороге…»

15. «Ножки, ножки, куда бежите?»

16. «Курочка – рябушечка, куда идешь?»

17. «Солнышко – ведрышко…»

18. «Дождик – дождик…»

Забавы и шутки

1. «Тень – тень –потетень, села кошка под плетень…»

2. «Еду –еду к бабе, к деду…»

3. «Поехали – поехали…»

4. «Пальчик – мальчик…»

5. «Тили – тили – тили – бом!»

6. «Петушок, петушок, золотой гребешок…»

7. «Козонька рогатая…»

8. «Кто у нас хороший…»

 Рассказы  и стихи

Играем вместе

1. Л. Толстой «Была  у Насти кукла…»

2. Н. Калинина «Как Саша  и Алеша  пришли в детский сад»

3. З. Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!»

4. Э. Мошковская «Мчится поезд»

5. А Барто «Смотрит солнышко в окошко», «Самолет построим сами…»

6. Н. Френкель «Топ – топ»

7. Т. Волгина «Паровоз»

О братьях наших меньших

1. А. Барто «Кто как  кричит»

2. В. Берестов «Мишки, Мишка лежебока»

3. Я. Тайц «Три котенка»

4. Л. Павлова «У кого какая мама?»

5. «Привяжу  я козлика» (русская народная)

6. М. Клокова «Мой конь»

7. В. Хорол «Жил – был зайчик»

О природе

1. О. Высотская «Грибок»

2. «Уж ты, зимушка –зима» (русская народная)

3. «Как по снегу по метели» (русская народная)

4. «Приди к нам, весна!» (русская народная)

5. «Солнышко –ведрышко…» (русская народная)

6. «Огурчик – огурчик» (русская народная)

7. «Радуга – дуга» (русская народная)

8. «Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад» (русская народная)

Знакомимся со сказкой

1. «Курочка Ряба» (в обр. К. Ушинского)

2. «Репка» (в обр. К. Ушинского)

3. «Козлятки и волк» (в обр. К. Ушинского)

4.Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Посещение группы предполагается в специально оборудованной групповой комнате (изостудии), для музыкальных занятий и подвижных игр  используются музыкальный  и физкультурный залы.

Успешная реализация программы и достижения ожидаемых результатов во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в группе. Стены в приемной,  в которой дети и родители раздеваются, оформлены информационными стендами , украшены лучшими детскими работами, имеется информация от специалистов дошкольного учреждения. Группа для занятий хорошо освещена (естественным и электрическим светом), оборудована необходимой мебелью в соответствии с требованиями СанПин, столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, игрушками, дидактическим материалом. В помещении имеется туалетная комната раковины, горшки, унитаз.

Перечень оборудования групповой комнаты

 

Зона развития крупной моторики:

- шариковый сухой бассейн;

-коврик массажный   со «следочками»;

-дорожка  массажная

-мячи  резиновые(5  штук);

-мяч-шар надувной;

-флажки;

-спорткомплекс  для  малышей.

Зона сенсорного развития:

-мозаика крупная;

-домик  с вкладышами (большой  и  маленький);

-юла  музыкальная;

-настенный модуль для развития стереогностического  чувства;

-«Черепаха»  с вкладышами;

-«Кораблик» с вкладышами;

-музыкальный коврик «Деревня Простоквашино»;

-музыкальный коврик «Денс  микшн»;

-матрешка пятерка;

-настенный модуль сравнение цветов;

-стенка для сенсорного развития.

Зона развития мелкой моторики

-шнурки для нанизывания мелких бусин;

-шнуровка на основе с отверстиями;

-бумага для сгибания;

-акустическая тактильная панель;

-салфетки для складывания;

-природный  материал  для сортировки;

-бусы  деревянные, крупные  для нанизывания на шнурок.

Зона продуктивной  и изобразительной деятельности:

-мольберт;

-полка для размещения материалов изобразительной деятельности;

-доска для рисования мелом;

-вырезанные педагогом простые  контуры из бумаги для раскрашивания  и составления композиций;

-цветные мелки, восковые мелки, гуашь;

-различные  материалы для аппликаций  и коллажей;

-фломастеры 12 цветов;

-тесто соленое;

-различные материалы  для  аппликаций  и  коллажей;

-штампики;

-цветная  бумага;

-напольная  раскраска.

Зона развития речи:

-книги серии  «Мои первые слова»;

-предметные  картинки  по темам  «Одежда»,  «Транспорт»,  «Игрушки»,  «Посуда», и  т.д.;

-все предметы окружающей среды;

-предметные картинки  с изображением животных  и растений;

-набор муляжей овощей  и фруктов;

-наборы фигурок животных диких  и домашних;

-карточки  с изображением животных «Папа-мама-детеныш»;

-«речевые» коробочки  с мелкими предметами;

-театр Би-ба-бо «Курочка Ряба»;

-театр Би-ба-бо «Теремок»;

- театр Би-ба-бо «Заюшкина избушка»;

-театр Би-ба-бо «Три медведя»;

театр Би-ба-бо «Маша и медведь»

Игрушки - предметы оперирования:

-набор кеглей;

-качалки «Лошадка»,  «Динозаврик»;

-машина – каталка;

-самосвал  с полуприцепом;

-автомобиль бортовой;

-трактор «Богатырь  с грейдером»;

-лопатки пластмассовые;

-юла-карусель;

-мягкие игрушки (разнообразные);

-куклы;

-различные дидактические наборы;

-кухонный  сервиз «Волшебная  хозяюшка».

5. Мониторинг результатов усвоения программы воспитанниками

Мониторинг проводится два раза в год и обеспечивает возможность оценки динамики развития воспитанников.  

Система мониторинга состоит из диагностических дневников для возрастных групп от 1,5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет.

Воспитатель совместно с родителями в установленные сроки (начало и конец года) заполняют диагностические дневники, анализируют данные и выявляют динамику развития каждого ребёнка.

Диагностические дневники разработаны в авторской программе М.Н. Бахаровской, представленной в пособии «Адаптационная группа кратковременного пребывания» Рецензент Л.С. Половодова, к.п.н., доцент, зав кафедрой методики дошкольного воспитания ПКИПКРО г. Волгоград.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

(возраст детей от 1,6 до 2 лет)

Ф.И. ребенка____________________________________________________Возраст_______

Диагностируемые качества, психические процессы

Показатели нервно-психического развития

Максимальное количество баллов

Сентябрь

Январь

Май

1

2

3

4

5

6

Независимость

1.Пользуется самостоятельно туалетной комнатой

6

2.Пользуется салфеткой после еды

3.Самостоятельно одевает  (носки, колготки, шапку, обувь)

Социализация

1.Выполняет словесные указания взрослого

16

2.Понимает слова: «можно», «нужно», «нельзя»

3.Отвечает на приветствия взрослого «Здравствуй», «До свидания»

4.Принимает помощь педагога

5.Умеет подождать своей очереди, если педагог занят с другим ребенком

6.Убирает игрушки на место

7.Просит помощи у взрослого, если  она необходима

8.Проявляет добрые чувства по отношению к сверстникам

Развитие крупной моторики

1.Бросает мяч в ящик (диаметр 20-25 см)

22

2.Пробует бегать

3.Пробует ловить брошенный мяч

4.Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой

5.Ходит по наклонной поверхности, приподнятой одним концом от пола на 15-20 см (ширина 25 см, длина 1,5-2м)

6.Поднимается и спускается с предмета (высота 15см)

7.Перешагивает через веревку, палку, приподнятую на 18 см от пола

8.Перелезает через препятствие (высота 20 см)

9.Подлезает под веревку  (40-35 см)

10.Лазает вверх, вниз (высота 1-1,5м)

11.Бросает мяч правой и левой рукой на дальность (диаметр 6-8 см)

1

2

3

4

5

6

Сенсорное развитие

1.Различает предметы по форме (круг, квадрат, прямоугольник)

14

2.Подбирает предметы по форме

3.Различает предмет по размеру, называя их «большой», «маленький»

4.Узнает и называет предметы независимо от их цвета и размера (мяч большой, красный)

5.Знает названия основных цветов (красный, синий, желтый)

6.Различает: -холодный – горячий;

 -сладкий – соленый

Развитие мелкой моторики

1.Умеет совершать виды предметной деятельности:

-перекладывать;

-вкладывать;

-пускать и проталкивать;

Нанизывать;

Вытаскивать предметы из емкости

14

2.Держит правильно столовую ложку при работе с  дидактическим материалом (перекладывание предметов)

3.Открывает  и закрывает различные коробочки

Развитие речи

1.Понимает слова: «можно», «нужно», «нельзя», «хорошо», «плохо»

12

2.Выполняет несложные поручения («Подойди к полке», «Возьми мишку»)

3.Знает названия:

-предметов;

-одежды;

-животных (домашних);

-деревьев

Доизобразительная деятельность

1.Оставляет след на бумаге в виде линий и кругов

6

2.Размазывает краски пальцем

3.Раскатывает палочки из теста (с 1 года 8 месяцев)

Примечание: 0 баллов – не владеет материалом; 1 балл – работает с помощью взрослого;

2 балла – работает с материалом самостоятельно.

Критерии оценки:

78-98 баллов – высокий уровень

50-77 баллов – средний уровень

до 49 баллов – низкий уровень

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

(возраст детей с 2 до 3 лет)

Ф.И. ребенка____________________________________________________Возраст_______

Диагностируемые качества, психические процессы

Показатели нервно-психического развития

Максимальное количество баллов

Сентябрь

Январь

Май

1

2

3

4

5

6

Независимость

1.Пользуется самостоятельно туалетной комнатой

10

2.Пользуется салфеткой после еды

3.Самостоятельно одевает   одежду, обувь

4.Способен самостоятельно ориентироваться в здании, в группе

5.Может сменить одежду

Социализация

1.Отвечает на приветствие, вопрос («Доброе утро», «Как дела?»)

14

2.Умеет сказать и воспринять слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините»

3.Принимает помощь педагога и сверстника

4.Просит помощи, если она необходима

5.Убирает самостоятельно игрушки, материалы за собой

6.Проявляет интерес к поручениям взрослого

7.Демонстрирует  добрые  чувства и уважение  по отношению к сверстникам

Развитие крупной моторики

1.Бросает мяч:

-вперед двумя руками;

-от груди;

-из-за головы;

-через шнур

30

2.Лазает по гимнастической лестнице вверх, вниз (высота 1,5м)

3.Ходит и бегает, не наталкиваясь на других детей

4.Бросает мяч правой, левой рукой:

-на дальность;

-горизонтальную цель

5.Ходит по наклонной доске, приподнятой одним концом от пола на 20-30 см

6.Перешагивает через  предметы (высота 10-15 см)

7.Подлезает под веревку  (40-30 см)

8. Прыгает на двух ногах:

-на месте;

-с продвижением вперед;

-в длину с места

9.Ловит мяч брошенный воспитателем

1

2

3

4

5

6

Сенсорное развитие

1.Различает предметы по форме (квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник)

24

2.Различает предметы по величине (до 5 размеров)

3.Может собирать по принципу увеличения и уменьшения:

-большой-маленький;

-длинный-короткий

4.Распознает плоские геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник)

5.Сопоставляет фигуры с проекцией

6.Знает названия:

-основных цветов;

-неосновных цветов

7.Называет ткани (мех, кожа)

8.Различает:

-шумы (громкий-тихий);

-горячий-холодный;

-сладкий-соленый

Развитие мелкой моторики

1.Умеет совершать виды предметной деятельности:

-пересыпать;

-перекладывать;

-сортировать;

-вкладывать;

-вкалывать;

-откручивать и закручивать;

-опускать и проталкивать предмет;

-нанизывать;

-нанизывать;

-вытаскивать предмет их емкости

26

2.Успешно работает:

-с бельевыми веревками;

-пинцетом и бусинками

3.Правильно держит:

-столовые предметы;

-карандаш

Развитие речи

1.Знает названия:

-окружающих предметов;

-овощей;

-фруктов;

-цветов;

-ягод;

-деревьев;

-насекомых;

-птиц;

-диких животных;

-домашних животных и их детенышей

26

2.Рассказывает потешки, небольшие стихотворения

3.Знает временные понятия (вчера, сегодня, завтра)

4.Знает пространственные понятия

(близко, далеко, низко, высоко)

Развитие доизобразительной деятельности

1.Рисует:

-закругленные линии (солнышко, облачко);

-узоры по образцу

12

2.Лепит:

-баранки;

-пирамидки;

-яблочко

3.Раскатывает колбаски и шарики из теста

Примечание: 0 баллов – не владеет материалом; 1 балл – работает с помощью взрослого;

2 балла – работает с материалом самостоятельно.

Критерии оценки:

132-166  баллов – высокий уровень

84-131  баллов – средний уровень

до 83 баллов – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....