Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию «Гармония души»
рабочая программа ( группа) на тему

 Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенсорной комнаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

Дополнительная образовательная программа

 по сенсорному развитию

«Гармония души»

                                       Педагог- пихолог

Смолич А.И.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь». Б. Прейер Испокон веков самой большой ценностью для любого человека было здоровье. Не зря говорят: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — всё потерял». Особого внимания заслуживает проблема эмоционального здоровья детей. Опыт показывает, что ежегодно в каждой группе детского сада наблюдаются дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Таким детям трудно длительное время выполнять задания, они неусидчивы, часто нарушают правила поведения, нередко становятся инициаторами конфликтных ситуаций. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды тренингов, но довольно редко — специально разработанные программы развивающих занятий в сенсорной комнате. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с задержками психического и речевого развития. Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.

Актуальность данной программы состоит еще и в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

 Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых и обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир одиноко. Вернуть всю остроту восприятия – главное назначение организованной сенсорной комнаты и образовательной программы по сенсорному развитию «Гармония души».

Программа является дополнением к комплексной программе «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, планируется в вариативной части учебного плана и рассчитана на 2 года обучения. Программа составлена на основе методических пособий «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате» (Щеканова В. Н.) и «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» (В. Л. Женеврова).

Цель: создание условий для активизации сенсорного аппарата, знакомство с приемами снятия психоэмоционального напряжения и эмоционального возбуждения у детей, расширение познавательной сферы.

 Задачи:

1.Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды чувственного восприятия, обогащать их чувственный опыт.

2.Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения.

3.Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников. Возрастная группа: дети 2 – 4 года.

Форма организации занятий: подгрупповые по 4- 5 человек, 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Предполагаемые результаты:

 1.Нормализация психического и эмоционального состояния дошкольника.

2.Снижение беспокойства и агрессивности.

3.Снятие нервного возбуждения и тревожности.

4.Активизация мозговой деятельности.

5.Развитие восприятия и познавательной деятельности.

Методы:

1.Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности.

2.Игры и упражнения, направленные на контакт с телом (с применением элементов игрового сенсомоторного тренинга).

3.Светотератия.

4.Проектирование.

 5.Метод введения затруднений.

 6.Дыхательная гимнастика.

7.Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

 8.Релаксационные упражнения.

Структура занятий:

1.ПРИВЕТСТВИЕ (Вхождение в процесс). Создается положительный эмоциональный настрой.

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ.

3.ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

4.РЕФЛЕКСИЯ (сравнение поставленных и достигнутых целей – какие чувства испытали, что получили для себя, определение последующих целей).

5.ПРОЩАНИЕ. (Проговаривание слов благодарности каждому участнику).

 Используемые методики и технологии.

1.Технологии развивающего обучения в работе с детьми.

2.Игровые технологии.

3.Компьютерные технологии.

4.Сказкотерапия.

5.Цветотерапия.

6.Звукотерапия.

Система работы по развитию сенсорного аппарата у дошкольников предполагает: - совместную деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальную работу воспитателя с детьми; - самостоятельную деятельность самих детей.

Практическая значимость:

1.Создаются условия для развития личности каждого ребенка.

2.Учитываются возрастные особенности детей.

 3.Профилактика асоциального поведения детей.

4.Обеспечивается эмоциональное благополучие детей.

Оборудование сенсорной комнаты

 Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

1.Релаксационный — в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, фонотека релаксационной музыки; 2.Активационный — в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, массажеры, сухой бассейн.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка — все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность.

 Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, улыбкой. Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и ведущий. В сенсорной комнате можно получить совершенно новые представления об окружающем мире, ведь 90% информации воспринимается через глаза. Для этого в комнате используются всевозможные световые приборы, от местоположения и состава которых зависит и расположение иных важных элементов. Занятия в сенсорной комнате используются в комплексе с традиционными педагогическими приемами и методами, могут быть групповыми и индивидуальными. Занятия в сенсорной комнате используются как дополнительный инструмент терапии и повышают эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья. Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. На занятиях по сенсорному развитию дети узнают о создании и назначении предмета, играют и экспериментируют с представленными материалами, а также обогащают свой чувственный опыт. Находясь в сенсорной комнате, ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических функций, органов чувств, вестибулярного аппарата и релаксации. Поэтому занятия направлены:

- на снятие мышечного напряжения; - активизацию различных функций ЦНС;

  - развитие памяти, внимания, мышления, восприятия; - развитие двигательной активности. Положительные эмоциональные переживания, возникающие у детей в процессе звучания приятных музыкальных произведений, помогают им сосредоточить внимание, тонизируют ЦНС, способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сенсорная комната позволяет ребенку быть самим собой, делать то, что он захочет сам. Игры с детьми проводятся на основе интеграции с использованием разнообразного игрового материала, что позволяет легко переключать малышей на другой вид деятельности.

Список литературы

1. Баряевой Л. Б. Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб., 2008.

2. Браудо Т.Е. Методическое пособие по использованию сенсорной комнаты. – 2009.

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства, 2001.

5. Кириченко Ю.А. Коррекция игровой деятельности в сенсорной комнате. В сб. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 58 - 64.

6. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. Волна. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие. Сост.— СПб., 2003.

7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991.

8. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.

 9. Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 1999.

10. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. Под ред. В.Л.Женеврова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. –СПб.: ХОКА, 2007

11. Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.

12. Сенсорные комнаты "Снузлин" (сборник статей и методических рекомендаций"). М.: ООО Фирма "Вариант", 2001. -с. 47 -57. 13. Щеканова В.Н. «Комплексные занятия с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного воспитания по сенсорному развитию детей 4-5 лет

Чтобы научить малыша правильно говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать, совершенствовать мелкую моторику кисти и пальцев рук. Тренировка пальцев через оп...

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "Разноцветный мир".

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию у детей в первой младшей группе "разноцветный мир"...

Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие " на 2019-2020 учебный год

Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности....

Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие" на 2020-2021 год

    Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ор...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по сенсорному развитию детей «Разноцветный мир»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6....

Дополнительная программа по сенсорному развитию детей раннего младшего дошкольного возраста "Мир сенсорики"

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозе...