Консультация для педагогов «Основы экономической грамотности детей 6-7 лет» 2021 г.
консультация по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Экономическая грамотность детей -  дошкольников тема для меня новая, поэтому прежде, чем организовать работу с детьми 6-7 лет, познакомилась с некоторыми авторскими программами по экономике, прошла курсы повышения квалификации на тему: «Экономическое воспитание и формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_ekonomicheskoy_gramotnosti_detey_6-7_let.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района«Детский сад «Березка» п.Горноправдинск

Консультация

«Основы экономической грамотности детей 6-7 лет»

Подготовила:

         воспитатель  подготовительной                                                 группы «Ручеек» Девяткова Е.В.

Горноправдинск 2021 г.

Экономическая грамотность детей -  дошкольников тема для меня новая, поэтому прежде, чем организовать работу с детьми 6-7 лет, познакомилась с некоторыми авторскими программами по экономике: «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», которая разработана авторским коллективом, под руководством заслуженного учителя Г.Н. Бирина; с модифицированной образовательной программой «Экономика – детям», разработчики которой  О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина -  воспитатели д/с «Рябинка из г. Нягани; ознакомилась с рабочей программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей», разработчик программы старший воспитатель Л.Н. Виндюкова.Прошла курсы повышения квалификации на тему: «Экономическое воспитание и формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».

Актуальна ли эта тема: «Основы экономической грамотности  детей 6-7 лет?   Обращение к основам экономической грамотности детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком.

Что отличает финансово-грамотного человека: знания своих прав; ведение и учет своих доходов и расходов; умение ориентироваться в мире финансов; умение тратить меньше, чем зарабатывать (экономичность); рациональное распределение финансовых продуктов и услуг; умение планировать свою жизнь.Очевидно, что необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Финансы и семья…

Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми выяснилось, что почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.

     Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество. Максим Г:.: «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка.Она пользуется специальным мерным стаканчиком».

Дети и деньги…

Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «рубли», «сколько стоит», «куплю в магазине», «у меня много денег, я богач»  и т.д.  Затем провела беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы:

- Как ты думаешь, откуда берутся деньги?

- Зачем людям нужны деньги?

- Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?

- Можно ли деньги выбрасывать?

- Где можно хранить деньги?

Целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки», «куплю подарок маме»; «купил бы сладости», «куплю крутую тачку»,  «купила бы для папы и мамы большой дом». Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно «беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом. На  вопрос: «Где можно хранить  деньги? Дети отвечали, что деньги можно хранить в копилке, кошельке, в банкомате и в сбербанке, а так же на картах. Есть понятие о банкомате, что выдает деньги. Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека.

Работу по экономической грамотности организую с детьми 6-7 лет  по программе «Занимательные финансы», авторИ.М.Абзалова -   старший воспитатель.

Цели:создание системы работы воспитателя в группе, способствующей формированию у детей дошкольного возраста предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений в условиях богатой материалами экономического характера предметно-развивающей среды.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа ХМАО-Югры, приобщением к народному искусству;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненнонеобходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить)
  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля -качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Очень важно перед началом работы создать предметно – развивающую среду. Игровые уголки – от расстановки мебели, до изготовления оборудования к ролевым играм оформлены по принципу: динамичность, доступность, многофункциональность.

         В группе имеются в наличии атрибуты к играм (купюры с деньгами, монеты, кассовый аппарат, рекламные вывески, весы, сумки), некоторые из них изготавливали вместе с детьми  - это различные кошельки сложили  путем «оригами»,  ценники, визитки, чеки, конфеты заворачивали в фантики и др.

Помощь родителей в экономическом воспитании необходима и важна. Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была проведена консультация: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста».Привлекла родителей к созданию развивающей среды:они помогли пополнить «Супермаркет «Магнит» и «Салон красоты»  разными баночками, коробочками, банковские карты и др. материалом.

Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Салон красоты «Ромашка», «Супермаркет «Магнит»,  Кафе «Мороженое», «Ярмарка», «Аптека», «Больница», «Столовая»  и др.  Дети знают, что многие профессии  взаимосвязаны, знают какими профессиями богат наш край. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей: Мой папа работает водителем и перевозит грузы,  а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить».

 Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому  предпочтение отдаю таким формам, как игра. В своих беседах с детьми, объясняю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже экономика.

Для усвоения детьми основ экономических знаний, использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. И опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожила  также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.

     В нашей группе работает мастерская по ремонту игрушек и книг. Иногда дети берут работу на дом, поточить карандаши, отремонтировать игрушки, вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Никогда не забываю подчеркнуть значимость работы детей для других людей. Практикуем посильный труд: заправляем постели, моем игрушки, выполняем «генеральную уборку», наводим порядок в игровых уголках и на полках с играми, активно дежурим.

     Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет платье. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. На занятии «Предметы, облегчающие труд людей» было  предложено детям отгадать загадки:

1. Идет пароход то взад, то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

2. От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

     Дети с удовольствием отгадывали загадки, а также придумывали свои. Обсуждая ответы, дети убеждались в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирали своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объясняли как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления.

Овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы, рассказы и сказки с экономическим содержанием:  «Муха Цокотуха» К. И. Чуковский, «Сказка о Копеечке» автор Кузнецова Н.А.

Из сказки про Копеечку дети узнали, о деньгах, что людям выплачивают «заработную плату», что нужно хорошо трудиться, чтобы заработать деньги, не допустимо покупать  «все-все-все» без разбора., что отрицательный персонаж - воришка не любил трудиться и зарабатывать деньги, любил только те деньги, которые достаются даром (украсть), узнали нельзя брать чужое, не заработанное; а труженики много работали и получили подарки и гостинцы. Услышали пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую

Задачи по освоению  основ финансовой грамотности  решаем с детьми в различных видах деятельности и через непосредственно образовательную деятельность по финансовой грамотности: «Деньги в твоей семье», Тратим разумно. Экономим», «Что и сколько стоит: спрос и предложение», Игра-занятие «Откуда появились деньги», «Доход семьи», «Потребности и желания»  и др.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений познакомились с монетами, учимся считать монеты, покупаем-продаем в задачах.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь.

Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?

Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?

Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.

Во время беседы «Значение воды в нашей жизни» дети научились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят.

Хочется  сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей 6-7 лет нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому использую самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Провела игру «Реклама: хорошо  - плохо». Дети говорили, в основном, про телерекламу. Вот некоторые высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится».

На вопрос, для чего нужна реклама, дети отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а потом купили»; «Для того, чтобы люди покупали хорошие товары».

     Детей старшего дошкольного возраста  интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них. Поэтому, несмотря на то,что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются». Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. В своей группе  изготовила рекламу «Бутербродов» В процессе лепки бутерброда дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д.

Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная.Дети играют в сюжетно-ролевыеигры с экономическим содержаниемс удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды, беседы с просмотром иллюстраций и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по формированию основ  финансовой грамотности дошкольников. Для себя определила,  повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми  6-7 лет.

Примерные игры

                                      Кафе «Мороженое»

Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

Материал: меню с изображением продуктов питания, мороженого.

Воспитатель  «приглашает» детей посетить кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Открываем Супермаркет «Магнит»

Цель: систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить  детей смногообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи:
1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
2. Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.
3. Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Ход игры: воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени
важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы
потратим их на то, что надо, их не останется?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вамоткрыть магазин, а что такое магазин? Ответы детей.
Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины?Ответы детей.
Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары?И как он будет называться?
Ответы детей.

Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Ктонужен для работы в супермаркете?

И назовем Супермаркет «Магнит», показать вывеску.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель:
 закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой вмагазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад,рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбираютпрофессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нампривезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам статьсупервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытоваяхимия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мыоткрыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди внаш супермаркет?


                       Творческая игра «Сделай рекламу»
Материал:
 ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям(например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти.Карандаши, пластилин.
Ход игры: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества рассортированныхкатегорий товара) и оформите рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельнооформляют плакаты.После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами икак их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открытьмне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты «Ромашка».

Цель:Учить детей объединяться для игры. Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр).Развивать интерес к профессиям.  Показать значимость данного труда для людей.

Материал: атрибуты для игры

Воспитатель  «приглашает» детей посетить салон красоты, чтобы красивыми идти в кафе «Мороженое», рассмотреть предметы необходимые для салона.

Литература

  1. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 г;
  2. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
  3. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
  4. Л.Г. Киреева «Играем в экономику» / Волгоград, 2008 г;
  5. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  6. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

   Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.     Сегодня – это предмет специальных исследований в ...

Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»

Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем....

Консультации для педагогов «Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

В условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису....