Работы к портфолио Бельчиковой Т. А.
материал (младшая группа) на тему

МБДОУ ОВ "Копьёвский детский сад "Колосок"

Педагогическое эссэ на тему: «Почему я выбрала профессию воспитатель»

Работа: «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc14.73 КБ
Файл rabota_dlya_publikatsii_belchikova_t.a.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссэ на тему:

«Почему я выбрала профессию воспитатель»

«Чтобы воспитать человека,

надо самому чувствовать себя

человеком в лучшем смысле

 этого слова».

Вахтеров В.П.

  Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Как понять нашёл ты своё место в жизни, выбрал ли ты правильно тот путь, по которому готов идти всю жизнь. Идти, не сворачивая с него ни при каких обстоятельствах. Что повлияло на этот выбор – природная склонность к какой-то деятельности или, как часто говорят судьба.

Мой путь к профессии воспитателя был долгим, хотя я со школы мечтала работать в детском саду. Может так сложились обстоятельства моей жизни, предоставив возможность сначала поработать в других сферах деятельности. Затем повернула мой путь к профессии воспитателя детского сада, когда мне уже тридцать лет.

Так что же такое воспитатель детского сада? Конечно же, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще. Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Но самое главное, чем этот сосуд будет наполнен. И задача воспитателя заполнить этот сосуд добром, милосердием, творчеством, знаниями, умениями и навыками, что бы этот сосуд нес не только красоту, но и был полезным и востребованным для нашего общества.  К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно – он живёт в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть трудным, нелёгким, отнимающим порой всё и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовёшь.

     Если задуматься над словом воспитатель, что оно означает? Слово без приставки «вос» звучит как – «питание». Приставка «вос» меняет его значение. Как ребёнок не может выжить без питания, так он не может выжить и без хорошего воспитания, без умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми. Воспитатель – человек, питающий душу, сердце  ребенка, его сознание, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий его внутренний мир.  Как сказал В.А.Сухомлинский «Наш важнейший педагогический инструмент - умение глубоко уважать человеческую личность в своём воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую, вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать». Значит, воспитателю необходимо научить детей любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть все страхи и тревоги. Конечно, всё выше сказанное невозможно без общения. Без общения человек одинок. Умение общаться – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредства других людей.  Умение делиться игрушками, уступать, прощать; сеять добро, милосердие, любовь ко всему живому.

    Воспитатель для детей  – учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймёт и поможет в трудную минуту.  Для этого воспитателю необходим жизнерадостный и веселый характер, если сердиться, то не долго, избегать монотонности, скуки, поэтому воспитатель должен разумно чередовать обучение, отдых, игры, чтобы дети не скучали. Всегда должен оставаться интересным для своих детей. Важно не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности. А как важно уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!

  Я всё больше убеждаюсь, что я выбрала правильный профессиональный путь!



Предварительный просмотр:

Тема: «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста»

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» Э.К. Суслова

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в    народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и  культуре.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Отмечается, что фольклор - действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора. К малым формам фольклора относятся: - колыбельные песни, пестушки, потешки, поскакушки, прибаутки, жеребьевки, заклички, проговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. Их влияние на развитие речи детей неоспоримо.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку. На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:

- Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший,
Димочка пригожий….
Он по лугу едет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают
.

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка умой мое личико…”), накормить (“Травка - муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. 

Большое внимание нужно уделять изучению народной сказки, пословицам, поговоркам, закличкам. Также, наряду с этим материалом, использовать такую форму работы, как беседа. Дело в том, что давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. А ведь так важно дать дошкольнику эти знания для дальнейшего формирования его личности и приобщения к русской культурею

Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей сустным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Работая  с  детьми  дошкольного  возраста, я  пришла  к  выводу: организовать  режимные  моменты, провести игру – занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившихся малышей  могут помочь потешки, прибаутки, колыбельные, создававшиеся  русским  народом в течении  веков и  вобравшие в себя  всю  его  мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. И  что примечательно: малые фольклорные жанры, помогая воспитателю в его работе, помогают и его воспитанникам. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно  народной  русской  речи, отражающей как известно, традиции и мировоззрения её создателей и носителей.
   Огромную роль фольклор играет в воспитании  ребенка. Он самым простым и доступным  для  малышей языком знакомит их с устным народным творчеством – через песенки, стишки, потешки, поговорки, сказки. Учит детей трудолюбию, доброте, заботе, прививает им любовь к животным, к своей родине, к близким  людям. Сказки  развивают  воображение и фантазию ребенка, песни – чувства ритма и память, стихи пополняют словарный запас ребенка. Весь фольклор дает более полное представление о жизни наших предков в чем и заключается его основная задача.

Многие старинные русские традиции в наше время начинают угасать, забываться. А ведь так важно знать о том, как жили наши предки, ведь без знания своего прошлого нельзя постичь настоящее. Вот почему нужно закладывать в маленьких детях любовь к наследию своих предков с самого раннего возраста!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как работать над самообразованием (памятка, план в портфолио)

данный материал содержит этапы работы по самообразованию педагога ДОУ. на каждый этап дается памятка по работе. разработан табличный вариант плана по самообразованию, который включается в портфолио на...

Портфолио из опыта работы

Портфолио - это опыт моей работы в ДОУИз своего опыта работы я знаю, что принятие ребенка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной  коррекционно – образовательной деятельности...

Представление опыта работы по теме: Портфолио детей дошкольного возраста

Портфолио - как оценка индивидуальных способностей....

Информационно-творческий проект воспитателя Бельчиковой Т.А.

ВИД ПРОЕКТА: информационно-творческий.ТИП ПРОЕКТА: игровой.СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: фронтальный.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: воспитатели, дети 2-3 лет.ПРОБЛЕМА. ...

Технология работы с портфолио ребёнка

Использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску ...

План работы с портфолио "Мой ребёнок с пелёнок"

План  работы  с  портфолио "Мой  ребёнок  с  пелёнок"...

Образец заполнения таблицы по результатам коррекционной работы (к портфолио учителя-логопеда). Андрюшина Наталья Николаевна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 395" г.о. Самара

При создании портфолио на присвоение / подтверждение категории необходимо подготовить  различные  документы: справки, сертификаты, копии  приказов, выписки и пр., а также таблицы, в кот...